Слайд 1Классицизм в русском и мировом искусстве.
Урок по литературе в
9 классе.
Слайд 2Русская литература 18 века
Начало 18 столетия ознаменовалось
коренными преобразованиями в русской экономике, культуре и просвещении. Реформы Петра
I , направленные на усиление могущества Русского государства, на преодоление экономической отсталости, на расширение связей с другими странами, выразили назревшие потребности России. Петровская Русь воевала, училась, строила. Победоносные войны открыли ей морской путь в Европу. Петербург стал портовым городом, столицей, центром культуры и науки.
В России 18 века укреплялся самодержавный строй. Главной опорой самодержавия было дворянство. На ранних стадиях и в период расцвета самодержавие представляло собой прогрессивное явление.
В первой половине 18 века в России формировался классицизм как особое направление в литературе и искусстве.
Слайд 3Классицизм-
художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве
17- начала 18 века,одной из важнейших черт которого являлось обращение
к образам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.
Слайд 4Основное свойство
Обращённость к образам и формам античного искусства как
классическим и идеальным образцам
В основе эстетики – принцип рационализма и
«подражания природе»
Слайд 5Характерные черты
Культ разума
Строгая сюжетно-композиционная организация
Идеализация героев
Активное обращение к общественной,
гражданской проблематике
Слайд 6Образы героев
Герои чётко делятся на на положительных и отрицательных, ясно
выражена авторская оценка. Каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели
или порока), что отражается в говорящих фамилиях (Скотинин, Простаков, Милон и др.)
Слайд 7Система амплуа
Амплуа – тип характера, который переходит из пьесы в
пьесу. Например, амплуа классицистической комедии – это идеальная героиня, герой-любовник,
второй любовник, резонер – герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку, субретка – весёлая горничная, которая, напротив, участвует в интриге.
Слайд 8Особенности сюжета
Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня –
герой-любовник – второй любовник.
В конце классицистической комедии порок всегда наказан,
а добродетель торжествует.
Слайд 9Принцип трёх единств
Единство времени: действие развивается не более
суток.
Единство места: автор не должен переносить действие из одного места
в другое.
Единство действия: одна сюжетная линия, количество лиц ограниченно (5-10), все действующие лица обязательно связаны сюжетом, не должно быть побочных действий, персонажей.
Слайд 10Требования к композиции
1 АКТ – ЭКСПОЗИЦИЯ
2 АКТ – РАЗВИТИЕ
ДЕЙСТВИЯ
3 АКТ – КУЛЬМИНАЦИЯ
4 АКТ – РАЗВЯЗКА
Слайд 11Строгое деление жанров
ВЫСОКИЕ
НИЗКИЕ
Трагедия
Эпопея
Ода
Комедия
Сатира
Басня
Слайд 12Классицизм в литературе
М.В.Ломоносов 1711-1765
Г.Р.Державин
1743-1816
А.Н.Радищев 1749-1802
Н.М.Карамзин 1766-1826
Слайд 13Классицизм в архитектуре
Версаль- резиденция французских королей
Петродворец
Слайд 14Классицизм в живописи
Ж.Л.Давид «Клятва Горациев»
Лысенко «Прощание Гектора с Андромахой»
Слайд 15К.Брюллов «Смерть Инессы де Кастро»
К.Брюллов «Последний день Помпеи»,1833
Н.Пуссен «Поклонение золотому
тельцу»
Дж. Батиста «Посвящение Девы Марии», 1732
Классицизм в живописи
Слайд 16Используемая литература
ЗолотарёваИ.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 9
класс. 4-е изд.-М.: Вако, 2005.
Русская литература. Учебное пособие для восьмого
класса средней школы. Под ред. Н.И.Громова, изд.4-е, М.: Просвещение, 1974.
images.yandex.ru