Слайд 1УРОК № 3 ПТЭ, инструкции и безопасность движения поездов на
железнодорожном транспорте РФ
Техническая эксплуатация сигнализации, централизации и блокировки. Тех эксплуатация
сооружений и устройств электроснабжения.
\
Слайд 2Урок № 3
Содержание урока
Техническая эксплуатация сигнализации, централизации и блокировки.
Техническая эксплуатация сооружений и устройств электроснабжения.
Цель урока
Изучение технической эксплуатации
сигнализации, централизации и блокировки.
Изучение технической эксплуатации сооружений и устройств электроснабжения.
Слайд 3Эксплуатация устройств СЦБ
Сигналы служат - для обеспечения безопасности движения и
эксплуатации, а также для четкой организации движения поездов и маневровой
работы.
Сигнал подлежит - безусловному выполнению (Прил.№3 п.1 ПТЭ)
Слайд 4Эксплуатация устройств СЦБ
Работники должны использовать все возможные средства для выполнения
требования сигнала
Проезд светофора с запрещающим сигналом не допускается (Прил.№3 п.1
ПТЭ)
Слайд 5Эксплуатация устройств СЦБ
В сигнализации, связанной с движением поездов и маневровой
работой, применяются основные сигнальные цвета - зеленый, желтый, красный, лунно-белый
и синий (Прил.№3 п.1 ПТЭ)
Слайд 6Эксплуатация устройств СЦБ
Значения сигналов светофоров:
«светофор закрыт» - на светофоре горит
красный или синий огонь;
«светофор открыт» - на светофоре горит (непрерывно
или в мигающем режиме) зеленый, желтый, лунно-белый огонь или их сочетание (Прил.№3 п.1 ПТЭ)
Слайд 7Эксплуатация устройств СЦБ
Погасшие сигнальные огни светофоров (кроме предупредительных на участках,
не оборудованных АБ, заградительных и повторительных) - требуют остановки поезда
(Прил.№3 п.1 ПТЭ)
Слайд 8Эксплуатация устройств СЦБ
Непонятное показание сигнальных огней светофоров, а также непонятная
подача сигналов другими сигнальными приборами - требуют остановки поезда (Прил.№3
п.1 ПТЭ)
Слайд 9Эксплуатация устройств СЦБ
В зоне видимости сигналов не должны находиться: объекты
и конструкции, в том числе огни всех цветов, мешающие восприятию
сигналов и искажающие сигнальные показания (Прил.№3 п.2 ПТЭ)
Слайд 10Эксплуатация устройств СЦБ
В качестве постоянных сигнальных приборов применяются – светофоры
(Прил.№3 п.3 ПТЭ)
Слайд 11Эксплуатация устройств СЦБ
На железнодорожном транспорте на отдельных участках могут использоваться
семафоры впредь до замены их на светофоры (Прил.№3 п.3 ПТЭ)
Слайд 12Эксплуатация устройств СЦБ
Красные, желтые и зеленые сигнальные огни светофоров входных,
предупредительных, проходных, заградительных и прикрытия на прямых участках пути должны
быть днем и ночью отчетливо различимы на расстоянии не менее 1000 м (Прил.№3 п.4 ПТЭ)
Слайд 13Эксплуатация устройств СЦБ
Красные, желтые и зеленые сигнальные огни светофоров входных,
предупредительных, проходных, заградительных и прикрытия в кривых участках пути не
менее 400 м (Прил.№3 п.4 ПТЭ)
Слайд 14Эксплуатация устройств СЦБ
Красные, желтые и зеленые сигнальные огни светофоров входных,
предупредительных, проходных, заградительных и прикрытия в сильно пересеченной местности не
менее 200 м (Прил.№3 п.4 ПТЭ)
Слайд 15Эксплуатация устройств СЦБ
Показания выходных и маршрутных светофоров главных путей -
должны быть отчетливо различимы на расстоянии не менее 400 м
(Прил.№3 п.4 ПТЭ)
Слайд 16Эксплуатация устройств СЦБ
Показания выходных и маршрутных светофоров боковых путей, пригласительных
сигналов и маневровых светофоров - на расстоянии не менее 200
м (Прил.№3 п.4 ПТЭ)
Слайд 17Эксплуатация устройств СЦБ
Показания маршрутных указателей - на расстоянии не менее
100 м (Прил.№3 п.4 ПТЭ)
Слайд 18Эксплуатация устройств СЦБ
Перед всеми входными и проходными светофорами и светофорами
прикрытия на участках не оборудованными АБ - должны устанавливаться -
предупредительные светофоры (Прил.№3 п.5 ПТЭ)
Слайд 19Эксплуатация устройств СЦБ
Предупредительные светофоры не устанавливаются - перед входными светофорами
с неправильного пути и перед входными светофорами на участках, где
АЛСН применяется как самостоятельное средство сигнализации и связи (Прил.№3 п.5 ПТЭ)
Слайд 20Эксплуатация устройств СЦБ
Линии с особо интенсивным движением пассажирских и пригородных
поездов - оборудуются АБ с четырехзначной сигнализацией (Прил.№3 п.5 ПТЭ)
Слайд 21Эксплуатация устройств СЦБ
Светофоры устанавливаются - с правой стороны по направлению
движения или над осью ограждаемого ими пути (Прил.№3 п.6 ПТЭ)
Слайд 22Эксплуатация устройств СЦБ
Заградительные светофоры и предупредительные к ним - могут
располагаться и с левой стороны по направлению движения поезда (Прил.№3
п.6 ПТЭ)
Слайд 23Эксплуатация устройств СЦБ
Светофоры должны устанавливаться - так, чтобы подаваемые ими
сигналы нельзя было принимать с поезда за сигналы, относящиеся к
смежным путям(Прил.№3 п.6 ПТЭ)
Слайд 24Эксплуатация устройств СЦБ
В случаях отсутствия габарита для установки светофоров с
правой стороны допускается их установка с левой стороны (Прил.№3 п.6
ПТЭ)
Слайд 25Эксплуатация устройств СЦБ
Светофоры применяются, как правило - с непрерывно горящими
сигнальными огнями (Прил.№3 п.7 ПТЭ)
Слайд 26Эксплуатация устройств СЦБ
Допускается применение нормально не горящих сигнальных огней -
на проходных светофорах АБ (загорающихся при вступлении поезда на блок-участок
перед ними) (Прил.№3 п.7 ПТЭ)
Слайд 27Эксплуатация устройств СЦБ
При неисправности светофоры должны - автоматически принимать запрещающее
показание (Прил.№3 п.8 ПТЭ)
Слайд 28Эксплуатация устройств СЦБ
Нормальным показанием светофоров при АБ является - входных,
маршрутных и выходных запрещающее (при переводе их на автоматическое действие
разрешающее); проходных светофоров разрешающее (Прил.№3 п.9 ПТЭ)
Слайд 29Эксплуатация устройств СЦБ
Нормальным показанием светофоров - при ПАБ - входных,
выходных, проходных и маршрутных светофоров является запрещающее (Прил.№3 п.9 ПТЭ)
Слайд 30Эксплуатация устройств СЦБ
Входные светофоры - устанавливают от первого входного с
перегона стрелочного перевода на расстоянии не ближе 50м, считая от
остряка противошерстного или предельного столбика пошерстного стрелочного перевода. (Прил.№3 п.10 ПТЭ)
Слайд 31Эксплуатация устройств СЦБ
Допускается эксплуатация входных светофоров до реконструкции - на
расстоянии менее 50 м, но не ближе 15 м от
стрелочного перевода (Прил.№3 п.10 ПТЭ)
Слайд 32Эксплуатация устройств СЦБ
На электрифицированных участках путей входные светофоры, а также
сигнальные знаки "Граница станции" должны устанавливаться перед воздушными промежутками (со
стороны перегона), отделяющими контактную сеть перегонов от контактной сети станции (Прил.№3 п.10 ПТЭ)
Слайд 33Эксплуатация устройств СЦБ
Выходные светофоры - устанавливаться для каждого отправочного пути
впереди места, предназначенного для стоянки локомотива отправляющегося поезда (Прил.№3 п.11
ПТЭ)
Слайд 34Эксплуатация устройств СЦБ
Разрешается на их обратной стороне выходного светофора устанавливать
повторительную головку (Прил.№3 п.11 ПТЭ)
Слайд 35Эксплуатация устройств СЦБ
Допускается установка групповых выходных и маршрутных светофоров для
группы путей, кроме тех, по которым производится безостановочный пропуск поездов
(Прил.№3 п.11 ПТЭ)
Слайд 36Эксплуатация устройств СЦБ
Групповые выходные и маршрутные светофоры должны дополняться -
маршрутными указателями, показывающими номер пути, с которого разрешается отправление поезда
(Прил.№3 п.11 ПТЭ)
Слайд 37Эксплуатация устройств СЦБ
Проходные светофоры АБ - устанавливаются на границах между
блок-участками, а проходные светофоры ПАБ, - на границах между межпостовыми
перегонами
(Прил.№3 п.12 ПТЭ)
Слайд 38Эксплуатация устройств СЦБ
На участках с АЛС, на границах блок-участков -
устанавливаются сигнальные знаки «Граница блок-участка» (Прил.№3 п.12 ПТЭ)
Слайд 39Эксплуатация устройств СЦБ
Пересечения в одном уровне и сплетения путей, а
также разводные мосты должны - ограждаться светофорами прикрытия, установленными с
обеих сторон на расстоянии не ближе 50 м, соответственно, от предельных столбиков или начала моста (Прил.№3 п.15 ПТЭ)
Слайд 40Эксплуатация устройств СЦБ
Перегоны должны быть оборудованы - путевой блокировкой, а
на отдельных участках АЛСН, при которой движение поездов в обоих
направлениях осуществляется по сигналам локомотивных светофоров (Прил.№3 п.19 ПТЭ)
Слайд 41Эксплуатация устройств СЦБ
При АБ светофоры должны автоматически принимать запрещающее показание
- при входе поезда на ограждаемые ими блок-участки, а также
в случае неисправности рельсовых цепей этих участков или других технических средств, применяемых для контроля свободности блок-участка (Прил.№3 п.22 ПТЭ)
Слайд 42Эксплуатация устройств СЦБ
АБ должна дополняться: АЛСН и устройствами диспетчерского контроля
за движением поездов, а ПАБ - АЛСН (Прил.№3 п.25 ПТЭ)
Слайд 43Эксплуатация устройств СЦБ
Путевые устройства АЛС должны обеспечивать - передачу на
локомотив, МВПС, ССПС, информацию о показаниях путевых светофоров, к которым
приближается поезд. (Прил.№3 п.31 ПТЭ)
Слайд 44Эксплуатация устройств СЦБ
При ПАБ путевыми устройствами АЛС оборудуются - участки
приближения и главные пути станций. (Прил.№3 п.31 ПТЭ)
Слайд 45Эксплуатация устройств СЦБ
Кабельные линии сигнализации, централизации и блокировки, в том
числе волоконно-оптические на перегонах должны прокладываться в границах железнодорожной полосы
отвода вне пределов земляного полотна. В отдельных случаях допускается прокладка кабельных линий в земляном полотне с соблюдением норм и правил. (Прил.№3 п.42 ПТЭ)
Слайд 46Эксплуатация устройств СЦБ
Воздушные линии сигнализации, централизации и блокировки при максимальной
стреле провеса должны находиться на высоте не менее: 2,5 м
- от земли в ненаселенной местности; 3,0 м - от земли в населенной местности; 5,5 м - от полотна пересекаемых автомобильных дорог; 7,5 м - от верха головки рельса пересекаемых не электрифицированных железнодорожных путей. (Прил.№3 п.42 ПТЭ)
Слайд 47Эксплуатация устройств СЦБ
Освещение сигнальных приборов должно обеспечивать - отчетливую видимость
показаний сигналов (Прил.№3 п.50 ПТЭ)
Слайд 48Эксплуатация устройств СЦБ
Освещение сигнальных приборов должно обеспечивать - отчетливую видимость
показаний сигналов (Прил.№3 п.50 ПТЭ)
Слайд 49Эксплуатация сооружений и устройств технологического электроснабжения
Устройства технологического электроснабжения должны обеспечивать
- надежное электроснабжение ЭПС с установленными нормами массы, скоростями и
интервалами движения (Прил.№4 п.1 ПТЭ)
Слайд 50Эксплуатация сооружений и устройств технологического электроснабжения
Питание устройств СЦБ выполняют не
менее чем от двух независимых источников электроэнергии - переход с
основной системы электроснабжения на резервную или наоборот должен происходить автоматически за время не более 1,3 секунды. При питании от аккумуляторного резерва обеспечивать бесперебойную работу в течение не менее 8 часов при условии, что основное электропитание не отключалось в предыдущие 36 часов. (Прил.№4 п.1 ПТЭ)
Слайд 51Эксплуатация сооружений и устройств технологического электроснабжения
Уровень напряжения на токоприемнике электроподвижного
состава (Прил.№4 п.2 ПТЭ)
Не менее 2,7кВ не более 4кВ, как
исключение не менее 2,4кВ - на постоянном токе
Не менее 21кВ не более 29кВ, как исключение не менее 19кВ - на переменном токе
Слайд 52Эксплуатация сооружений и устройств технологического электроснабжения
Номинальное напряжение переменного тока на
устройствах СЦБ должно быть - 110, 220 или 380 В.
(отклонения от номинального не более чем на 10%) (Прил.№4 п.2 ПТЭ)
Слайд 53Эксплуатация сооружений и устройств технологического электроснабжения
Высота подвеса контактного провода вне
искусственных сооружений над уровнем верха головки рельса должна быть: на
перегонах и станциях не ниже 5750 мм, а на переездах - не ниже 6000 мм и не должна превышать
6800 мм (Прил.№4 п.4 ПТЭ)
Слайд 54Эксплуатация сооружений и устройств технологического электроснабжения
В пределах искусственных сооружений контактная
сеть не ниже 5550 мм для постоянного тока 3кВ, не
ниже 5570 мм для переменного тока 25кВ (Прил.№4 п.4 ПТЭ)
Слайд 55Эксплуатация сооружений и устройств технологического электроснабжения
В пределах искусственных сооружений расстояние
от токоведущих элементов токоприемника и частей контактной сети, находящихся под
напряжением, до заземленных частей сооружений и подвижного состава должно быть: не менее 200 мм - на постоянном токе; не менее 270 мм - на переменном токе (Прил.№4 п.5 ПТЭ)
Слайд 56Эксплуатация сооружений и устройств технологического электроснабжения
Расстояние от оси крайнего пути
до внутреннего края опор контактной сети на перегонах и станциях
должно быть - не менее 3100 мм, в особо сильно снегозаносимых выемках (кроме скальных) и на выходах из них (на длине 100 м) расстояние от оси крайнего пути до внутреннего края опор контактной сети должно быть - не менее 5700 мм (Прил.№4 п.6 ПТЭ)
Слайд 57Эксплуатация сооружений и устройств технологического электроснабжения
Все металлические сооружения и конструкции,
расположенные на расстоянии менее 5 метров от частей контактной сети,
должны быть – заземлены (Прил.№4 п.7 ПТЭ)
Слайд 58Эксплуатация сооружений и устройств технологического электроснабжения
На путепроводах и пешеходных мостах,
расположенных над электрифицированными путями, должны быть установлены - предохранительные щиты
и сплошной настил (Прил.№4 п.7 ПТЭ)
Слайд 59Эксплуатация сооружений и устройств технологического электроснабжения
Опоры контактной сети или щиты,
установленные на границах воздушных промежутков, должны иметь - отличительную окраску
(Прил.№4 п.8 ПТЭ)
Слайд 60Эксплуатация сооружений и устройств технологического электроснабжения
Между этими опорами или щитами
запрещается - остановка электроподвижного состава с поднятым токоприемником (Прил.№4 п.8
ПТЭ)
Слайд 61Эксплуатация сооружений и устройств технологического электроснабжения
Приводы секционных разъединителей с ручным
управлением должны быть заперты на замки (Прил.№4 п.10 ПТЭ)
Слайд 62Эксплуатация сооружений и устройств технологического электроснабжения
Расстояние от нижней точки проводов
воздушных линий электропередачи напряжением свыше 1000В до поверхности земли при
максимальной стреле провеса должно быть не менее - 6,0 м на перегонах (Прил.№4 п.11 ПТЭ)
Слайд 63Эксплуатация сооружений и устройств технологического электроснабжения
Расстояние от нижней точки проводов
воздушных линий электропередачи напряжением свыше 1000В до поверхности земли при
максимальной стреле провеса должно быть - в труднодоступных местах - 5,0 м (Прил.№4 п.11 ПТЭ)
Слайд 64Эксплуатация сооружений и устройств технологического электроснабжения
Расстояние от нижней точки проводов
воздушных линий электропередачи напряжением свыше 1000В до поверхности земли при
максимальной стреле провеса должно быть - на пересечениях с автодорогами, станциях и в населенных пунктах - 7,0 м (Прил.№4 п.11 ПТЭ)