Разделы презентаций


Уровни недоразвития речи при алалии (характеристика детей с первым, вторым и

Содержание

Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.Алалия – это языковое расстройство, при котором нарушается усвоение языковых единиц и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Уровни недоразвития речи при алалии (характеристика детей с первым, вторым

и третьем уровнями недоразвития речи)
Работу выполнили
Студенты 2 курса 6

группы заочной формы обучения факультет педагогики и психологии направления подготовки 44.03.03 специальное (дефектологическое) образование (профиль «Логопедия»)

Казунина Ксения Попова Ирина Титова Наталия
Уровни недоразвития речи при алалии (характеристика детей с первым, вторым и третьем уровнями недоразвития речи)Работу выполнили Студенты

Слайд 2Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых

зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития

ребенка.

Алалия – это языковое расстройство, при котором нарушается усвоение языковых единиц и правил их функционирования, что проявляется в нарушении лексико-грамматических и фонетико-фонематических операций в процессе порождения речевого высказывания. Иными словами, нарушаются все подсистемы языка.

Алалия – это речевое нарушение. При первичной речевой патологии нет нарушений коммуникации: есть направленный взгляд и жесты, адекватная мимика, возгласы, цель которых привлечь внимание окружающих.
Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или

Слайд 3 Периодизация ОНР. Р. Е. Левиной и сотрудниками (1969)

разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых

средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Периодизация ОНР. Р. Е. Левиной и сотрудниками (1969) разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи: от

Слайд 4Выдвинутый Р. Е. Левиной подход позволил отойти от описания лишь

отдельных проявлений речевой недостаточности и представить картину аномального развития ребенка

по ряду параметров, отражающих состояние языковых средств и коммуникативных процессов. На основе поэтапного структурно-динамического изучения аномального речевого развития раскрыты также специфические закономерности, определяющие переход от низкого уровня развития к более высокому.
Выдвинутый Р. Е. Левиной подход позволил отойти от описания лишь отдельных проявлений речевой недостаточности и представить картину

Слайд 5Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений,

задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Переход с одного

уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и ее предметно-смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного фона.
Индивидуальный темп продвижения ребенка определяется тяжестью первичного дефекта и его формой.
Наиболее типичные и стойкие проявления ОНР наблюдаются при алалии, дизартрии и реже — при ринолалии и заикании.
Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов.

Слайд 6Выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка

у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Первый

уровень речевого развития. Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, интонацией и жестами, обозначая разницу значений. Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценить как однословные предложения.
Выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста

Слайд 7Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Названия действий заменяются

названиями предметов (открывать — «древ» (дверь), и наоборот — названия

предметов заменяются названиями действий (кровать — «пат»). Характерна многозначность употребляемых слов. Небольшой запас слов отражает непосредственно воспринимаемые предметы и явления.
Дети не используют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. В их речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. «Фраза» состоит из лепетных элементов, которые последовательно воспроизводят обозначаемую ими ситуацию с привлечением поясняющих жестов. Каждое используемое в такой «фразе» имеет многообразную соотнесенность и вне конкретной ситуации понято быть не может.

Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Названия действий заменяются названиями предметов (открывать — «древ» (дверь), и

Слайд 8Отсутствует или имеется лишь в зачаточном состоянии понимание значений грамматических

изменений слова.
Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью.
Произношение звуков носит

диффузный характер, обусловленный неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового распознавания.
Задача выделения отдельных звуков для ребенка с лепет ной речью в мотивационном и познавательном отношении непонятна и невыполнима.
Отличительной чертой речевого развития этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

Отсутствует или имеется лишь в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова. Звуковая сторона речи характеризуется фонетической

Слайд 9Второй уровень речевого развития. Переход к нему характеризуется возросшей речевой

активностью ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще

искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов.
Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, а иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы по картине, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни.
Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2—3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий.

Второй уровень речевого развития. Переход к нему характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного,

Слайд 10Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Дети пользуются только

простыми предложениями, состоящими из 2—3, редко 4 слов. Словарный запас

значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий.
Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций:
• смешение падежных форм («едет машину» вместо на машине);
нередко употребление существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве или форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени;
• в употреблении числа и рода глаголов, при изменении существительных по числам («два каси» — два карандаша, «де тун» — два стула);
• отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными.

Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2—3, редко 4

Слайд 11Понимание обращенной речи на втором уровне значительно развивается за счет

различения некоторых грамматических форм дети могут ориентироваться на морфологические элементы,

которые приобретают для них смыслоразличительное значение. Значения предлогов различаются только в хорошо знакомой ситуации.
Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих («пат книга» — пять книг; «папутька» — бабушка; «дупа» — рука). Проявляется диссоциация между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи.
Типичными остаются и затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры: перестановка слогов, звуков, замена и уподобление слогов («морашки» —ромашки, «кукика» — клубника).
Понимание обращенной речи на втором уровне значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм дети могут ориентироваться

Слайд 12Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с

элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в

основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы.
Например: мягкий звук с, сам еще недостаточно четко произносимый, заменяет звук с («сяпоги»), ш («сюба» вместо шуба). Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешения звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.Характерным является недифференцированное

Слайд 13Правильно повторяя вслед за логопедом трех-четырехсложные слова, дети нередко искажают

их в речи, сокращая количество слогов (Дети слепили снеговика. —

«Дети сипили новика»). Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.
На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.
Правильно повторяя вслед за логопедом трех-четырехсложные слова, дети нередко искажают их в речи, сокращая количество слогов (Дети

Слайд 14В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются

сложные конструкции.
Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных

с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.
Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.
В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных

Слайд 15Описанные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя у

детей школьного возраста проявляются более отчетливо при обучении в школе,

создавая большие трудности в овладении письмом, чтением и учебным материалом.





Спасибо за внимание!

Описанные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя у детей школьного возраста проявляются более отчетливо при

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика