Слайд 1Урок в 11 классе по подготовке к ЕГЭ
Тема:
«Подготовка к сочинению
по тексту в формате ЕГЭ»
Слайд 2Напишите сочинение по прочитанному тексту
Сформулируйте одну из
проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий
два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 3План сочинения
1) Проблема, поставленная автором текста.
2) Комментарий к проблеме:
а) 1-ый
пример из текста+ пояснение
б) 2-ой пример из текста + пояснение
в)
связь между примерами
3) Позиция автора.
4) Отношение к позиции автора (согласие или несогласие) + собственный ответ на вопрос, поставленный автором + обоснование.
5) Вывод.
Слайд 5Образец 1-ого абзаца
Как нужно оценивать других людей: только
по внешности или важно понять внутренний мир человека, заглянуть в
его душу? Именно над этим вопросом размышляет Ф.М. Достоевский, поднимая в тексте проблему оценивания личности.
Слайд 6Типичные ошибки при формулировке проблемы:
1) Нельзя в проблеме указывать авторскую
позицию.
Например, НЕЛЬЗЯ писать: проблема хорошего отношения к книгам - ("хорошего"
- это оценочная лексика);
МОЖНО: Проблема отношения к книгам.
2) Нельзя формулировать проблему слишком широко. Например, в тексте рассказывается о женщинах и их роли на войне, а пишут: проблема войны. Если формулировать проблему в виде вопроса, этой ошибки можно будет избежать.
3) Нельзя путать проблему и тему текста: тема - это скорее направление мысли, то, о чем текст (например, текст о войне, значит тема: война. А проблема, например, - проявление героизма на войне).
Слайд 7Слова-помощники для формулировки проблемы
(с их помощью вы всегда сможете найти
проблему в любом тексте).
Если формулируете со словом проблема, то вам
помогут слова в Р.п. :
- отношение
- взаимоотношения
- воздействие
- взаимодействие
- влияние
- роль
- восприятие
- проявление …
Слайд 8Если формулируете проблему в виде вопроса, то вам помогут следующие
конструкции:
Как нужно относиться...?
Почему важно ...?
Почему нужно ...?
Что такое ...?
Для
чего нужно...?
Для чего нужен (-на, -ны) ...?
В чем причина...?
Какова роль... в жизни человека?
Что такое...?
Что важнее: _ или _?
Что необходимо...?
В чем различие между _ и _?
Что такое истинная (-ое, -ый)...?
Что значит ...? и т.д.
Слайд 10Образец 2 -ого абзаца
Раскрывая проблему, автор вспоминает эпизод
из своего детства, когда рассказчик, будучи девятилетним ребёнком, вдруг осознал,
что внешность может не соответствовать внутреннему миру человека. В качестве примера он рассматривает отношение рассказчика к крепостным, которые всегда казались ему «опасными, разбойными людьми». Автор подчёркивает, что до определённого момента мальчик оценивал крепостных лишь по внешности. Однако один случай полностью изменил взгляды ребёнка. В минуту опасности, когда ему почудилось, что за ним бежал волк, его «спас» крепостной Марей, который оказался добрым и отзывчивым человеком. Описывая крепостного, автор несколько раз повторяет слова «материнская улыбка», чтобы подчеркнуть, как нежен был Марей, каким «глубоким человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека». Эти слова содержат глубокий смысл: ребёнок открыл для себя, что за внешней суровостью скрывается добрая душа человека. Оба примера с разных сторон раскрывают проблему, поднятую автором: изменение в отношении к людям, которое произошло в душе мальчика, — это момент познания того, что человек должен цениться по его душевным качествам. А внешность же может быть очень неприглядной в силу жизненных обстоятельств.
Слайд 11Требования к комментарию:
1) В комментарии должно быть 2 примера-иллюстрации, важных
для понимания проблемы: здесь уместно использовать частичное цитирование или ссылки
на предложения текста.
2) После каждого примера должно быть пояснение: необходимо объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую.
3) В конце комментария необходимо написать о смысловой связи: необходимо указать на причинно-следственную, противительную или другую связь между примерами. Все будет зависеть от приемов, которые использует автор в конкретном тексте.
4) Ошибки при цитировании: НЕЛЬЗЯ переписывать целые куски из текста или пересказывать весь текст или фрагмент (лучше использовать «частичное цитирование»). НЕЛЬЗЯ, цитируя, не заключать в кавычки выдержки из текста
5) Комментарий должен соответствовать заявленной проблеме, должен с ней перекликаться и иллюстрировать ее.
Слайд 13Образец 3-ого абзаца
Автор считает, что нельзя оценивать людей только
по их внешнему виду. Нужно уметь разглядеть душу человека, понять
его характер, «заглянуть…в сердце». Он хочет, чтобы люди осознали это как можно раньше, чтобы видели красоту окружающих людей, не считали их «чужими» только по внешности, которая им почему-то не понравилась.
Слайд 15Образец 4-ого абзаца
Трудно не согласиться с мнением
автора. Действительно, умение понимать людей, ценить их по делам и
поступкам, видеть лучшее в каждом – это очень важно. Внешность может быть неприглядной в силу природных данных, да и трудные жизненные обстоятельства часто отражаются на ней. Неслучайно русская пословица гласит: не суди о книге по обложке.
Слайд 16Обоснование – это подтверждение истинности высказывания (тезиса), приведение убедительных аргументов или доводов,
которые позволяют согласиться с высказыванием (тезисом).
Способы(виды) обоснования:
Доказательство
Опровержение
Подтверждение
Объяснение
Интерпретация
Определение
Оправдание
Слайд 17Обоснование
Обосновать собственную позицию (тезис) можно двумя основными способами:
Подтвердить тезис
(привести аргументы "за")
Опровергнуть противоположные тезис (контраргументация: доказать тезис, опровергая противоположный).
В
качестве аргументов могут выступать:
- факты (реальное событие, явление, то, что действительно произошло)
- иллюстрации (наглядно-описательная форма) Можно использовать конкретный пример – сообщение о событии ( в литературе, в жизни и т.д.) и предположительный пример – рассуждение о том, что могло бы быть при определенных условиях.
- опыт (личный, конкретный, общечеловеческий, исторический, научный эксперимент, исследования и т.д.)
- обращение к традициям, авторитетным мнениям (мнения известных ученых, философов, писателей, общественных деятелей, специалистов – экспертов), цитаты из авторитетных источников, пословицы.
- обращение к теоретическим знаниям, терминологии (в науке, искусстве и т.д.)
- обращение к логике (индукция, дедукция)
Слайд 19Образец 5-ого абзаца
Таким образом, Ф.М. Достоевский поднял
одну из вечных проблем – проблему оценивания человека по его
внутренним качествам. Ведь главное в людях - доброта, милосердие, внимательность, сострадание, которые всегда найдут отклик в наших сердцах. И неважно, красив человек или нет. Добрая душа, богатый внутренний мир, открытое сердце – вот что должно привлекать нас в людях.
Слайд 21Источники
Подготовка к ЕГЭ http://bugaga.net.ru/
Персональный сайт учителя русского языка Перовой
И.Н.
http://peressa2009.narod2.ru/Gotovimsya_k_uroku/
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru
Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru