Слайд 1Урок по теме « Отмена крепостного права в России»
Подготовила :
Кислицына Влада
Слайд 2Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь
барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд,
и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.
А.С. Пушкин «Деревня»
Слайд 4Посмотрев на эти картинки, давайте дадим оценку уровню жизни крестьянской
семьи.
Слайд 5- Как вы считаете, какая же у нас сегодня тема
урока? (Подвожу к тому, что бы тему назвали сами)
Отмена крепостного
права в России
- Исходя из темы урока, какую же цель мы должны сегодня достигнуть?
Цель: Узнать как проходила отмена крепостного права в России.
Слайд 6Эпоху правления Александра II называют эпохой Великих реформ, а сам
император получил прозвище “Освободитель”. Все это связано с реформой императора
по отмене крепостного права .
Слайд 7Ребята, на какой картинке изображен император, отменивший крепостное право в
России?
Слайд 8Предпосылки для отмены крепостного права
К середине XIX века в
Российской империи происходили два процесса: процветание крепостного права и становление
капиталистического уклада. Между этими несовместимыми процессами постоянно происходил конфликт.
Возникли все предпосылки для отмены крепостного права:
С ростом промышленности усложнялось и производство. Применение крепостного труда при этом сделалось совершенно невозможным, так как крепостные крестьяне специально ломали станки.
На фабриках были нужны постоянные рабочие с высокой квалификацией. При крепостном строе это было невозможно.
Крымская война вскрыла острые противоречия самодержавия России. Она показала средневековую отсталость государства от стран Западной Европы.
При этих обстоятельствах Александр II не хотел брать решение по проведению Крестьянской реформы только на себя, ведь в крупнейших западных государствах реформы разрабатывались всегда в специально созданных парламентом комитетах. Русский император решил пойти по этому же пути.
Слайд 9Основную часть выкупа брало на себя государство. За выкуп каждого
крестьянина выплачивалась 80% от общей суммы, остальные 20 % выплачивал
крестьянин. Эта сумма могла выплачиваться единовременно, либо в рассрочку, однако чаще всего крестьянин отрабатывал её трудовой повинностью. Крестьянин расплачивался с государством 49 лет, выплачивая при этом 6% годовых. При этом, одновременно крестьянин выплачивал выкуп за землю, оставшиеся 20%. В среднем, с помещиком, крестьянин расплачивался в течение 20 лет.
Слайд 10Внимательно посмотрите на изображение
Слайд 11Вопрос
Как вы думаете, перед каким слоем общества выступает император?
Слайд 12Внимательно посмотрите на изображение
Слайд 13Вопрос
А на этой картинке, перед какими слоями населения Александр II
читает свой указ об отмене крепостного права?
Слайд 14
19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал
Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих
из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов (всего 17 документов), касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России.
Слайд 18Вопрос
Как вы считаете, с учетом чьих интересов была проведена реформа
1861 г. ?
Слайд 20Перед вами отрывок из поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?
В
каком году – рассчитывай,
В каком земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись
семь мужиков:
Семь временнообязанных
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень –
Заплатова, Дырявина,
Разутова,
Горелова, Неелова,
Неурожайка тож.
Слайд 21– Когда могло происходить действие поэмы?
– Как и почему называются
губерния, уезд и деревни, из которых были мужики?
- Какой вывод
на основании всех изученных нами материалов мы можем сделать?
Слайд 22САМОРЕФЛЕКСИЯ
Первичное закрепление знаний учащихся:
Задание 1. Расположите в две группы понятия, которые
характеризуют положение крестьян до реформы (А) и после реформы (Б)
1)
временнообязанный;
2) дворовый;
3) барщина;
4) отрезки;
5) выкупные платежи;
6) крепостной.
Задание 2: Участок земли, доставшийся крестьянам в результате реформы 1861 года, назывался
1) наделом;
2) отрубом;
3) имением;
4) вотчиной.
Слайд 23Вторичное закрепление.
- Какие положительные и отрицательные стороны Крестьянской реформы вы можете
назвать? Свой ответ обоснуйте.
- В чём историческое значение отмены крепостного
права?
Проблема: - Почему, на ваш взгляд, разнятся оценки этого события? Какая из оценок Крестьянской реформы вам кажется наиболее точной?
Реформа 1861 года вызвала недовольство и помещиков и крестьян. Однако, несмотря ни на что, отмена крепостного права имела огромное значение для России. Теперь все россияне становились свободными. Было уничтожено право собственности на труд и личную свободу людей. Перед нашей страной открылась возможность развития новых хозяйственных отношений.
Александр II за эту историческую реформу получил почётное звание царь-освободитель.
Слайд 24Домашнее задание
Творческое задание: написать эссе на тему “Народ освобожден, но счастлив
ли народ?” или написать Уставную грамоту (договор крестьян деревни с
помещиком).