Разделы презентаций


Урунов А. А. д.э.н., профессор

Содержание

Цель лекции: Ознакомится с сущностью рыночной власти, ее источники и показатели Содержание темы:1. Власть в философских, политических и социальных науках.2. Понятие рыночной власти.3. Источники рыночной власти.4. Формы проявления рыночной

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урунов А. А. д.э.н., профессор
Лекция 6.
по учебной дисциплины
«Теории отраслевых рынков»
Рыночная

власть фирмы и ее оценочные показатели
Государственный университет управления

Урунов А. А. д.э.н., профессорЛекция 6.по учебной дисциплины «Теории отраслевых рынков»Рыночная власть фирмы и ее оценочные показателиГосударственный

Слайд 2 Цель лекции: Ознакомится с сущностью рыночной власти, ее источники и

показатели
Содержание темы:
1. Власть в философских, политических и социальных науках.
2. Понятие

рыночной власти.
3. Источники рыночной власти.
4. Формы проявления рыночной власти
5. Показатели рыночной власти
Цель лекции: Ознакомится с сущностью рыночной власти, ее источники и показатели  Содержание темы:1. Власть в

Слайд 3ВЛА́СТЬ


это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность

и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит

от того, на чём основана такая возможность.

В.1

ВЛА́СТЬэто возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их

Слайд 4 — способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуацию на

рынке, в первую очередь на рыночную цену
источник рыночной власти, как правило, заключен

в высокой концентрации продавцов или захвате обширной доли рынка

Понятие рыночной власти

Рыночная власть

результатом проявления рыночной власти фирмы служит получаемая прибыль

В.1

 — способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуацию на рынке, в первую очередь на рыночную ценуисточник рыночной власти,

Слайд 5Источники рыночной власти
Главный источник
рыночной власти, как правило, заключен в

высокой концентрации продавцов или захвате обширной доли рынка
В.3

Источники рыночной властиГлавный источник рыночной власти, как правило, заключен в высокой концентрации продавцов или захвате обширной доли

Слайд 6Основными источниками и причинами рыночной власти вступают:
Эффект масштаба производства. Эффект

роста масштаба будет проявляться в снижении средних издержек или себестоимости

единицы продукции.

Войти в такие отрасли может только крупный производитель с большим денежным капиталом.

В.3

Основными источниками и причинами рыночной власти вступают:Эффект масштаба производства. Эффект роста масштаба будет проявляться в снижении средних

Слайд 7Основными источниками и причинами рыночной власти вступают:
Естественная монополия. 

3. Административные барьеры:

лицензии и патенты. 

Право собственности на важнейшие сырьевые ресурсы.




.
В.3

Основными источниками и причинами рыночной власти вступают:Естественная монополия. 3. Административные барьеры: лицензии и патенты. Право собственности на важнейшие сырьевые

Слайд 8ИСТОЧНИКИ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ
Авторские права
Дифференциация
продукции
Концентрация производства
Вертикальная интеграция
Снижение эластичности спроса
Более низкие

издержки производства
Контроль над продуктом
Повышение отраслевых барьеров
Патенты
Устойчивые предпочтения потребителей
Экономия от разнообразия
Эффект

масштаба

Снижение затрат

ИСТОЧНИКИ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИАвторские праваДифференциация продукцииКонцентрация производстваВертикальная интеграцияСнижение эластичности спросаБолее низкие издержки производстваКонтроль над продуктомПовышение отраслевых барьеровПатентыУстойчивые предпочтения

Слайд 9ТИП РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ
ПОВЕДЕНИЕ ФИРМ
РЕЗУЛЬТАТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА
ДИНАМИКА И НАПРАВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ

ЭКОНОМИКИ
СТРУКТУРНЫЕ ФАКТОРЫ РЫНОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Концентрация производства
Вертикальная интеграция
Продуктовая дифференциация
Отраслевые барьеры
Уровень цен
Рекламная

деятельность

Инновационная активность

Особенности взаимодействия

Особенности Ценообразования

Эффективность

Технический прогресс

Доходность производства

ТИП РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫПОВЕДЕНИЕ ФИРМРЕЗУЛЬТАТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКАДИНАМИКА И НАПРАВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИСТРУКТУРНЫЕ ФАКТОРЫ РЫНОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИКонцентрация производства Вертикальная интеграцияПродуктовая

