Разделы презентаций


Урок 2 Тема: Создание славянской азбуки Здравствуйте, ребята! Запишите в презентация, доклад

Содержание

Создание славянской азбуки

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок 2
Тема: Создание славянской азбуки
Здравствуйте, ребята!
Запишите в тетрадях число и

тему урока.
Прочитайте материал презентации.
Выпишите определение слов «устав» и «полуустав».
Сравните современный

алфавит и кириллицу. Напишите, какие изменения в нём произошли.

Урок 2Тема: Создание славянской азбукиЗдравствуйте, ребята!Запишите в тетрадях число и тему урока.Прочитайте материал презентации.Выпишите определение слов «устав»

Слайд 2Создание славянской азбуки

Создание славянской азбуки

Слайд 3Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки:

А (аз) и Б (буки):

АЗБУКА: АЗ + БУКИ
Слово “алфавит”

происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: 

АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА    

Азбука и алфавит

Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. 

Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки:  А (аз) и Б (буки):АЗБУКА: АЗ

Слайд 4 Болгарские просветители Кирилл и Мефодий принесли

на славянскую землю письменность и создали первую славянскую азбуку, которой

мы пользуемся по сей день. Православная церковь объявила их святыми чудотворцами.
Болгарские просветители Кирилл и Мефодий принесли на славянскую землю письменность и создали первую

Слайд 5По мнению подавляющего большинства исследователей, «глаголица» древнее «кириллицы» Зародилась глаголица,

по-видимому, на Адриатическом побережье Балканского полуострова, где она в отмирающем

виде существует и теперь.

Глаголица

Также есть мнение, что именно глаголицу создал славянский просветитель св. Константин (Кирилл) Философ для записи церковных текстов на славянском языке.

Несомненно одно: глаголица на века древнее кириллицы.
Именно поэтому на старинных пергаментах (палимпсестах) всегда кириллица перекрывает глаголицу.

По мнению подавляющего большинства исследователей, «глаголица» древнее «кириллицы» Зародилась глаголица, по-видимому, на Адриатическом побережье Балканского полуострова, где

Слайд 6ГЛАГОЛИЦА

ГЛАГОЛИЦА

Слайд 7Древнейшая сохранившаяся глаголическая надпись с точной датировкой относится к 893

году и сделана в церкви болгарского царя Симеона в Преславе.


Древнейшие рукописные памятники (в том числе «Киевские листки», датируемые X веком) написаны именно на глаголице, причём написаны более архаическим языком, близким по фонетическому составу к языку южных славян.


Башчанская (Бошканская) плита — один из древнейших известных памятников глаголицы, XI в.

Древнейшая сохранившаяся глаголическая надпись с точной датировкой относится к 893 году и сделана в церкви болгарского царя

Слайд 8Кириллица, одна из двух славянских азбук, названа по имени славянского

просветителя середины IX в. Кирилла (до принятия монашества - Константина),

который в 863 создал первую славянскую азбуку и с помощью брата Мефодия перевел с греческого на славянский язык христианские богослужебные книги.
Кириллица, одна из двух славянских азбук, названа по имени славянского просветителя середины IX в. Кирилла (до принятия

Слайд 9КИРИЛЛИЦА

КИРИЛЛИЦА

Слайд 10Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита.

Первые книги на кириллице также написаны уставом. Устав — это

такое письмо, когда буквы пишутся прямо на одинаковом расстоянии друг от друга, без наклона - они как бы "уставлены". Вертикальные линии , как правило, толще горизонтальных, промежутка между словами нет. Древнерусские рукописи IX - XIV веков написаны уставом. С середины XIV столетия получил распространение полуустав, который был менее красив, чем устав зато позволял писать быстрее. Появился наклон в буквах, перестало выдерживаться соотношение толстых и тонких линий; текст уже делился на слова.

Кириллическое письмо

Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита. Первые книги на кириллице также написаны уставом.

Слайд 11 Прежде всего ученик должен был выучить названия и

изображения букв в том порядке, как они шли в азбуке,

а потом вразбивку. Твердо вызубрив азбуку, он переходил к чтению так называемых складов.
Склады были напечатаны в букваре: ба ва га да жа... бе ве ге де... Ученик сначала называл буквы, из которых состоит данное сочетание, а потом уж произносил так, как надо при чтении:
Буки-аз – ба веди-аз – ва
люди-есть – ле покой-он – по
После складов в две буквы шли склады в три буквы и так далее. Выучив азбуку, пройдя склады, ученик переходил к чтению первого связного текста.
Таким образом, прежде чем прочитать какую-то осмысленную фразу, ученик проводил долгие часы и дни, зубря совершенно бессмысленные сочетания ба, бе, бу...
Прежде всего ученик должен был выучить названия и изображения букв в том порядке, как они

Слайд 12 Русская азбука – уникальное явление среди всех известных

способов буквенного письма. В Азбуке, и только в ней, есть

содержание. И в этом вы сейчас убедитесь сами. Азбука представляет собой не что иное, как Послание к славянам. Давайте же прочитаем это Послание.
Русская азбука – уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. В Азбуке, и только

Слайд 13РУССКАЯ АЗБУКА

РУССКАЯ АЗБУКА

Слайд 14Рассмотрим три первые буквы азбуки – Аз, Буки, Веди.

Азъ –

«я»

Буки (букы) – буквы, письмена

Веди (веде) - «познал», совершенное прошедшее

время от «ведити» – знать, ведать.


Объединяя акрофонические названия первых трёх букв Азбуки, получаем следующую фразу :

Аз буки веде. / Я знаю буквы.
Рассмотрим три первые буквы азбуки – Аз, Буки, Веди.Азъ – «я»Буки (букы) – буквы, письменаВеди (веде) -

Слайд 15Объединяются во фразы и все последующие буквы Азбуки:
Глагол – «слово».

Причём не только изречённое, но и написанное.

Добро – «достояние, нажитое

богатство».

Есть (есте) – от глагола «быть»

Глагол добро есте. / Слово – это достояние.

Живите (вместо второго «и» раньше писалась буква «ять», произносилось живете) – повелительное наклонение, множественное число от «жить» – «жить в труде, а не прозябать».

Зело – «усердно, со рвением»
Объединяются во фразы и все последующие буквы Азбуки:Глагол – «слово». Причём не только изречённое, но и написанное.Добро

Слайд 16Земля – «планета Земля и её обитатели , земляне».

И –

союз «и».

Иже – «те, которые, они же»

Како – «как», «подобно».

Люди

– «существа разумные»

Живите зело, земля, и иже како люди. / Живите, трудясь усердно, земляне, и как подобает людям.

Земля – «планета Земля и её обитатели , земляне».И – союз «и».Иже – «те, которые, они же»Како

Слайд 17Мыслите (писалось с буквой «ять», произносилось «мыслете») – мыслить, постигать

разумом.

Нашъ – «наш» в обычном значении.

Онъ – «оный» в значении

«единственный, единый».

Покои (покой) – «основа (мироздания)»


Мыслите нашъ онъ покой. / Постигайте наше мироздание.
Мыслите (писалось с буквой «ять», произносилось «мыслете») – мыслить, постигать разумом.Нашъ – «наш» в обычном значении.Онъ –

Слайд 18Рцы (рци) – повелительное наклонение: «говори, изрекай, читай вслух», «речь».


Слово

– «передающее знание».


Твердо – «уверенно, убеждённо».

Рцы слово твердо. / Неси

знания убеждённо.
Рцы (рци) – повелительное наклонение: «говори, изрекай, читай вслух», «речь».Слово – «передающее знание».Твердо – «уверенно, убеждённо».Рцы слово

Слайд 19Укъ – основа знания, доктрина. Наука, учить,навык, обычай.

Ферт, ф(ъ)рътъ –

«оплдотворяет».

Херъ - «божественный, данный свыше».

Укъ фърътъ Херъ. / Знание оплодотворяет

Всевышний (Знание – дар Божий).


Укъ – основа знания, доктрина. Наука, учить,навык, обычай.Ферт, ф(ъ)рътъ – «оплдотворяет».Херъ - «божественный, данный свыше».Укъ фърътъ Херъ.

Слайд 20Цы (ци,цти) – «точи, проникай, вникай, дерзай».

Червь (черве) – «тот,

кто точит, проникает».

Ш(т)а (Ш.Щ) – «что» в значении «чтобы».

Ъ, Ь

(еръ/ерь,ъръ) – означает собой варианты буквы, означавшей неопределённый краткий гласный, близкий к э.

Юсъ (юс малый) – «свет, старорусское яс». В современном русском языке корень «яс» сохранился, например, в слове «ясный».

Ять (яти) – «постичь, иметь».

Цы, черве, шта Ъра юсь яти! / Дерзай, точи, червь, чтобы сущего Свет постичь!
Цы (ци,цти) – «точи, проникай, вникай, дерзай».Червь (черве) – «тот, кто точит, проникает».Ш(т)а (Ш.Щ) – «что» в

Слайд 21СОВОКУПНОСТЬ ПРИВЕДЁННЫХ ВЫШЕ ФРАЗ И СОСТАВЛЯЕТ АЗБУЧНОЕ ПОСЛАНИЕ:

Азъ буки веде.

Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди,

мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти!

В СОВРЕМЕННОМ ПЕРЕВОДЕ ЭТО ЗВУЧИТ ТАК:

Я знаю буквы: письмо это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям - постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!
СОВОКУПНОСТЬ ПРИВЕДЁННЫХ ВЫШЕ ФРАЗ И СОСТАВЛЯЕТ АЗБУЧНОЕ ПОСЛАНИЕ:Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и,

Слайд 22Я знаю буквы: письмо это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает

разумным людям - постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар

Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!
Я знаю буквы: письмо это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям - постигайте мироздание! Несите

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика