Слайд 1Урок
литературного чтения
4 класс
Слайд 2Девиз урока:
Пусть наши дела будут добрыми,
поступки — честными,
души
— светлыми,
сердца - щедрыми, открытыми.
Слайд 3Кто сегодня у тебя в гостях?
Слайд 5 Иногда биография одного человека становится уроком истории. Именно так сложилась
судьба Сергея Владимировича Михалкова. Даже краткий рассказ о его жизни
и творчестве выходит за рамки мира литературы.
Род Михалковых известен с давних времён и по настоящее время. Его предки известны боевыми подвигами в разные вехи русской истории.
Супругой поэта была Наталья Кончаловская, тоже поэт и прозаик, дочь широко известного художника Петра Кончаловского, внучка художника Сурикова.
О детях и внуках Сергея Михалкова знают все: Андрей и Никита – известные режиссёры, а внуки уже сказали первое слово на телевидении и в кино.
Сергей Владимирович Михалков
(1913 – 2009)
Слайд 6С. В.Михалков
писатель
поэт
баснописец
сказочник
драматург
публицист
автор гимнов СССР и РФ
сценарист фильмов и мультфильмов.
Пером –
оружием своим,
Что я в руках держу, -
Всем честным людям трудовым
Я, как солдат, служу.
Слайд 8Литературная викторина
Трусы и рубашка лежат на песке,
Упрямец плывет по опасной
реке.
(«Фома»)
Нос распух, не видно глаз,
Перекошена щека,
И впиваясь, как игла,
На хвосте жужжит пчела.
(«Щенок»)
Говорят ему в кино,
Вы, товарищ, сядьте на пол.
Вам, товарищ, все равно.
(«Дядя Степа )
Слайд 9 Это кто накрыт в кровати
Одеялами на вате?
Кто лежит
на трех подушках
Перед столиком с едой
И, одевшись еле-еле,
Не убрав своей
постели,
Осторожно моет щеки
Кипяченою водой?
(«Про мимозу»)
Я вхожу одним из первых
В медицинский кабинет.
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет.
(«Прививка»)
Слайд 10Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой,
С головой залезла
Под матрац, под
одеяло,
Заглянула в ведра, в кружки,
В боты, в валенки, ботинки
Все вверх
дном перевернула,
Посидела, отдохнула,
Повздыхала, поворчала
И пошла искать сначала.
(«Где очки?»)
Слайд 11Мы живем в одной квартире,
Все соседи знают нас.
Только мне звонить
– четыре,
А ему – двенадцать раз.
(«Мы с приятелем»)
Я карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал,
А рядом с ним корову.
(«Рисунок»)
Слайд 12
Мишка кормит, Мишка поит –
Ловко я провел
его!
А меня не беспокоит
Ровным счетом ничего!
(басня «Заяц – симулянт»)
Слайд 13Вот у Коли, например,
Мама милиционер.
А у
Толи и у Веры
Обе мамы инженеры.
(«А что у вас?»)
Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк,
Старый волк, страшный волк?
( Сказка «Три поросёнка»)
Слайд 14 На сцене шел аукцион:
Детей с отцами разлучали.
И звон оков, и плач, и стон
Со
всех сторон в толпе звучали…
Слайд 15Тема: Сергей Михалков «Хижина дяди Тома»
4 класс
Слайд 16С. Михалков
«Хижина дяди Тома»
1955 год
Слайд 17Словарь
Аукцион –
Оковы –
Плантатор –
Черед –
Набивает цену
–
Выкуп -
Валюта –
Порыв –
кандалы.
владелец плантаций, землевладелец.
очередь.
повышает цену.
продажа
вещей или имущества, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.
плата, деньги, которыми выкупают.
иностранные деньги.
сильное проявление чувства.
Слайд 18Прочитайте стихотворение в учебнике на стр.116-117
Какие чувства вызвало стихотворение?
Какие слова
и фразы использует С.Михалков, чтобы вызвать эти чувства? Почему мы
это чувствуем? Почему нам жаль дядю Тома?
Как вы думаете, каким надо быть человеком, чтобы быть готовым продать людей?
А без кого не состоится аукцион? Какие это люди?
Кто положительный герой?
В какой фразе заключается главная мысль произведения?
Слайд 19Гарриет Бичер-Стоу
1852 год
Стр. 118, рубрика «Произведения
для самостоятельного чтения»
Слайд 20Немного истории
Раб – невольник, человек, обращенный в собственность, состоящий
в полной власти от хозяина.
Рабовладение и использование труда рабов существовало
в США в 1619-1865 гг. Большинство рабов были африканцами и их потомками, насильно вывезенными из мест проживания. Рабы представляли собой не что иное, как движимое имущество, и на этом основании полностью подчинялись
воле своего хозяина.
Рабы воспринимались как вещи.
Браки между рабами признавались недействительными.
Слайд 21«Хижина дяди Тома»
Можно посмотреть художественный фильм
Слайд 231. Где проходили описанные события?
Описанные события происходили на сцене: разыгрывался
спектакль.
2. Обратите внимание на описание сцены аукциона. Как поэт рисует
образы героев?
Поэт рассказывает, как продавали рабов, словно они бездушные вещи. «Плантатор лезет негру в рот — он пересчитывает зубы. Так покупают только скот, его ощупывая грубо».
Человек, ведущий аукцион, кричит, пытаясь продать людей подороже. Поэт исг.ользует восклицательные и вопросительные предложения, чтобы точнее передать атмосферу накала.
Рабы молчали, их голосов не слышно, ведь они не могли распоряжаться своей судьбой: «Шатаясь, Том шагнул вперёд», «Том! В чьих руках твоя судьба?»
3. Какие слова говорят о напряжении в зрительном зале?
Напряжение в зрительном зале чувствуется в словах: «И гневно зрители глядят из темноты на эту сцену».
4. Какой вы представляете девочку? Против чего она протестовала? Как об этом говорит поэт?
Девочка представляется маленькой, но сильной душой, с горячим сердцем, недетским бесстрашием, бескорыстием и справедливостью. Она протестовала против лишения свободы человека. Поэт говорит так: «Она молчала и ждала, и это та была минута, когда в порыве против зла добро сильнее, чем валюта!..»
5. Подумайте, почему С.В. Михалков написал стихотворение об этом случае. Объясните.
В те времена, когда общество было разделено на бедных и богатых, свободных и несвободных, на господ и рабов, и страшным было то, что рабов за людей не считали; к ним относились как к вещам. Могли продать, могли наказать, могли даже убить. Детей разлучали с мамами, жён с мужьями. Продавали и покупали, как скот. Эти времена давно прошли, но в некоторых людях до сих пор живёт злость, жадность, безразличие и равнодушие к ближним. Дети подчас оказываются намного чище и честнее взрослых.
Слайд 24Плантатор:
Жестокость
Бесчеловечность, безразличие к судьбе людей
Грубость
Скупость
Пренебрежение
Расчетливость
Слайд 25Люди (покупатели):
Жестокость
Жадность
Безнравственность
Мелочность, ничтожность
Отсутствие чувства собственного достоинства
Бесчеловечность
Цинизм
Слайд 27Сергей Михалков написал множество сценариев к фильмам и мультфильмам.
Слайд 28Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Подумай и скажи, что тебе удалось
сделать на уроке, просматривая презентацию.
На уроке у меня получилось: слушать,
рассказывать…..
Пусть книги Сергея Михалкова озаряют наши сердца. Пусть наши дела будут добрыми, поступки — честными, души — светлыми, сердца - щедрыми, открытыми.
У Михалкова есть такие строки:
Чтобы стать героем,
Нужно быть отважным,
Честным в деле каждом,
Скромным в слове каждом.
Слабому — опорой,
В поединке — смелым,
Преданным народу
Мыслями и делом.
Слайд 30 В 1941 – 1945 годах служил военным корреспондентом газет
«Во славу Родины» и «Сталинский сокол».
Был награжден двумя
боевыми орденами и шестью медалями
С 1945 года член правления Союза писателей СССР.
Слайд 31Помимо стихотворений и басен, С. Михалковым написано 7 сказок и
повестей, так полюбившимся всем детям.
Слайд 32 В 1993 году постановлением правительства РФ писатель Сергей Михалков
был введен в состав Комиссии (сопредседатель) по созданию гимна Российской
Федерации.
В 2001 году он в третий раз стал автором текста государственного гимна, теперь уже Российской Федерации.
Слайд 33Стихотворение «Школа»
Работа с учебником стр. 113-115
Прочитать стихотворение и ответить на
вопросы стр.115, з. 1,2.
Выразительно прочитать стихотворение маме, а мама оценит
и поставит отметку.
Стр.185, памятка №1.