Слайд 1
Упражнения
на релаксацию в работе с детьми
Слайд 2Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима
сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и
жизнеутверждающего поведения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.
Слайд 3Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:
"Задуй свечу". Глубоко вдохнуть,
набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы
трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук "у".
"Ленивая кошечка". Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук "а".
Слайд 4Упражнения на расслабление мышц лица:
"Озорные щечки". Набрать воздух, сильно
надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая
свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.
"Рот на замочке". Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на "замочек", сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:
У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4—5 с). Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.
-
Слайд 5"Злюка успокоилась".
Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать
что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться
и, широко открыв рот, зевнуть:
А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь. Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).
Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело, Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться, Может, даже и зевнуть
(широко открыв рот, зевнуть).
Слайд 6 Упражнения на расслабление мышц шеи:
"Любопытная Варвара".
Исходное положение: стоя,
ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову
максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
-Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед — тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
-А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! Возвращается обратно — расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А теперь посмотрим вниз — мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно — расслабление приятно!
Слайд 7Упражнения на расслабление мышц рук:
"Лимон". Опустить руки вниз и представить
себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно
выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить "лимон" и расслабить руку:
- Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю —
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой.
"Пара" (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).
Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.
"Вибрация".
Какой сегодня чудный день!
Прогоним мы тоску и лень.
Руками потрясли.
Вот мы здоровы и бодры.
Слайд 8Упражнения на расслабление мышц ног:
"Палуба". Представьте себя на корабле. Качает.
Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их
к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу — перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону — прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!
Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
а другую расслабляем.
Слайд 9"Лошадки".
Замелькали наши ножки,
Мы поскачем по дорожке.
Но внимательнее будьте,
Что вам делать, не забудьте!
- "Слон". Поставить устойчиво ноги, затем представить
себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с "грохотом" опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе "Ух!".
Слайд 10Упражнения на расслабление всего организма:
"Снежная баба". Дети представляют, что каждый
из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега.
У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.
"Бубенчик". Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной "Пушистые облачка". "Пробуждение" происходит под звучание бубенчика.
Слайд 11"Тишина".
Тише, тише, тишина! Разговаривать нельзя!
Мы устали — надо спать
Ляжем тихо на кровать.
И тихонько будем спать.
"Летний денек". Дети
ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:
Я на солнышке лежу,
Но на солнце не гляжу.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
Солнце гладит наши лица,
Пусть нам сон хороший снится.
Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!
Прогуляться вышел гром.
Гремит гром, как барабан.
Слайд 12"Замедленное движение".
Дети садятся ближе к краю стула, опираются о
спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают
глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют
расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая —
очень легкая, простая.
Замедляется движенье,
исчезает напряженье.
И становится понятно — расслабление приятно!