Слайд 10Рыночная власть
АНАЛИЗ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ
Содержание
ТИП
Способность рыночного агента контролировать рыночную цену блага

посредством влияния на условия заключения сделки
Контроль над уровнем цены посредством

регулирования объема выпуска

Власть фирмы над продуктом

Власть фирмы над рынком

Власть фирмы над продуктом, у которого имеются несовершенные заменители

Весь объем рыночного предложения контролируется одной фирмой

Рынки несовершенной конкуренции

Рынок абсолютной монополии

Степень рыночной власти зависит от числа заменителей продукта (0,2 < L < 0,8)

Степень рыночной власти приближается к единице
(L = 1)

Рыночная властьАНАЛИЗ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИСодержаниеТИПСпособность рыночного агента контролировать рыночную цену блага посредством влияния на условия заключения сделкиКонтроль над

Слайд 13Формы проявления рыночной власти
Ценовая дискриминация представляет собой назначение различных цен

разным покупателям на абсолютно одинаковые изделия.
Наличие у фирмы рыночной

власти является одними из необходимых условий осуществления практики ценовой дискриминации. Более того, именно наличие рыночной власти является причиной возникновения на рынках ценовой дискриминации, так как именно она дает возможность фирме воздействовать на потребителей.

В.4.

Формы проявления рыночной властиЦеновая дискриминация представляет собой назначение различных цен разным покупателям на абсолютно одинаковые изделия. Наличие

Слайд 14Показатели рыночной власти


Большинство показателей монопольной власти явно или неявно оценивают

или величину экономической прибыли, или разницу между ценой и предельными

издержками.

В.5.

Показатели рыночной властиБольшинство показателей монопольной власти явно или неявно оценивают или величину экономической прибыли, или разницу между

Слайд 15ФАКТОРЫ УКРЕПЛЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ
Импортные квоты
Снижение уровня конкуренции
Снижение эластичности спроса
Затраты

на рекламу
Продуктовая дифференциация
Расширение спроса
Поддержание дисциплины цен
Рыночная координация
Недогруженные мощности
Возможности снижения цены

ФАКТОРЫ УКРЕПЛЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ Импортные квотыСнижение уровня конкуренцииСнижение эластичности спросаЗатраты на рекламуПродуктовая дифференциацияРасширение спросаПоддержание дисциплины ценРыночная координацияНедогруженные

Слайд 16Величина рыночной власти
Размер превышения цены (Р) на продукт фирмы над

предельными издержками (МС) его производства
Р-МС
ИЗМЕРЕНИЕ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ
Фирма, обладающая рыночной властью,

устанавливает цену в пропорции обратной эластичности спроса на ее продукт

Степень рыночной власти

Доля надбавки над предельными издержками (Р-МС) в цене (Р) продукта фирмы

Индекс Лернера
L=(P-MC)/P

Величина индекса Лернера обратно пропорциональна эластичности спроса на продукт фирмы

Величина рыночной властиРазмер превышения цены (Р) на продукт фирмы над предельными издержками (МС) его производстваР-МСИЗМЕРЕНИЕ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИФирма,

Слайд 17Рыночная власть, эластичность спроса и прибыль
Фирмы А и Б имеют

одинаковые издержки производства, но разную ценовую эластичность спроса на продукт
Фирма

А, сталкиваясь с эластичным спросом, располагает небольшой рыночной властью, и величина ее наценки
(ОР = Р-МС невелика. Однако фирма получает большую прибыль благодаря большому объему реализации

Фирма Б, сталкиваясь с неэластичным спросом, распола-гает большой рыночной властью, и величина ее наценки ( Р = Р-МС) велика. Однако фирма получает небольшую прибыль из-за небольшого объема реализации

Рыночная власть создает потенциал для получения прибыли, но не гарантирует ее получения и не определяет ее размера.

Рыночная власть, эластичность спроса и прибыльФирмы А и Б имеют одинаковые издержки производства, но разную ценовую эластичность

Слайд 18Наличие у фирмы рыночной власти
Фирма устанавливает цену (Рм)
Фирма максимизирует прибыль

при MR=MC
Линия средней выручки (ARM) совпадает с кривой спроса (D1,2)
Предложение

в условиях рыночной власти

Линия спроса (DM) на продукт фирмы имеет отрицательный наклон

Линия предельной выручки (ARM) лежит ниже кривой спроса (DМ)

Выручка фирмы зависит от эластичности спроса (Ed)

Цена зависит от спроса (DМ)

Регулируя объем предложения (Q1,Q2)

Учитывая эластичность спроса (Еd)

Устанавливает цену на эластичном участке спроса

Наличие у фирмы рыночной властиФирма устанавливает цену (Рм)Фирма максимизирует прибыль при MR=MCЛиния средней выручки (ARM) совпадает с

Слайд 19В.1
В мировой практике требуемая норма доходности на собственный капитал и

служит эквивалентом нормальной прибыли.

В.1В мировой практике требуемая норма доходности на собственный капитал и служит эквивалентом нормальной прибыли.

Слайд 20Ставка нормальной прибыли для фирмы зависит:

от доходности безрисковых

вложений;
от средней рыночной премии за риск;
от риска инвестирования в

акции конкретной фирмы;

от пропорции собственного и заемного капитала в общем объеме капитала фирмы.

В.1.

Ставка нормальной прибыли для фирмы зависит: от доходности безрисковых вложений; от средней рыночной премии за риск;от риска

Слайд 21Показатели рыночной власти
Большинство показателей монопольной власти явно или неявно оценивают

или величину экономической прибыли, или разницу между ценой и предельными

издержками. Для оценки поведения фирмы на рынке и вида рыночной структуры используют следующие показатели:
• норму экономической прибыли (коэффициент Бэйна),
• коэффициент Лернера,
• коэффициент Тобина (q Тобина),
• коэффициент Папандреу.

В.5.

Показатели рыночной властиБольшинство показателей монопольной власти явно или неявно оценивают или величину экономической прибыли, или разницу между

Слайд 22Показатели рыночной власти
Коэффициент (индекс) Бейна (B)
Показывает экономическую прибыль на одну
денежную

единицу собственного капитала
В. 5

Бухгалтерская прибыль - Нормальная прибыль
Коэффициент Бэйна = -----------------------------------------------------------------------
Собственный капитал фирмы
 
Показатели рыночной властиКоэффициент (индекс) Бейна (B)Показывает экономическую прибыль на однуденежную единицу собственного капиталаВ. 5

Слайд 23Индекс (коэффициент) Лернера

L = Рm – MC)/Рm = |1/Еd|

где pm –

монопольная цена;
MC – предельные издержки;
Ed – ценовая эластичность спроса.
В случае монополии значение индекса Лернера
приближается к единице, а в случае
совершенной конкуренции этот показатель
равен нулю.

В.5.

Индекс (коэффициент) Лернера         L = Рm – MC)/Рm =

Слайд 24Превышение монопольной цены над предельными издержками в зависимости от ценовой эластичности

спроса













Если ценовая эластичность спроса велика, то цена, которая
максимизирует прибыль монополиста,

будет лишь немного
превышать предельные издержки – рис. а)
• Менее эластичный рыночный спрос обеспечивает большую
монопольную надбавку к конкурентной цене – рис. б)

В.5.

Превышение монопольной цены над предельными издержками в зависимости от ценовой эластичности спросаЕсли ценовая эластичность спроса велика, то

Слайд 25В.5.
Если ценовая эластичность спроса равна Ed= -20,
индекс Лернера принимает значение

L=0.05
надбавка составляет только 5% от цены.
если же ценовая эластичность спроса

Ed= -1,6,
индекс Лернера составит L=0,625,
надбавка увеличится до 62,5%.

Например:

В.5.Если ценовая эластичность спроса равна Ed= -20,индекс Лернера принимает значение L=0.05надбавка составляет только 5% от цены.если же

Слайд 26Поскольку в долгосрочном периоде в условиях равновесия предельные издержки (МС) равны средним

(АС), то индекс Лернера можно определить и по формуле:

L = (Рм

- AC )/Рм

В.5.

Поскольку в долгосрочном периоде в условиях равновесия предельные издержки (МС) равны средним (АС), то индекс Лернера можно

Слайд 27Индекс Лернера показывает также долю монопольной прибыли (Пm) от общей выручки (TR)
В.5.

Индекс Лернера показывает также долю монопольной прибыли (Пm) от общей выручки (TR)В.5.

Слайд 28Модификации индекса Лернера для рынка олигополии ( если рынок описывается моделью Курно)








где

qi – объем выпуска i-го олигополиста;
Q – рыночный спрос.
В.5.

Модификации индекса Лернера для рынка олигополии ( если рынок описывается моделью Курно)где qi – объем выпуска i-го

Слайд 29Преобразуя предыдущие выражении можно получить индекс Лернера. Он равен:

L =

HHI /Еd
В.5.

Преобразуя предыдущие выражении можно получить индекс Лернера. Он равен:L = HHI /ЕdВ.5.

Слайд 30Коэффициент Тобина (q Тобина) связывает рыночную стоимость фирмы (измеряемой рыночной ценой ее

акций) с восстановительной стоимостью ее активов:
q Тобина = Ар/Ав
где Ар- рыночная

стоимость активов фирмы
(обычно определяется по курсу акций)
Ав - восстановительная стоимость активов
фирмы, равная сумме расходов, необходимых
для приобретения активов фирмы по текущим
ценам.

В.5.

Коэффициент Тобина (q Тобина) связывает рыночную стоимость фирмы (измеряемой рыночной ценой ее акций) с восстановительной стоимостью ее

Слайд 31qТобина> 1 - свидетельство полученной или ожидаемой положительной экономической прибыли
Использование индекса qТобина

базируется на
гипотезе эффективного финансового рынка.
Фирмы с высоким значением qТобина обычно
обладают

уникальными факторами
производства или выпускают уникальные
товары, то есть для этих фирм характерно
наличие монопольной ренты.
Фирмы с небольшими значениями qТобина
действуют в конкурентных или
регулируемых отраслях.

В.5.

qТобина> 1 - свидетельство полученной или ожидаемой положительной экономической прибылиИспользование индекса qТобина базируется нагипотезе эффективного финансового рынка.Фирмы

Слайд 32Коэффициент монопольной власти Папандреу
Основывается на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса на

товар фирмы.
 Однако сам по себе показатель перекрестной эластичности остаточного

спроса не может служить показателем монопольной власти, так как его величина зависит от двух факторов, оказывающих противоположное влияние на монопольную власть:
от числа фирм на рынке
от уровня заменимости товара рассматриваемого продавца
и товаров других фирм.
 Увеличение числа фирм на рынке приводит к снижению их
взаимозависимости и соответствующему снижению показателя перекрестной эластичности остаточного спроса

В.2.

Коэффициент монопольной власти ПапандреуОсновывается на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса на товар фирмы. Однако сам по себе

Слайд 33Коэффициент монопольной власти Папандреу
Формула коэффициента проникновения (показателя монопольной власти Папандреу) выглядит

так:

 

где Qdj - объем спроса на товар фирмы, обладающей

монопольной властью;
Рj- цена конкурента (конкурентов);
λj - коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциального увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванного понижением цены (0 < Xj < 1).

В.5.

Коэффициент монопольной власти ПапандреуФормула коэффициента проникновения (показателя монопольной власти Папандреу) выглядит так:  где Qdj - объем спроса

Слайд 34Коэффициент монопольной власти Папандреу
Индекс Папандреу практически не используется в прикладных исследованиях,

однако он весьма любопытно отражает две грани монопольной власти: наличие

товаров-заменителей на рынке и ограниченность мощности конкурентов (или возможность их проникновения в отрасль). Выражение oQdi/oРj, х Pj/Qdj отражает перекрестную эластичность спроса на товар фирмы.

В.5.

Коэффициент монопольной власти ПапандреуИндекс Папандреу практически не используется в прикладных исследованиях, однако он весьма любопытно отражает две

Слайд 35Спасибо за внимание)))

Спасибо за внимание)))

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика