Слайд 1Упражнения и игры
по развитию памяти
Подборку игр и упражнений по
развитию памяти
подготовила Курило Марина Георгиевна
Слайд 2Упражнение «Покажи» (на развитие двигательной памяти и координации движений)
Вспомни как
прыгает щенок за косточкой? Покажи.
Как ходит корова? Покажи.
Как бодается бык?
Покажи.
Как кошка лежит на солнышке? Покажи.
Как бегает по рельсам трамвай? Покажи.
Как ты поднимаешься по лестнице? Покажи.
Как полицейский своей палочкой останавливает автомобиль? Покажи.
Как бабушка поправляет очки? Покажи.
Упражнение "Запомни цифры“ (развитие слуховой памяти)
Ребенку называются цифры. Для начала можно назвать – пять, шесть цифр. Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались.
Если ребёнок хорошо запоминает цифры, можно увеличить их количество.
Например: 9, 3, 7, 4, 1, 5.
Слайд 3Игра «Экран» (развитие зрительной памяти)
На полу или на столе разложены
различные предметы в определенном порядке. Ребёнок «фотографируют» своим взглядом эти
предметы. «Фотографирование» идет на счет 5. После этого ребёнок закрывает глаза и отворачивается. Взрослый меняет местами несколько предметов. По сигналу, ребёнок открывает глаза и называет что изменилось.
Игра «Вспомни пару» (развитие смысловой памяти)
Прочитайте ребенку первый ряд слов и предложите запомнить их попарно. Затем прочитайте только первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать второе слово пары (начать можно с 4 - 5 слов).
1 ряд: кукла – играть, курица – яйцо, нож – резать, книга – читать, солнце – лето, щетка – зубы, мышка – норка, снег – зима, петух – кричать, корова – молоко.
Усложнение! 2 ряд: перо – вода, очки – ошибка, платок – дерево, рыба – пожар, замок – время, лошадь – небо, лепка – трамвай, сапоги – котел, расческа – вечер.
Слайд 4Игра «Слушай и исполняй» (развитие двигательной памяти)
Взрослый называет вслух несколько
движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности,
в какой они были заданы. Далее, можно поменяться, ребёнок называет движения, а взрослый показывает.
Игра «Магазин» (развитие слуховой памяти)
Взрослый может отправить ребенка в «магазин» и попросить его запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 4 -5 предметов, увеличивая их количество до 7 – 8 -10. В этой игре полезно меняться с ребёнком ролями. Магазины могут быть разными: «игрушки», «одежда», «косметика», «посуда» и др.
Слайд 5Игра «У оленя дом большой» (развитие у детей умения запоминать
текст с помощью мнемонических приемов)
Взрослый, проговаривая текст игры, сопровождает его
движениями: У оленя (руки над головой скрещены) Дом большой (руки над головой изображают крышу). Он гляди в свое окошко (руки перед лицом изображают окно). Заяц по лесу бежит (движение руками, как при беге), в дверь к нему стучит (кулаком имитация стука в дверь). Стук, стук. «Дверь открой! Там в лесу охотник злой!» (большим пальцем через плечо показывается, что сзади охотник). «Заяц, заяц, забегай! Лапу подавай!»(ребенок протягивает руку вперед).
Упражнение повторять 2-3 раза в медленном темпе, а затем в быстром темпе.
Слайд 6Упражнение «Каскад слов №1» (развитие у детей объема кратковременной слуховой
памяти)
Взрослый просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова,
затем называются два слова. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Называются три слова и т.д. Если ребенок не справился со словесным рядом, повторите этот ряд еще 2-3 раза.
1. огонь
2. дом, молоко
3. конь гриб, игла
4. петух, солнце, асфальт, тетрадь
5. крыша, пень, вода, свеча, школа
6. карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб
7. орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын
8. гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел
9. мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки
10. грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.
Слайд 7Упражнение «Каскад слов №2» (развитие у детей объема кратковременной слуховой
памяти)
Взрослый просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова,
затем называются два слова. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Называются три слова и т.д. Если ребенок не справился со словесным рядом, повторите этот ряд еще 2-3 раза.
1. доска
2. окно, дым
3. урна, кувшин, карандаш
4. мотоцикл, ванна, салат, ведро,
5. яблоко, мышь, печенье, ложка, пол
6. автобус, утка, муха, буква, овощи, чулки
7. стена, салфетка, мальчик, сорока, стрелка, дождь, тряпка
8. трамвай, сестра, компот, земля, луна, пила, стрекоза, перчатка
9. сад, труба, пылесос, паровоз, корзина, концерт, лыжи, скакалка, почта
10.дорога, комбайн, вертолет, дыня, кухня, тесто, холодильник, пуговица, ковер, антенна.
Слайд 8Игра «Свет, зажгись» (развитие памяти на события)
Для игры нужна
настольная лампа.
Взрослый, со словами: “Свет, зажгись!”, включает настольную лампу. При
зажженной лампе взрослый рассказывает любой детский стих или поет песенку. Затем взрослый говорит: “Свет, погасни!” - и выключает лампу. После этого нужно приложить палец ко рту и сказать ребенку: “Нужно помолчать”. Далее нужно снова включить лампу со словами: “Свет, зажгись!”. Игру повторить 4-5 раз.
Игра «Кто не на месте?» (развитие целенаправленного запоминания и припоминания)
Для игры нужно взять 10 небольших игрушек.
Игрушки выставляются перед ребенком на столе в один ряд. Взрослый предлагает ребенку запомнить, кто на каком месте находится. Затем ребенок отворачивается, а взрослый переставляет местами две (3,4) игрушки. После чего ребенок отвечает на вопрос: “Кто не на месте?”. (Игра проводится 5-6 раз). Можно предложить ребёнку поменяться ролями: он будет менять местами игрушки, а взрослый - отгадывать.
Слайд 12СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!!!