Слайд 1Урок 1
Введение в курс литературы
(8 класс)
Слайд 3Повторение изученного
в 5-7 классах.
Вспомним, какие произведения мы изучали в
предыдущих классах.
Постараемся сгруппировать их по времени написания и по
авторам.
Слайд 4Русские народные сказки («Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»);
предания.
Былины, произведения обрядового фольклора, загадки, пословицы, поговорки.
Произведения УНТ
Слайд 5Древнерусская литература
«Повесть временных лет»,
«Подвиг отрока-киевлянина
и хитрость воеводы Претича»,
«Поучение
Владимира Мономаха»,
«Повесть о Петре и Февронии
Муромских».
Слайд 6Литература ΧVІІІ века
Произведения М.В. Ломоносова и
Г. Р.
Державина.
Слайд 8
Произведения писателей XX века
В.Г.Короленко «В дурном обществе»,
М.Горький «Старуха Изергиль»
( легенда о Данко),
П.П. Бажов «Медной горы хозяйка»,
К. Г.Паустовский
«Тёплый хлеб»,
М. М. Пришвин «Кладовая солнца».
Слайд 9Зарубежная литература
Мифы Древней Греции,
Гомер «Одиссея»,
Р. Бёрнс « Честная бедность»,
О Генри « Дары волхвов».
Слайд 10 Литература всегда отражала историю народа, историю страны,
обращалась к важнейшим историческим событиям, вдохновляла народ на подвиги во
славу родины, прославляла героев, обличала несправедливость («Как один мужик …», «Левша»), прививала любовь к Отечеству.
Классики русской литературы XIX в. и русские писатели ХХ в., представляющие собой гордость русской литературы, связаны своим творчеством с самыми значительными страницами русской истории..
Слайд 11
Главной темой
курса 8 класса является более подробное рассмотрение взаимосвязи
литературы и истории.
Слайд 12Рассмотрим учебник: посмотрите оглавление (обе части) и скажите, какие писатели
знакомы вам, какие встречаются впервые. Расскажите о рисунках на обложке,
форзаце.
Работаем с учебником литературы
Слайд 13Работа с учебником литературы
Познакомимся мы и с журналом «Сатирикон»,
в котором история человечества – от древнейших времен до начала
ХIX века – рассказана не учеными мужами, черпающими знания из старинных книг, изучающими письмена и манускрипты, а веселыми и остроумными людьми – писателями-сатириками. Обращение к давно ушедшим событиям и людям для авторов было лишь поводом, чтобы с юмором взглянуть на современную жизнь. Тэффи, Аверченко, Зощенко... Лучшая часть обширного наследия этих писателей-юмористов принадлежит к литературной классике.
Слайд 14Имя Александра Трифоновича Твардовского
вам уже хорошо известно.
В новом
учебном году мы познакомимся с
поэмой про бойца, знаменитым «Василием
Теркиным», пройдем вместе с солдатом
трудную дорогу войны, узнаем о тех
немногих радостях, которые
выпали на его
долю в военные будни.
Слайд 15Встреча с Андреем Платоновичем Платоновым напомнит об уже любимых произведениях:
«Юшка», «Неизвестный цветок», «Корова», познакомит с новым рассказом «Возвращение», рассказом,
которым А. Платонов восполнял урон, нанесенный душам людей в войну. Ведь война не только отстаивала сокровенно-человеческое, но и вносила огрубелость в сердца. Требовалось возобновление частей души, которые обгорели на поле боя. В этом так нуждается и капитан Иванов, герой рассказа Платонова «Возвращение».
Слайд 16Война. Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех
сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в
такое тяжкое время? Оказалось, что поэзия, песня были необходимы в годы войны. До сих пор в торжественные дни юбилеев Победы в Великой Отечественной войне по радио и телевидению звучат песни военных лет, грустные, задушевные, а иногда даже веселые. Чаще всего ветераны или люди, чья память сохранила картины военного лихолетья, слушают их, эти песни, со слезами на глазах... Стихотворения и песни о войне – это тревоги, горечь, сожаление, страдания. Послушаем их, напоем, прочитаем…
Слайд 17Не менее интересной будет встреча с героями астафьевских рассказов. Мы
прочитаем главу из книги «Последний поклон». В. П. Астафьев убежден,
что дружба имеет решающее значение в формировании характера человека. Мягкая, задушевная интонация героя-рассказчика высвечивает не столько суровую, часто жестокую действительность предвоенных лет, сколько добрые поступки людей, которые окружали героя рассказа «Фотография, на которой меня нет», их взаимное уважение, их трогательную заботу друг о друге.
Слайд 18В чем выражалась любовь поэта к Родине? Какие картины окружающего
мира остаются в его сердце, греют душу?
Ответить на эти и многие другие вопросы мы сможем, изучая раздел «Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе». Читая стихи мы постараемся понять настроение поэтов, услышать музыку, преобладающую в стихотворениях разных , поговорим о том, почему так «трудно без России» поэтам-эмигрантам, что они вспоминают на чужбине.
Слайд 19А завершит наше литературное образование в 8 классе творчество У.
Шекспира, Дж. Свифта, В. Скотта – классиков зарубежной литературы.
Слайд 20ФОРЗАЦ
часть 2
Краткий словарь литературоведческих терминов
Слайд 22Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.
А.Блок
Слайд 23Величайшего сожаления достоин тот, кто не был в плену серьезной
книги…
Юрий Бондарев
Слайд 24«Памятка читателю»
Выбирайте подходящую окружающую среду для чтения.
Если вы начали
читать, то не бросайте.
Сосредоточьтесь.
Практикуйте ежедневное чтение.
Слайд 25Домашнее задание:
Подготовить пересказ вступительной статьи (с. 3–4 учебника), сопроводив
его примерами из прочитанных стихотворений.
Задание по рядам: подготовить выразительное чтение
хороводных (1), лирических ( 2), исторических песен (3).
Слайд 26Спасибо за внимание!
Удачи в новом
учебном
году!
Слайд 27Интернет- ресурсы:
Блок: http://brs-lk3.ucoz.ru/index/blok_a_a/0-203
Сухомлинский: http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/64/615/64615891_Suhomlinskiy_VasilAleksandr.jpg
Ю.Бондарев:
http://gorod.tomsk.ru/uploads/30470/1260434310/1237680622_aab30da0ab17e8fa37910ac3ef5d69c4_big.jpg
К. Федин: http://museum.ru/imgB.asp?1255
Шарль Блан: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a5/Charles_Blanc.jpg
А.Франс: http://www.epwr.ru/quotauthor/411/8.jpg
Дж.Б.
Шоу: http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/57/64/57064103_shou5.JPG
Н. Рубакин: http://knigian.ru/images/639_rubakin._locman_knignogo_morya.jpg
Гоголь: http://900igr.net/datai/literatura/Gogol-6/0022-023-N.V.Gogol-1809-1852-g.jpg
Книга «Тарас Бульба": h http://www.livelib.ru/book/1000420427/selections ttp://www.livelib.ru/book/1000420427/selections
Маршак:
http://www.s-marshak.ru/art/portraits/portraits17.htm