Слайд 1Доцент: Гольман Т.И.
УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ
Слайд 2План
Понятие интеллектуального капитала
Структура ИК
Подходы к оценке ИК
Состояние ИК в
современной России
Слайд 3Т. Стюарт
Интеллектуальный капитал есть интеллектуальный материал (знания, опыт, информация, интеллектуальная
собственность), который может быть использован для создания богатства.
Это – коллективная
умственная энергия.
Ее трудно обнаружить, и еще труднее управлять ею. Но уж если Вы ее обнаружили и заставили служить себя, Вы - победитель»
Слайд 4Дж. Гэлбрейт
Термин «Интеллектуальный капитал» ввел в научный оборот экономист
Дж.
Гэлбрейт
в 1969 г.
Слайд 5Интеллектуальная собственность
Интеллектуальная собственность определяется Гражданским кодексом РФ (часть 4,
ст.1225) как
«охраняемые результаты интеллектуальной деятельности (РИД) и
приравненными к ним средства индивидуализации».
Слайд 6Объекты интеллектуальной собственности
произведения науки, литературы и искусства;
программы для ЭВМ;
базы данных;
исполнения;
фонограммы;
изобретения;
полезные
модели;
промышленные образцы;
селекционные достижения;
топологии интегральных микросхем;
секреты производства (ноу-хау);
фирменные наименования;
товарные знаки и
знаки обслуживания.
Слайд 7Охрана объектов интеллектуальной собственности
Авторское право (гл. 70 ГК РФ) охраняет
произведения науки, литературы и искусства:
Имущественные: использование произведения;
Неимущественные: авторство, права на
имя, обнародование, защиту репутации автора.
Авторское право неотчуждаемо.
Действует на протяжении всей жизни автора + 50 лет после его смерти.
Наследуемо.
Слайд 8Интеллектуальные права
Смежные права (гл. 71 ГК РФ) –
права на
воспроизведение и копирование объектов
авторского права
Действуют 50 лет после первого исполнения
произведения,
его записи, передачи в эфир.
Патентное право (гл. 72 ГК РФ)
охраняет промышленную собственность:
Изобретения;
Полезные модели;
Промышленные образцы.
Основной охранный документ – патент.
Дает исключительное право пользования изобретением, полезной моделью.
Срок его действия :
для изобретения – 20 лет,
для полезной модели – 10 лет,
для промышленного образца – 15 лет.
Слайд 9Структура
интеллектуального капитала
Слайд 10Структура
Интеллектуального капитала (К. Свейби)
Слайд 11Концепция интеллектуального капитала К.-Э. Свейби
Слайд 12Методы для оценки интеллектуального капитала
Слайд 13Метод Scandia Navigator
Интеллектуальный капитал складывается из:
человеческого капитала (умственных способностей, навыков,
творческого отношения к делу, целеустремленности и энтузиазма работников компании)
структурного капитала (к которому относится все, что остается в компании, когда ее служащие уходят домой).
Слайд 14«Навигатор» компания Скандия (Лейф Эдвинсон)
Слайд 15Аспекты деятельности компании Скандия
Слайд 16Коэффициент Тобина
Это отношение рыночной цены компании к цене замещения ее
реальных активов (зданий, сооружений, оборудования и запасов).
Основной тезис:
Рыночная
цена компании может быть определена на основе данных о капитализации фирмы, которые основываются на оценках фондового рынка, но, наиболее достоверно проявляется лишь при реальной покупке ее другой компанией.
Слайд 17Расчет коэффициента Тобина
q = 1 – рыночная стоимость активов совпадает
с балансовой стоимостью активов компании.
q > 1 – рыночная стоимость превышает балансовую
стоимость активов компании.
Высокое значение q подталкивает инвесторов к решению больше вкладывать в капитал данной компании, потому что он стоит дороже, чем за него заплачено.
q < 1 – рыночная стоимость активов компании меньше, чем их балансовая стоимость. Означает, что рынок недооценивает компанию.
q = P / C
Р — рыночная стоимость активов компании (рыночная капитализация).
С — восстановительная стоимость активов компании, равная сумме расходов, необходимых для приобретения всех активов фирмы по текущим ценам.
Слайд 18Коэффициент Тобина российских компаний
Слайд 20Сбалансированная система показателей BSC
Р. Каплан и Д. Нортон (1996
г.)
Перспектива обучения и развития
Обучение сотрудников содействует развитию корпоративной культуры. Образованные люди
- это основной ресурс .
Перспектива бизнес-процессов
Показатели позволяют определить клиентоориентированность компании.
Перспектива клиентов
Ориентации на клиента и его удовлетворенность в любой сфере.
Анализ типов клиентов, процессов, продуктов, услуг – их соответствие ожиданиям покупателей для обеспечения лояльности клиентов в перспективе.
Финансовая перспектива
Обеспечение точных данных о капитале, обработке и поддержке финансовых данных.