Слайд 1 Урок- размышление по повести
Е. Мурашовой «Класс коррекции»
Искусство есть такое идеальное изображение жизни, которое приводит человека в состояние напряженного желания идеального, то есть, - красоты, духовной чистоты и добра.
А. Толстой
Слайд 2Что мы знаем о писателе?
( Екатерина Вадимовна Мурашова — известная
петербургская писательница, мать двоих детей, практикующий психолог в детской поликлинике.
Она пишет о детях, с которыми сталкивается по роду занятий, и в основном, это дети «с проблемами». Ее первой публикацией стала повесть «Талисман» в сборнике «Дружба» (1989). Ныне - член Союза писателей Санкт-Петербурга. Награждена двумя национальными премиями России по детской литературе «Заветная мечта» - за повести «Класс коррекции» (2005) и «Гвардия тревоги» (2007), «Одно чудо на всю жизнь» 2010. В этом же году была включена в число номинантов Международной литературной премии Астрид Линдгрен.
Слайд 3Отзыв на повесть Екатерины Мурашовой "Класс коррекции» :
« В
своей повести автор Елена Мурашова затрагивает крайне неудобную тему о
детях-инвалидах, детях с психическими и физическими отклонениями в развитии, детях, никому не нужных. Она указывает на то, что не все люди здоровы, умны, красивы, добры... и так далее. Но это не значит, что они должны быть изгоями общества, «помоями», отравляющими безоблачное существование богатых людей. Она указывает на то, как тяжело быть никому не нужными, забитыми, почти сиротами. Но, несмотря на это, повесть получается позитивной, веселой, задорной, с искринкой. В ней есть своя изюминка, свой незаметный шарм... Повесть не лишена некоторой мистики, тайны.»
Слайд 4Ученица:
«Я прочитала книгу Екатерины Мурашовой «Класс коррекции». В этой
книге рассказывается о не совсем здоровых детях. И как они
все уживаются в одном классе. Их никуда не водят, постоянно меняются учителя, так как никто не хочет вести у них уроки.
Однажды к ним в класс пришел мальчик Юра, инвалид. Он был добрым, умным и веселым, несмотря на свою болезнь. Этот мальчик открыл для этих детей удивительный мир, где исполняются желания. Первый, кому он его показал, был Антон. Первое впечатление об удивительном мире поразило Антона, там было необычно. Все время лето! Потом об этом мире узнали и другие. И этот мир помог многим ребятам. Но не все так хорошо. Из-за своей болезни Юра умирает, но остаётся в сказочной стране. А класс «Е» разъединяют. И неизвестно, что будет с другими.
Мне очень понравилась книга. В ней рассказывается, что дети-инвалиды - это тоже люди. Они способны чувствовать, любить, заботиться друг о друге. О том, какие у них мечты, мысли, и о многом другом. Я советую прочитать эту повесть всем. Уверена, вам тоже понравится.»
Слайд 5-Для чего автор обратилась к этой непростой теме?
(Повесть Екатерины Мурашовой "Класс коррекции" сильно выделяется в
общем потоке современной отечественной подростковой литературы. Тема детей - отбросов общества, зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных, слишком неудобна и некрасива, трудно решиться говорить об этом. Но у автора получается жизнелюбивое, оптимистическое произведение там, где, кажется, ни о каком оптимизме и речи быть не может.
-ПРОВЕРИМ ТАК ЛИ ЭТО?
Слайд 6-О чем говорит название повести?
(Название повести
по-взрослому конкретное и честное, название-предупреждение: разговор будет трудным, о больном
и нерадостном. Разговор о детях, отторгаемых обществом, социально неблагополучных, — о детях-инвалидах, в том числе умственно неполноценных. Мурашова не развлекает читателя, не заигрывает с ним. Она призывает читающего подростка к совместной душевной и нравственной работе, помогает через соучастие, сочувствие героям книги осознать себя как человека, личность, гражданина.)
Слайд 7- От лица кого ведется повествование?
(Историю, которая произошла с 7
«Е», рассказывает Антон, один из учеников этого школьного «Гарлема». Об
Антоне учителя говорят, что «по природе он — безусловный лидер, и к тому же очень умён и образован для своих лет», но «неврологически нездоров», у него «бывают припадки неконтролируемых эмоций».) Он гипервозбудим, что не мешает ему трезво мыслить и принимать верные решения.
Слайд 8-Какова обстановка в классе, школе, где учатся герои повести?
(Этот класс труден, даже очень. Ни один учитель подолгу не
задерживается в нем. («Наша школа — огромная, — повествует Антон, — в ней триста учителей и полторы тысячи учеников. <…>)Первые два класса в каждой параллели — «А» и «Б» — гимназические. У них лучшие учителя, три иностранных языка, а кроме того, им преподают всякие важные и нужные предметы, вроде риторики и истории искусства. «Ашки» покруче, чем «бэшки», там больше зубрилок и детей спонсоров. Классы «В» и «Г» — нормальные. Там учатся те, у кого всё более-менее тип-топ и в голове, и в семьях. <…> Мы — класс «Е». Можете себе представить. И это при том, что всех откровенных дебилов нашего района сливают в 371-ю школу. Там — классы по 10 человек и особые программы. Выхода оттуда нет никакого — только на улицу или в интернат для хроников. Впрочем, у нашего класса коррекции перспективы тоже далеко не блестящие».)
Слайд 9-Кажется, что никто и ничто не способно изменить жизнь этих
ребят, но приходит ЧЕЛОВЕК ! Кто он?
(Однажды в
7 «Е» приходит учиться (а вернее, въезжает на инвалидной коляске) «паралитик» Юра Мальков, мальчик с диагнозом ДЦП ,в школьный мини-ад поступает новый грешник, Юра. Несмотря на его положение, он смеется, учится и свободно общается со всеми. Он совершенно здоров психически, умен, начитан, он не может ходить и с трудом пользуется руками, а значит - он такой же урод, как и все здесь. И одновременно совсем не такой.
Слайд 10-Что это за дети?
( В "Компании
уродов" прибавилось: они все "не такие" ненужные или лишние,
у них "не такая" семья, как у Витьки и Митьки , или как у Таракана (пьют, бьют, гуляют); или же Стеша- Стефания -сама "не такая",слишком прекрасная внешне и отдаленная изнутри. Девочка, отправившаяся на панель, потому что старшая сестра выгнала ее из дома, мальчик, попавший в больницу, когда пытался защитить мать от пьяного отца; Пашка Зорькин-уровень 5летнего ребенка , зато "кулаки по пуду";
Пантелей-"смотрящий" за своими одногодками, но "идейный пацан";
Мишаня Штекман (слабослышащий/слабовидящий) -мальчик из интеллегентной еврейской семьи;
или Антонов Антон -вундеркинд с родовой травмой,влияющей на эмоционально-физическое состояние- 19 особенных семиклассников. В нем учатся социально запущенные, агрессивные, физически неполноценные ребята, которые, казалось бы, уже привыкли к своему статусу «дебилы».
Есть и другие: спонсорные классы «А» и «Б», среди которых затерялся коррекционный 7 «Е» класс.
Слайд 11-Что предлагает Юра?
(Сначала Юра дает своим
одноклассникам возможность заглянуть одним глазом в мир нормальности, а затем
- еще дальше, в волшебный мир, ключом к которому он является. Мальчик, обладающий, как оказалось, особым даром — уходить от страданий и безысходности в параллельный мир, где сбываются все желания. Мир «вечной весны», где есть земляничная поляна и придорожный кабачок «Три ковбоя», город с фонтанами и замком принцессы. Мир, где можно обойтись без коляски и костылей, и куда Юра организует «экскурсии» для своих одноклассников .
Слайд 12-Что дает этот мир ребятам?
Что может там найти извечно
голодный Зорька, или никому ненужная Витька? а слепой Мишаня, и
не умеющий ходить Юра? и каковы они там? И захотят ли они там остаться, или при выборе из своих желаний и жизней других они сделают другой выбор?
Кто-то в этом мире прозревал, кто-то начинал ходить, а кто-то обретал добрых и любящих родителей. Некоторые научились попадать туда сами, некоторые с чужой помощью. Они освободили девочку, попавшую в руки к плохим людям в лице сына мэра города и его дружков.)
Кого-то иная реальность отторгает, кому-то дарует спасение и убежище, но и там и здесь ребятам приходится бороться, выживать и помогать друг другу. И когда одноклассница — красавица Стефания — попадает в беду, они сражаются за неё и в нашем, и в параллельном мире.)
Слайд 13- Может, писательница «скатилась в банальную фантастику», разрешив таким образом
неразрешимые жизненные конфликты?
-Параллельный
мир, в котором исполняются желания, на самом деле не банальный атрибут фэнтези, а ключевой образ, раскрывающий глубинный смысл произведения. Перед учениками класса коррекции на самом деле не один путь, ведущий в тупик, а целых три. Как в русской народной сказке. Но обо всём по порядку. Путь первый – тот, к которому готовы они сами, их учителя и их родители. Это в большинстве случаев повторение судьбы родителей. Беспросветное существование на задворках мира чудес и возможностей.
Слайд 14 А стоит за Юрой дар. Редкий дар любви. Он
учит детей быть любимыми, любить... В конце концов он умирает.
Но перед этим он показывает главному герою и его друзьям мир, где исполняются все заветные мечты
Рядом с ним отогреваются самые озлобленные, самые ледяные сердца. Юра буквально «не от мира сего», он может чудесным образом попадать в параллельный мир. Образ параллельного мира, созданный Мурашовой, не «прочитывается» однозначно, потому что это символ. Символ чистоты, детства (земляничные поляны), мечты (прозревший Мишаня). Есть в этом образе и черты виртуального сетевого пространства (поход за принцессой – квест). И это второй путь, который Юра указывает своим одноклассникам. Но почему-то, устроив несколько «экскурсий» одноклассникам, подарив им счастливые мгновения, Юра начинает сомневаться в том, что путь этот подходит для них. Путь в параллельный мир, каким бы прекрасным этот мир ни был, это уход от реальности.
Слайд 15 - Что за странный диалог о мече?
(На протяжении повести Юра и Антон ведут странный
диалог о мече. Антон несколько раз отказывается взять меч в стране мечты. А Юра как будто чего-то ждёт от Антона, задаёт ему непонятные вопросы, намекающие на что-то очень важное. Меч короля Артура – символ высокого предназначения. В чём предназначение Антона? В том, чтоб найти самому и указать остальным третий путь – путь свободного выбора в реальном мире.
Антон побывал в стране мечты и отказался от неё (не взял меч там). «Мой меч здесь», - говорит он Юре. Но возьмёт ли меч мальчик, предпочитающий, по словам его учителя, «отказываться быть героем»? Жизнь бросила ему вызов: красивую и совершенно неспособную понимать, что происходит вокруг, девочку Стешу похитили старшеклассники из успешного «А» класса, похитили с совершенно очевидными намерениями. Понимая, что против кучки «асоциальных» подростков будут и школа, и милиция, Антон всё же собрал одноклассников и организовал поиски. Взял меч.
Слайд 16Кого-то иная реальность не принимает, кто-то в ней чувствует себя
по-настоящему счастливым, но и там и здесь ребятам приходится постоянно
помогать друг другу. И когда одноклассница ребят Стеша попадает в беду, друзьям приходится бороться за нее сразу в двух мирах…
Слайд 17 -Финал повести слишком безнадежный? .
Если бы не Юра,
не произошла бы вся эта история. Это очень сильный человек.
Он умеет шутить над собой, в то время, как далеко не каждый способен на это. Он готов на всё что угодно ради своих друзей- даже пожертвовать своей жизнью. Хорошим людям даётся пережить многие испытания в жизни. Так и Юре пришлось пожертвовать своей жизнью ради друга. Он же даже не думал о себе, когда шёл искать Стешу. Ему было всё равно, что с ним случиться, он как будто забыл о своей болезни. Все его поступки достойны уважения.
Юра – ребёнок с кристальной душой – ушёл в мир, которому принадлежал всегда. 7Е расформировали, по-разному сложится жизнь у одноклассников Антона. Но отныне перед каждым из них открыто три пути. Выбор за ними! Мурашова, как всегда, предельно честна
Слайд 18 -Ведь цель книги –
не показать безысходность, а рассказать
о том, что такие дети есть, они живут, мечтают, надеются.
И что таким детям тоже нужны свои, особенные сказки.
Эта книга прекрасна тем, чем вообще прекрасна детская литература - она образовывает, не пытаясь учить, она развлекает, не желая заигрывать, она меняет без особого стремления к коррекции. Воздействует иными словами, Екатерине Мурашовой удалось найти верный тон, пройтись по самой грани, ни на чем особенно не настаивая.
Слайд 19Екатерина Мурашова говорит детям то, о чем всегда говорила русская
литература.
(Это «жизненная» сказка про детей,
отвергнутых обществом, которые тем не менее живут, мечтают, надеются. Правда, все их мечты сбываются в другом, параллельном мире. Реальный мир полон равнодушия и жестокости. И только держась друг за друга и спасая друг друга, в нём можно выжить… )
Слайд 20(Из отзыва ученика после изучения повести)
«Я считаю, что
каждый должен прочитать её, и не только подросток, но и
взрослый. Чтобы не забывать о том, что кому-то в этой жизни очень трудно. Надо помогать таким людям, а в жизни не унывать и помнить, что кому-то гораздо сложнее ,чем тебе. Но хоть им и сложнее, к ним не испытываешь жалости, только сочувствие. Потому что жалеют слабых, жалких людей, но не таких, как они. Потому что знаешь, что многие из них вырастут хорошими людьми, добьются своих целей, а кто-то, может, изменит мир».
Слайд 21 УЧИТЕЛЬ:
Мне искренне -Нет -не жаль!- хочется, чтобы
не было "уродов",изгоев среди детей, среди людей.
Чтобы не навешивались
ярлыки.
Чтобы не нужно было с детства уметь "быть сильными и постоять за себя".
Чтобы не было нужды искать себя в своем собственном мире, и о школе нельзя было сказать:
-Школа пройдется по вам, как асфальтовый каток, и вы уже не сможете пользоваться розовыми очками…
Д. з: Написать отзыв (эссе,рецензию) о повести Е. Мурашовой « Класс коррекции».
Слайд 23«Одно чудо на всю жизнь»
Эта повесть - о столкновении интересов
двух подростковых компаний - благополучных питерских гимназистов и пригородных беспризорников.
Время действия - 90-е годы XX века. И хотя воссозданная в повести жизнь прагматична, а порой и жестока, в ней нет безысходности, а есть место и родительской любви, и заботе о слабых и привязанности к ним, и чистейшей влюблённости, жертвенности и благородству. 2010 год.
Слайд 24Мир стаи, мир подростков, промышляющих и самостоятельно живущих, с которыми
боится даже связаться милиция, встречается в книге Мурашовой лицом к
лицу с миром петербургской специализированной гимназии, призванной готовить «математических гениев».
Мурашова снова, как и в книге «Класс коррекции», прибегает к фантастической ситуации. В повести появляются, в результате аварии космического корабля, двое детей, брат и сестра, оказавшиеся на земле близ озера Петров Ключ, около Озерска. Они теряют друг друга. Девочку, Аи, обнаруживает на лестнице около своей квартиры ученик из класса «гениев», Витёк Савельев; её брат, Уи, оказывается в Озерске и попадает к стае. Двое «инопланетян» почти ничего в повести не делают, но их присутствие открывает автору путь для создания ёмкого и причудливого сюжета, охватывающего многие пласты жизни.
Способность Вилли (Уи) прикосновением ладони открывать любой замок пробуждает в стае самые сногсшибательные планы, но не менее жгучая надежда Генки на то, что Вилли сможет вылечить умирающего младшего брата, Ёську, временно должна изменить планы стаи. Для излечения Ёськи инопланетянину нужна сестра; железной волей Генки стая должна её разыскать.
Слайд 25 1-ое сентября, обычная питерская школа, в обычный 8А класс
приходят трое новеньких – толстенькая отличница, умненький нелюдимый мальчик и
мальчик из неблагополучной семьи. И тут оказывается, что обычный 8А класс на самом деле совершенно необычный - все дети, которые в нем учатся, более чем странные: они неуловимо похожи друг на друга, держатся вместе, загадочно исчезают и загадочно появляются в самых неожиданных местах, носят одинаковые значки с таинственными буквами «AG» и объединены общей тайной.
Такая странная и такая увлекательная книга! Немного о подростках, их отношениях друг с другом и взрослыми, немного о дружбе и любви, немного научной фантастики и экшена. В целом – сказка на фоне современных реалий жизни.
«Они ощущают себя кем-то вроде пограничников. Всегда на страже. Если возникнет опасность самоуничтожения общества, они окажутся готовы, примут на себя первый удар и всех спасут»
Слайд 26
Попав в 8 "А" из других школ, Тая, Дима
и Тимка оказываются "в стороне" от одноклассников, словно объединенных некой
общей таинственной целью. В новом классе нет "дедовщины", никого не травят, ни на ком не "ездят". Откуда же у новичков странное чувство обособленности, изолированности, порой переходящее в панику?!
Не устояв перед искушением раскрыть тайну одноклассников, герои повести окажутся на пути понимания сложных механизмов в себе и в других. И перед каждым из них встанет необходимость сделать выбор.
Слайд 27Библиография
«Талисман» (1989)
«Обратно он не придет!» («Полоса отчуждения»)(1991)
«Барабашка — это я»
(1991)
«Изюмка» (1992)
«Дверь, открытая всегда» (2004)
«Класс коррекции» (2004)
«Гвардия тревоги» (2008)
«Одно чудо
на всю жизнь» (2010)
Трилогия «Анжелика и Кай»
«Забывший имя Луны» (2008)
«Земля королевы Мод» (2008)
«Детдом» (2008)
Детская психология
«Ваш непонятный ребенок : Психол. проблемы ваших детей» (2002)
«Дети "тюфяки" и дети "катастрофы" : Гиподинамический и гипердинамический синдром» (2003)
«Память - на пять!» (2005)