Слайд 1Управление образования г.Альметьевска и Альметьевского муниципального района
Специфика коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
с детьми с ОВЗ
в условиях детского образовательного учреждения компенсирующего
вида
Подготовила:
учитель-логопед
МБДОУ №19
«Звездочка»
Асылгараева Л.О.
Слайд 2Предметно-развивающая среда
Среда насыщенная
Слайд 6Среда доступная и безопасная:
Слайд 7Взаимосвязь учителя-дефектолога и учителя-логопеда
Слайд 8Показ бинарной коррекционно-образовательной деятельности с учителем-дефектологом
Слайд 9Программы :
«Программа обучения и воспитания под редакцией Стребелевой Е.А., Екжановой
Е.А.
«Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением
интеллекта», «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г.
Слайд 10Нарушения речи у детей нарушениями интеллекта:
Нарушения речи детей с нарушением
интеллекта носят системный характер:
1.Не сформировано фонематическое восприятие
2.Не развит артикуляционный аппарат
3.Отмечается
полиморфное нарушение звукопроизношения
4.Ограниченный словарный запас
5.Стойкие аграмматизмы в речи
6.Отсутствие или слабая сформированность фразовой речи
Слайд 11Индивидуальные и подгрупповые занятия
На подгрупповые занятия учитель-логопед берет 2-3 ребенка
Чаще всего занятия проводятся в индивидуальной форме, так как многие
дети тяжело усваивают программный материал
Слайд 12Направления логопедической работы
1.Формирование психологической базы речи (развитие восприятия, внимания, памяти);
2.Работа
над пониманием обращенной речи;
3.Развитие мелкой ручной и артикуляционной моторики;
4. Развитие слухового
внимания и фонематического восприятия;
5. Развитие чувства ритма;
6.Развитие дыхания и голоса;
7. Совершенствование произносительной стороны речи;
8. Формирование активной речи (звукоподражания, лепетные слова, отдельные слова, элементарные фразы, совершенствование фразовой речи).
Слайд 13Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении
умственно отсталых дошкольников.
Слайд 16Развитие слухового внимания и фонематического восприятия
Различение на слух неречевых
звуков
Различение речевых звуков
Слайд 17Работа над дыханием, ритмом и голосом
-Выработка длительного целенаправленного выдоха
-Логоритмические
упражнения без музыкального сопровождения
-Закрепление чувства ритма на музыкальных занятиях
-Пропевание гласных
звуков
Слайд 18Работа над произносительной стороной речи
Развитие мимической моторики
Развитие артикуляционной моторики
Постановка
звуков механическим способом, постановка звуков от сохранных звуков, постановка звука
от артикуляционного уклада
Длительная автоматизация звуков у детей с СНР
Слайд 19Формирование активной речи
1.Формирование пассивного и активного словаря( использование реальных предметов)
2.Формирование
предикативного словаря
3.Формирование глагольного словаря
Слайд 20Работа над грамматической стороной речи строится:
Различение единственного и множественного
числа существительного( «Где кукла? Где куклы?»)
Различение простых предлогов( в,
на, под)
Различения слов-антонимов(большой- маленький, короткий-длинный)
Слайд 21Мониторинг
Уровни речевого развития( по результатам набранных баллов:
Низкий
Ниже среднего
Средний
Достаточный
Слайд 22Методические пособия по развитию речи
Слайд 25Морозова И. А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты
занятий. Для работы с детьми 4—5 лет с ЗПР.
Пушкарева, Морозова:
Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР.
Слайд 26Вывод:
Взаимосвязь работы по коррекции речи с развитием познавательных процессов (восприятия,
памяти, мышления).
Взаимосвязь логопедической работы с программой по ознакомлению с окружающим
миром и развитию речи, ритмике, музыке. Работа по коррекции речи у дошкольников с ОВЗ должна проводиться в тесной взаимосвязи логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя.
Системный подход к формированию речи: логопедическая работа на любом этапе должна проводиться над речевой системой в целом.
Использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой деятельности, стимулирования мыслительных операций, повышения интереса к занятиям.
Максимальное использование при коррекции дефектов речи у дошкольников различных анализаторов учет особенностей межанализаторных связей, свойственных этим детям; учет особенностей психомоторики.