Перейти к меню
Как жизнь забывчива,
Как памятлива смерть.
А. Ахматова
Жалко то, что нет уже тебя
И твоего соперника – горлана.
Я вам двоим, конечно, не судья,
Но все-таки ушли вы слишком рано.
Е.Евтушенко
Обучающие
Развивающие
Воспита-
тельные
С.А. Есенин с сестрами Катей и Шурой. 1912 год.
С.А. Есенин. 1913? год.
Н.И. Колоколов, С.А. Есенин, И.Г. Филипченко. 1914 год.
С.А. Есенин и С.М. Городецкий. 1915 год.
Сергей Есенин с Н. А. Клюевым. Осень 1916 г.
Служба в армии. 1916г.
С.А. Есенин. 1914 год.
С.А. Есенин с сестрой Е.А. Есениной на Пречистенском бульваре в Москве. 1925 год.
С.А. Есенин с сестрой Е.А. Есениной на Пречистенском бульваре в Москве. 1925 год.
С.А. Есенин. 1924 год.
С.А. Есенин. 1922 год.
Сергей Есенин и Айседора Дункан
С.А. Есенин. 1924 – 1925г.
Перейти к меню
Предсмертное стихотворение Сергея Есенина. Автограф
1. Сергей Есенин родился 21 сентября 1895 г. в селе Константиново в Рязанской губернии.
2. В 1904 г. поступил в начальное земское училище, а с 1909 по 1912 год учился в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе.
3. В 1912 г. Есенин переехал в Москву, где работал и учился (1913-1914) на историко-философском отделении народного универститета Шалявского.
4. Первый сборник стихов «Радуница» вышел в 1916 г., состоял из 33 стихотворений.
5. «Принимал по-своему, с крестьянским уклоном», - писал С.Есенин о пролетарской революции 1917 г.
6. В 20-е годы творчество С.Есенина связано с новым направлением в поэзии – имажинизмом.
7. Есенин был первым из советских писателей, посетивших США. Эта поездка помогла ему по-новому взглянуть на события последних лет в России: «Лицом к лицу… лица не увидать. Большое видится на расстоянье.»
8. Цикл стихотворений «Персидские мотивы» появился в результате поездки Есенина на Кавказ, в частности в Азербайджан (граница с Ираном).
9. На творчество С.Есенина сказали влияние встречи с Зинаидой Райх, Айседорой Дункан, Софьей Толстой.
10. С. Есенин умер 28 декабря 1925г. в гостинице «Англетер».
Перейти к меню
В хате (1914)
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою –
Шелуха сырых яиц…
От пугливой шумоты
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".
1914 г.
В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Все ж, кто выдумал твой гибкий стан
и плечи -
К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
1916 г.
Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленый лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.
Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров...
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.
1916 г.
Исполнитель: Петр Мелентьев
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
1921 г.
Исполнитель: ВИА «Орэра»
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
1924 г.
Исполнитель: Иосиф Кобзон
Полевая Россия! Добольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.
Я не знаю, что будет со мною...
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.
И, внимая моторному лаю
В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
Ни за что я теперь не желаю
Слушать песню тележных колес.
1925 г.
Перейти к меню
- Согласны ли вы с тем, что Есенин описывает природу, «словно живое существо»? Обоснуйте свое мнение обращением к таким стихам, как «Поет зима – аукает…», «Выткался на озере…», «Сыплет черемуха снегом…».
- Как вы понимаете мысль К.Л.Зелинского о том, что природа в стихах поэта «показана не созерцательно, а в действии»? Согласны ли вы с этим? Обоснуйте свое мнение.
- Согласны ли вы с тем, что природа в стихах Есенина – «звенящая, шумная»? Если да, то какими выразительными средствами создаются «звоны» и «шумы» в его стихах?
- Какие приемы звуковой выразительности встречаются, например, в стихотворении «Поет зима – аукает…»? Как вы думаете, соответствует ли звуковой рисунок стихотворения названию «Воробышки», под которым оно было опубликовано впервые в 1914 г. ?
- Согласны ли вы с тем, что известные вам ранние стихи Есенина «полны звуков, запахов, красок»? Обоснуйте свой ответ примерами.
- Как вы считаете, о каком восприятии природы, каком отношении к ней свидетельствуют особенности стиха, отмеченные литературоведом?
- Согласны ли вы с тем, что родина в ранних стихах Есенина «Движется перед нами, как большой обжитой мир»?
- Какие наиболее яркие, интересные сравнения, образы, метафоры, другие образные средства вы встречали в ранних стихах поэта?
- Согласны ли вы с тем, что эти образы взяты «из крестьянской жизни» ?
- Прав ли исследователь, утверждая, что в родной природе все «мило поэту»? Разве нет того, что вызывает его неприятие?
- Согласны ли вы с тем, что ранние стихи поэта нельзя назвать чисто пейзажными? Почему?
- Верно ли, что в этих стихах природа «неразрывна с человеком»? Если да, то как эта «неразрывность» создается?
- Согласны ли в с тем, что в ранних стихах Есенина «всегда виднеется нечто грустное и печальное»? Если да, то в чем вы это заметили?
В каких стихах Есенина, по вашему мнению, «сквозит», «брезжит», «присутствует» «тайна краткости, конечности человеческой жизни»?
Согласны ли вы с тем, что даже в «радостных стихах где-то глубоко внутри затаивается боль», которая «обостряет восприятие красоты жизни»? Разве может боль помогать восприятию красоты?
- Вы заметили в ранней поэзии Есенина «смутную тоску» и «неопределенные порывы»? Если да, то с чем эти порывы связаны? Может быть, с тем, о чем писал Лелевич?
- Производит ли ранняя лирика Есенина впечатление, что он «сознательно защищал интересы кулаков» (как их понимает Лелевич), что сам поэт – «сытый кулацкий сынок» (опять же в понятии Лелевича)? Если да, то в чем вы это увидели?
- Какие стихи Есенина, на ваш взгляд, наиболее выразительно свидетельствуют о том, что он влюблен «в поля и леса, в свое деревенское небо, в животных и цветы»?
- Согласны ли вы с тем, что в стихах Есенина жизнь деревни и природы предстает как «примитивная жизнь», как «простая красота»? Если да, то в чем ее «примитивность» и «простота»?
- Какие богатства «народного языка и народных поэтических образов» вы встречали в лирике Сергея Есенина? Как вы думаете, какую роль выполняют в его поэзии образные средства, заимствованные из устного народного творчества?
- Не напоминают ли вам стихи Сергея Есенина своеобразные переработки народных песен, сказок, частушек и т.п.? Если да, то какими чертами?
Перейти к меню
Повтор
Выучить стихотворение Есенина наизусть (по выбору)
Радуница
Религиозный праздник, день поминовения усопших. Обычно отмечается на 2й неделе после Пасхи, во вторник, соединяет христианскую и языческую традиции. Радуница посвящается покровителям рада и знаменует победу жизни над смертью, единство предков и потомков.
назад
Перейти к меню
Утопия
(гр. место, которого нет) – фантазия, мечта, не основанная на научном изучении закономерностей развития общества, не имеющая реальных оснований для осуществления.
(Локшина С.М. Краткий словарь ин. слов. М. «Русский язык» 1988)
Перейти к меню
Перейти к меню
Перейти к меню
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть