Слайд 1Урок
и учебно-речевая ситуация общения
Слайд 2Основные компоненты
структуры речевой ситуации
«Речь слагается из трех элементов:
из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и
из лица, к которому он обращается».
Аристотель
Слайд 4Слагаемые речевой ситуации в рамках педагогического общения
Слайд 6Схема ситуации общения
(по Н.И. Формановской)
Слайд 7Значимые
компоненты речевой ситуации
(по Т.А. Ладыженской)
–– кто говорит – пишет
(адресант);
–– кому (адресат);
–– почему (причина);
–– для чего – зачем (задача
высказывания);
–– что – о чем (содержание высказывания);
–– как (в устной или письменной форме; в каком стиле);
–– где (место, где происходит общение);
–– когда, как долго (время, когда происходит общение).
Слайд 9Социальные роли коммуникантов
Постоянные
определяются полом коммуниканта, его
родственными связями, профессией, возрастом и т.п.
Переменные.
это социальная
роль коммуниканта в момент общения по отношению к партнеру (пациент – врач, пассажир – кондуктор и т.п.).
Слайд 10Коммуникативная стратегия педагогического общения
Коммуникативная стратегия педагогического общения – магистральная линия
речевого поведения, избранная для реализации цели речевого взаимодействия и достижения
нужного результата.
Тактика общения определяется личностным осмыслением темы (предмета речи) и стремлением говорящего найти соответствующие «способы убеждения» (по Аристотелю)
Слайд 11Типология стратегических целей общения
–– проинформировать (описать, рассказать, отчитаться), дать представление
о предмете речи конкретно и беспристрастно;
–– убедить – склонить к
своему мнению, использовав нужные аргументы и доказательства, апеллируя в первую очередь к разуму собеседника, к его жизненному опыту;
–– внушить – обратиться не только к разуму, но и к чувствам собеседника (или аудитории), использовав и логические, и эмоциональные средства воздействия на личность;
–– побудить к действию – призвать, убедить собеседника в необходимости действия таким образом, чтобы ответной реакцией было непосредственное действие.
Слайд 13Понятие «учебно-речевая ситуация»
«...на уроке, на разных его этапах, в различных
учебно-речевых ситуациях решаются и конкретные, частные задачи. Эти задачи должны
четко осознаваться учителем, чтобы он мог найти адекватные для их решения педагогические, а следовательно, и коммуникативные средства <...> зачем иду к детям, какова моя задача – должно решаться и применительно к отдельным учебно-речевым ситуациям (микросистемам обучения)».
Слайд 17Создание учебно-речевых ситуаций
(метод моделирования речевого высказывания)
Слайд 18Этот метод реализуется в различного вида ситуативных упражнениях, которые основаны
на зависимости содержания и речевого оформления высказываний от речевой ситуации.
Слайд 19Тип задания, характер предлагаемого упражнения в определенной мере решают задачу
создания ситуации живого общения. Для создания такой ситуации в классе
необходимо, чтобы между учителем и учениками были отношения доверия и взаимопонимания. Учителю должно быть интересно, что думают и чувствуют его ученики.
Слайд 20
Помимо этого для создания ситуации общения должно быть учтено следующее:
1.
Тематика высказывания (темы должны быть интересны, побуждать к высказыванию своего
мнения).
2. Характер предлагаемого высказывания, его композиционная форма, жанр. Вид высказывания должен быть распространен в речевой практике детей и взрослых.
3. Характер используемых методов и приемов.
Слайд 21
Искусственная или воображаемая речевая ситуация может создаваться различными путями:
1. С
помощью словесных разъяснений. Учитель может вводить их в процессе
беседы или записать.
2. С помощью наглядных пособий и словесных разъяснений. Репродукции картин помогают ввести учащихся в обстановку, которую они должны учитывать при подготовке высказывания. Компоненты речевой ситуации могут быть воссозданы в классе с помощью музыки или отрывков из кинофильмов и т.п.
Слайд 22Следовательно, РС, предлагаемые учителем, могут быть разными - в зависимости
от того, в какой мере они предопределяют будущее высказывание:
РС, в
которых содержится исчерпывающая или достаточно полная информация об обстоятельствах, в которых должно протекать высказывание;
РС, в которых содержится лишь часть информации, остальные необходимые ее компоненты уточняются учениками. В этом случае при одном и том же задании создаются различные варианты реализации предложенной речевой ситуации.
Слайд 23Типы речевых ситуаций предполагают «выход» на различные стили, в рамках
которых создаются высказывания.
Можно вычленить такие типы речевых ситуаций:
1. Рассчитанные на
появление у детей потребности поделиться с учителем, с товарищами, с близкими своими наблюдениями, впечатлениями, раздумьями (применяются для работы над разговорной или разговорно-художественной речью).
Пример:
Учитель: «Знаете, я сегодня проснулась, взглянула в окно и увидела… (улыбается) :
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром…
- Вы заметили, как изменились сегодня деревья? А у вас тоже поднялось настроение, когда вы шли в школу? Я думаю, оно не может не измениться, когда видишь вокруг такую красоту…»
Слайд 242. «Педагогические», связанные с необходимостью донести до кого-то научные или
практические знания, научить чему-либо, объяснить что-то (используются для обучения научной
или деловой речи).
Ролевая игра «в школу» из числа учеников выбирается учитель, который должен объяснить какой-то материал, заранее подготовленный учеником дома.
3. Обеспечивающие элементарный научный поиск, решение какой-то задачи, выход из проблемной ситуации (помогают становлению научной речи).
4. Связанные с необходимостью проинформировать кого-то, сообщить какие-то важные точные сведения (возможно использование таких ситуаций для обучения деловой речи).
Например: Установка учителя: Сейчас мы …
Слайд 255. Рождающие у детей желание передать свое видение окружающего,
свое восприятие мира (способствуют развитию художественной речи).
Учитель: «Вы, ребята,
– боги Олимпа. Каждый из вас сейчас должен представиться, не называя своего имени, так, чтобы мы отгадали ваше имя». (Учитель выбрал пятерых желающих, затем дети меняются, самостоятельно выбирая, кем из богов стать).
Слайд 26РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
Речевая деятельность – это способ реализации общественно-коммуникативных потребностей
человека в процессе общения.
Речь при этом становится средством формирования и
формулирования мысли, что определяет творческий интеллектуальный характер речевой деятельности.
Речевая деятельность учителя направлена не столько на внешний, материальный мира ученика, сколько на преобразование его внутреннего, духовного мира.
Слайд 27РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
полноценная (результативная, эффективная) речевая деятельность основана на субъект-субъектных
отношениях между коммуникантами, когда учитель и ученик становятся равноправными субъектами
учебно-познавательного процесса;
эффективная, результативная речевая деятельность реализуется прежде всего в диалоге (в широком смысле), в диалоговой форме общения, которая создает базу для совместных размышлений в поисках истины, знания, идеи, преобразующей представление о действительности.