Слайд 1УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
Вопросы:
1. Понятие управления персоналом
2. Управление персоналом как социальное
явление и наука
3. Управление персоналом как вид профессиональной
деятельности
Слайд 2Введение к курсу
«Управление персоналом»
Управление любой организацией предполагает,
прежде всего, воздействие на людей. Характер и содержание этого воздействия
зависит от тех целей, которые ставит субъект управления. В управлении персоналом они ориентированы на востребование способностей человека в интересах организации. В ХХ веке эта практика стала профессиональной по своему характеру.
Слайд 3Понятие управления персоналом (УП)
УП – часть управленческой деятельности субъекта управления,
направленная на воспроизводство и востребование способностей персонала.
Управление персоналом –
относительно молодой вид управленческой деятельности.
Профессиональный характер этот вид деятельности приобрел в середине
ХХ столетия.
Слайд 4ОПРЕДЕЛЕНИЕ УП
Управление персоналом (УП) = Human Resourse Management (HR)
УП –
это система организационных, социально-экономических, психологических нравственных и правовых отношений и
действий, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей человека как в интересах самого человека, так и организации.
УП – механизм реализации кадровой политики (кадровой стратегии) организации
Слайд 5 «Управление персоналом организации – целенаправленная деятельность руководящего состава
организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая
разработку концепции
и стратегии кадровой политики,
закономерностей,
принципов и методов управления персоналом организации.
Управление персоналом заключается в
формировании системы управления персоналом;
кадровом планировании,
проведении маркетинга персонала;
определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале;
учёте и нормировании численности работников».
(Кибанов А.Я. Основы управления персоналом : Учебник.– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. С. 24).
Слайд 6Объект УП - человек
Предмет УП – способности, возможности, профессиональный опыт,
необходимые для достижения целей организации и выступающие сложнейшим объектом и
предметом управления.
Слайд 7персонал
как объект управления
Персонал (лат. «личный») – личный состав организации,
работающий по найму и обладающий определенными признаками: качественными характеристиками (профессия,
специальность, квалификация) и наличием трудовых отношений с работодателем
Кадры – постоянный штатный состав квалифицированных работников
Слайд 8особенности человека как ресурса организации
Реакция людей на управленческое воздействие носит
эмоционально-осмысленный, а не механический характер
Человек способен к самосовершенствованию и саморазвитию,
это самовозобновляющийся ресурс
Люди имеют собственные цели, которые хотят реализовать с помощью организации
Непредсказуемый, вероятностный характер реакции на управленческое воздействие
Слайд 9Управление количественными и
качественными характеристиками
состава персонала
в соответствии со стратегией
организации
Рациональная реализация
профессионального
потенциала
(способностей)
человека в организации
Эффективное
применение
кадровых
технологий
Обеспечение благоприятных
условий для деятельности
человека в организации
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ
ЗАДАЧИ УП
Слайд 10 Исходя из миссии организации, ее целей,
кадровой стратегии, кадровой политики определяются принципы и функции конкретных кадровых
технологий.
Слайд 12ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
СИСТЕМНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
научность
стандартизация
экономичность
целесообразность
технологичность
комплексность
прогрессивность
интегративная гуманность
ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ
СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
иерархическая типологизация
полномочная автономность
взаимодействие и взаимозаменяемость
согласованность
профессионализация
сочетание централизации и автономности
ПРИНЦИПЫ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОПТИМИЗАЦИИ
СЛУЖБ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
адаптивности
специализации
преемственности
устойчивости
оперативности
эффективности
Слайд 13СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ
планирования и прогнозирования персонала
найма и учета персонала
мотивации
поведения персонала
и социального развития
трудовых отношений
и условий труда
развития персонала и
управления карьерой
развития организационных структур управления
правового обеспечения системы управления персоналом
консультационного обеспечения системы управления персоналом
информационного обеспечения системы управления персоналом
организация взаимодействия
со всеми подразделениями информационно-аналитического характера
информационное обеспечение принятия решений по кадрам и управлению персоналом
информационное сопровождение кадровых технологий (аттестация, конкурс, квалификационный экзамен, отбор персонала)
ведение
учета, статистики, мониторинга персонала
информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом (программное обеспечение)
обеспечение персонала научно-технической информацией
ФУНКЦИИ
Слайд 15Структура УП как социального явления
Вид профессиональной
деятельности
Наука
Механизм реализации кадровой политики
Социальный институт
Слайд 16НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ УП
УП как профессиональная деятельности носит комплексный социально-управленческий характер,
поэтому его научная база носит интегративный характер
Многопарадигмальный статус УП
философия,
экономика,
психология
Междисциплинарная методология УП
Управление
Социология
Психология
Экономика
Педагогика
Право
Слайд 18Материально-производственные- развитие промышленного производства, изменение потребностей и темпов потребления
Научно-технические и
технологические –развитие науки и техники, изменение информационной и вещественно-энергетической составляющей
деятельности, потребность в специальном образовании
Организационные – возникновение сложных форм совместной деятельности людей
Социально-экономические- профессионализация видов деятельности, потребность защиты профессиональных интересов, капиталоемкость профессионального опыта человека, конкуренция за профессионала
Правовые – становление нормативных основ, регулирующих деятельность работодателей и работников
ПРЕДПОСЫЛКИ
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ И УП
КАК ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 19ПРИЗНАКИ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ФОРМЫ УП КАК ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Качественное изменение
структуры вида деятельности
Социальная востребованность практики
Дифференциация людей по качеству исполнения деятельности
без предварительного специального обучения
Становление социального института УП (профессиональных сообществ, традиций, норм, правил, профессиональной культуры и др.)
Формы: трудовое занятие, ремесло, вид профессиональной деятельности
Слайд 20«человек как расходный ресурс»
«ленивого человека»
«человек как экономический ресурс»
«человеческих отношений»
«единой
семьи», «единой команды»
«профессионал как капитал организации»
«профессионал и профессионализм как важнейшая
ценность организации»
«персонал – социальный капитал организации»
ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ УП
Слайд 21Физиократический
Технократический
Рационалистический
Гуманистический
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ УП
как вида деятельности
Слайд 22Физиократический этап
человек рассматривается как носитель силы;
ценностью являются его
актуальные (проявленные) природные, энергетические возможности.
Исторически длительный этап
Слайд 23Рационалистический (прагматический)
человек понимается как экономический ресурс, фактор производства;
ориентация на рациональные
действия человека, заданные трудовыми функциями, применяемыми технологиями
Слайд 24Технократический этап
человек ценится и рассматривается как элемент «человеко-машинного комплекса»
ориентация на
адекватность профессиональных возможностей человека требованиям техносферы
Слайд 25Гуманистический этап
человек понимается как важнейшая ценность общества, организации;
ориентация на профессионализм, интеллектуальный и культурный уровень человека.
Слайд 26Этапы и инфраструктура УП
На каждом этапе развития УП зарождается инфраструктура
УП как вида деятельности:
-субъекты,
-объекты,
-средства, механизмы, кадровые технологии
-традиции, нормы и др.
Слайд 27Эволюция
организационных основ УП
До конца ХIХ века – исключительно руководитель
(субъект управления).
Начало ХХ – первая половина века – отдельные подразделения
– найм, учет рабочего времени (1900 г. – бюро по найму, США), 1912 г. – отдел кадров, административные отделы, секретари по благополучию.
Середина ХХ века – кадровые службы, службы управления персоналом.
Вторая половина ХХ века – службы управления человеческими ресурсами.
Слайд 28Создание системы учебных заведений, обеспечивающих подготовку специалистов по УП; разработка
национальных программ по подготовке специалистов по УП.
Развитии широкой сети консалтинговых
услуг в области социально-кадрового аудита и кадрового менеджмента.
Повышение статуса служб УП и их руководителей до уровня первых заместителей руководителя.
Создание широкой сети общественных международных и региональных структур, объединяющих специалистов по УП из различных стран (Национальный союз кадровиков, региональные и всемирные конгрессы по управлению персоналом).
Формирование самостоятельные системы УП: японская, европейская, американская.
Разработка стандартов профессиональной деятельности в области УП
Издание профессиональных периодических изданий
ТЕНДЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ УП
Слайд 29ВЫВОДЫ
Зарождение вида профессиональной деятельности объектом и предметом которого являются профессиональные
способности протекает на протяжении длительного исторического периода.
Человеческая практика именуемая управлением
персоналом со временем трансформируется в самостоятельный вид профессиональной деятельности, социальный институт и область научных исследований.
Профессионализация УП вытекает из объективной потребности перманентного решения одной из ключевых задач управления – обеспечивать минимизацию несоответствия требуемого профессионального опыта организации, необходимого для достижений ее целей и задач (стратегии) и реально существующего профессионального опыта персонала организации.
Слайд 30Технология управления персоналом предполагает
организацию найма, отбора, приема персонала,
его
деловую оценку,
профориентацию и адаптацию,
обучение,
управление его деловой карьерой
и служебно-профессиональным продвижением,
мотивацию и организацию труда,
управление конфликтами и стрессами,
обеспечение социального развития организации,
высвобождение персонала и др.
Сюда же следует отнести вопросы взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости, управления безопасностью персонала.