Слайд 1Урок развития речи в 7 классе
Подготовка к сочинению по повести
М.Горького «Детство»
Слайд 2Сочинение
Характеристика человека
Бабушка Акулина Ивановна
Слайд 3Повторим теорию!
Герой литературного произведения – действующее лицо, персонаж произведения.
Портрет –
изображение внешности героя в произведении.
Слайд 4План сочинения
1)Вступление. Какой увидел бабушку Алеша в первый раз? (Портрет
бабушки)
2)Основная часть. « Самый понятный и дорогой человек» для Алеши.
а)умение
видеть красоту природы и радоваться ей по-детски
б)талант рассказывать сказки
в) как раскрылась бабушка в пляске?
г) поведение во время пожара
д)отношение к людям(на теплоходе, на пожаре, к Григорию Ивановичу)
е) отношение к деду и его причудам
3) Заключение Какую роль сыграла бабушка в жизни Алеши Пешкова?
Слайд 5Портрет бабушки
«Г...ворила она, как(то) особен…о вып…вая слова, и они ле…ко
укр…плялись в памят… моей, похож…е на цв…ты, такие же ласк…вые,
яркие, соч…ные»
«Когда она улыбалась…, все лицо к…залось м…лодым и светлым»
«Вся она - темная, но св…тилась (из)нутри – через глаза – (не)угасимым, в…селым и теплым светом»
«Она сутула, почти г…рбатая, очень полная, а двигалась ле…ко и ло…ко, точно б…льшая кошка»
Слайд 6Портрет бабушки
«Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко
укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые,
яркие, сочные»
«Когда она улыбалась…,все лицо казалось молодым и светлым»
«Вся она - темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом»
«Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка»
Слайд 7Какие детали портрета выделяет М.Горький?
«Темные, как вишни, зрачки»
«Белые крепкие зубы»
«Улыбка»
делала лицо молодым и светлым
«Рыхлый нос с раздутыми ноздрями и
красный на конце»
«Глаза светятся неугасимым и теплым светом»
Манера речи «выпевая слова»
Слайд 8Варианты вступления
Бабушка! Произносишь это слово, и сразу перед глазами возникает
образ самого родного и дорогого человека.
Бабушки, мудрые, добрые, заботливые, сыграли
огромную роль в жизни многих великих людей. Вспомним бабушку М.Ю.Лермонтова Е.А.Арсеньеву, которая обожала своего внука и занималась его воспитанием. А в жизни А.С.Пушкина была его добрая няня Арина Родионовна.
В жизни великого писателя А.М.Горького большую роль сыграла его бабушка Акулина Ивановна, невероятной теплоты и доброты женщина. Она была для него и матерью, и нянькой, и другом-утешителем.
Слайд 9Основная часть
Бабушка умела по-детски радоваться красоте природы, и это она
сумела передать Алеше. В такие минуты она «вся сияет, а
глаза у нее радостно расширены», она «улыбается и молчит, а на глазах слезы»
Обратите внимание на способы цитирования!
Слайд 10О ком были сказки бабушки?
О добрых разбойниках
О святых людях
О всяком
зверье
О нечистой силе
Слайд 11В чем заключался талант бабушки как сказительницы?
Выберите и запишите верные
утверждения!
Говорит громко
Сказывает тихо
Рассказывает выразительно
Таинственно наклоняется к моему лицу
Учит понимать смысл
сказок
Вливает в сердце мое силу, приподнимающую меня
Изображает повадки героев сказок
Говорит, точно поет
Рассказывает строго, серьезно
Слайд 12Проверяем!!!
Кто внимательно читал?
Сказывает тихо
Таинственно наклоняется к моему лицу
Вливает в сердце
мое силу, приподнимающую меня
Изображает повадки героев сказок
Говорит, точно поет
Слайд 13Кто так реагировал на сказки бабушки?
«Знаете, это удивительно, это надо
записать, непременно! Это – страшно верное, наше…Это – страшно русское!»
Слайд 14Как раскрывается бабушка во время пляски?
«Бабушка не плясала, а словно
рассказывала что-то»
«Вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя
было глаз отвести от нее – так буйно-красива и мила становилась она …»
Слайд 15Поведение на пожаре
«Она была так же интересна, как и пожар:
освещаемая огнем, который словно ловил ее, черную, она металась по
двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, все видя»
Слайд 16Кто сказал о бабушке?
«Милостив господь бывает до тебя, большой тебе
разум дает…»
Слайд 17Почему так сказал дед?
Бабушка вела себя решительно и мужественно!
Вытащила из
огня бутыль купороса
Организовала на тушение пожара соседей
Остановила испуганного коня
Заставила вывести
детей и вынести иконы
Слайд 18Отношение бабушки к людям
Любила всех людей
Жалела Григория Ивановича и стыдилась
за деда
Умела собрать праздники и раскрыть таланты людей
Была доброй и
щедрой
Слайд 19Почему бабушка не разрешала Алеше дружить с нахлебником «Хорошее дело»?
Боялась
его, т.к. он был ученый
Называла чернокнижником (колдуном)
Не понимала его и
думала, что он научит плохому Алешу
Слайд 20Отношение бабушки к причудам деда
«Мне было и смешно и противно
видеть все дедовы фокусы, а бабушке – только смешно»
«Стар старичок,
вот и дурит! Ему ведь восемь десятков,- отшагай-ка столько-то!
Пускай дурит, кому горе?»
Слайд 21Как назовем это свойство характера бабушки?
Умение понимать слабости человека и
прощать
Слайд 22Заключение
Роль бабушки в жизни Алеши
Научила быть сильным и мужественным
Привила любовь
к родному языку и культуре
Передала любовь и жалость к людям
Научила
видеть красоту природы и передала умение радоваться жизни
Слайд 23Подтвердите выводы текстом
«До нее как будто спал я, спрятанный в
темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все
вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни»