Слайд 1Урок развития речи:
«Подготовка к сочинению по роману А. С.
Пушкина «Дубровский»
Цели:
Проверить знание текста произведения.
Формировать умение отбирать тематический материал.
Уметь характеризовать
героев на основе их поступков и поведения.
Развивать связную речь и логическое мышление.
Слайд 2
«А.Г. Дубровский и К.П. Троекуров. Друзья и враги».
План:
Вступление. Дворянство
в I половине 19 века.
Основная часть. К. Троекуров и А.
Дубровский:
а) положение в обществе Троекурова и Дубровского;
б) характер героев;
в) отношения с людьми;
г) причина гибели А. Дубровского.
3. Заключение. Отношение А. С. Пушкина к К. Троекурову и А. Дубровскому.
Слайд 3Дворянство на Руси в 19 веке
Дворянство в России возникло еще
в XII веке как низшая часть военно-служилого сословия.
Возвышение дворянства началось
в XIV веке, когда власть разрешила им приобретать землю. Так появились помещики. Со временем им разрешено было владеть и людьми.
При Иване IV Грозном велась борьба с дворянской аристократией, итогом которой стало уравнение власти дворян с боярами и возможность передавать титул по наследству.
При Петре I была создана «Табель о рангах».
Слайд 4Дворянство на Руси в 19 веке
Екатерина II позволила дворянам не
заниматься государственной службой. Для получения дохода использовали только крестьян.
С XIX
века начинается закат русского дворянства.
Отмена крепостного права.
На высшей ступени находится новый капиталистический класс – буржуазия.
После революции 1917 года все сословия в России ликвидированы.
Слайд 6
«История любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой».
План:
Вступление. История героев
и их семей.
Основная часть. История любви главных героев:
а) начало их отношений;
б) объяснение Дубровского с Машей;
в) страх и неуверенность Маши в своих чувствах к Дубровскому;
г) сватовство и венчание с Верейским.
3. Заключение. Почему они не могли быть вместе?
Слайд 8
Образ Владимира Дубровского в романе А.С.Пушкина «Дубровский»
1.Вступление:краткая история героя
2.Характеристика:
честолюбие,
расточительность, привязанность к отцу, ответственность;
- желание отомстить;
благородство, смелость, отвага,
находчивость, решительность, великодушие,
хладнокровие.
Честь и верность данному слову как главные ценности для Владимира Дубровского.
3. Позиция автора. Моё отношение
Слайд 9
О чём заставил задуматься роман А.С.Пушкина «Дубровский»
Владимир Дубровский
и Маша Троекурова. История любви
История героев и их семей.
2. Взаимоотношения:
- Владимир: любовь заставляет отказаться от мести, бескорыстие, благородство;
Мария: боится и самого Дубровского, и своего чувства к нему (они разные по положению в обществе);
Согласие Маши принять помощь Дубровского. Девушка готова стать женой разбойника, но преступить клятву она не может.
Отчаяние Дубровского.
3. Моё отношение.
Слайд 10
О чём заставил задуматься роман А.С.Пушкина «Дубровский»
Добро и
зло в романе
А.Г. Дубровский и К.П.Троекуров. Взаимоотношения.
Суд и его последствия.
4.
Владимир Дубровский – благородный разбойник.
5. Любовь.
6. Позиция автора. Моё отношение.
Слайд 11
О чём заставил задуматься роман А.С.Пушкина «Дубровский»
А.Г. Дубровский
и К.П. Троекуров. Друзья и враги
Вступление. Общая характеристика героев. Взаимоотношения.
Образ
А.Г. Дубровского.
Образ К.П. Троекурова.
4. Причины конфликта.
5. Позиция автора. Моё отношение.
Слайд 12Тема сочинения
«Неистребимо благородство душ!»
Как вы понимаете эти слова?
Слайд 13Словарная работа
Что такое благородство?
Благородный – «способный жертвовать личными интересами, безукоризненно
честный» (соврем. значение)
Благородный – «хорошего рода, принадлежащий дворянскому сословию» (устаревшее
значение)
Кого из героев повести можно назвать благородными, основываясь на устаревшем значении, а кого – если принимать во внимание современное значение?
Слайд 14Есть ли такая черта, как благородство, у Троекурова и старшего
Дубровского?
Можно ли говорить о благородстве отца В.Дубровского?
Слайд 15Чем и ради чего жертвует Владимир Дубровский? А Маша?
Слайд 16Какие слова можно привести в своём сочинении в доказательство благородства
этих героев?
Владимир Дубровский
«За вас отдал бы я жизнь»
«Я не смею
пасть к вашим ногам, благодарить небо за непонятную незаслуженную награду»
«Если когда-нибудь несчастье вас постигнет… обещаетесь ли вы прибегнуть ко мне?.. Обещаетесь ли вы не отвергнуть моей преданности?
Маша Троекурова
«Поздно – я обвенчана, я жена князя Верейского»
«Я согласилась, я дала клятву, князь мой муж… Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты… Но теперь, говорю вам, теперь поздно»
Слайд 17«Неистребимо благородство душ!»
План
Что такое благородство?
Благородные герои и поступки в повести
А.С.Пушкина «Дубровский»
Бывает ли разбойник «славным»?
Встречал ли я благородных людей?
Слайд 18
Главными человеческими ценностями являются честь, справедливость,
верность данному слову. Носителем этой идеи является, прежде всего, Владимир
Дубровский, а также Маша Троекурова.
В то же время Пушкин осуждает произвол, деспотизм, подхалимство.
Слайд 19
Запомните:
- сочинение- это не пересказ текста;
- краткий пересказ
отдельных эпизодов – способ доказать справедливость своего суждения;
постарайтесь высказать своё
мнение, дать оценку героям и событиям
Мне кажется, …
По моему мнению, …
Я думаю,…
Хочется отметить…
Писателю удалось, …
… представлен Пушкиным …
Автор показывает (подробно описывает)…
Слайд 20Домашнее задание.
НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ
ПО ВЫБРАННОЙ ТЕМЕ
И СОСТАВЛЕННОМУ В КЛАССЕ
ПЛАНУ.
Спасибо за урок!
Слайд 21
Главными человеческими ценностями являются честь, справедливость,
верность данному слову. Носителем этой идеи является, прежде всего, Владимир
Дубровский, а также Маша Троекурова.
В то же время Пушкин осуждает произвол, деспотизм, подхалимство.
Слайд 22
Запомните:
- сочинение- это не пересказ текста;
- краткий пересказ
отдельных эпизодов – способ доказать справедливость своего суждения;
постарайтесь высказать своё
мнение, дать оценку героям и событиям
Мне кажется, …
По моему мнению, …
Я думаю,…
Хочется отметить…
Писателю удалось, …
… представлен Пушкиным …
Автор показывает (подробно описывает)…