Слайд 1Условия организации и проведения ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ У
ДЕТЕЙ С ОВЗ
Слайд 2I-организация предметно-развивающей среды
Предметно-развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное
пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. .(Л. С. Выготский, А.
Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др
Развивающая предметная среда группы должна способствовать реализации цели, задач и содержания выбранной программы
Предметно-развивающая среда -комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых.(Стребелева Е.А.).
Слайд 3Задачи предметно-развивающей среды:
создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;
предоставить
каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах
жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;
ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;
активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;
ориентироваться на активные методы воздействия на личность ребенка.
Слайд 4Требования к организации предметно-развивающей среды
обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства
Организации, Группы, а также территории, прилегающей к организации, материалов, оборудования
и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Слайд 5Требования к организации предметно-развивающей среды
обеспечивать возможность общения и совместной деятельности
детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной
активности детей, а также возможности для уединения;
обеспечивать: реализацию различных образовательных программ ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
Слайд 6Требования к организации предметно-развивающей среды
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной
вариативной,
доступной и безопасной.
Слайд 7Насыщенность среды
должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство
должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе
техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами двигательную активность, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Слайд 8Трансформируемость пространства предполагает
возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей
детей.
Слайд 9Полифункциональность материалов предполагает
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например,
детской мебели, матов, мягких модулей,
наличие в Организации или Группе
полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Слайд 10Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для
игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр,
игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Слайд 11Доступность и безопасность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе
детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная
деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
безопасность предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Слайд 12Классификация игрушек
Игрушки по видам игр
Сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего
обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр и др.
Дидактические игрушки: матрешки,
вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки) и др.
Игрушки - забавы: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами и др.
Спортивные или моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, скакалки и др.
Музыкальные игрушки: бубен, рояль, металлофон, гармошки, барабаны и др.
Слайд 13Игрушки по видам игр
Технические игрушки: транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную
и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.
Строительные и
конструктивные материалы: наборы геометрических тел, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки; смешаный строительный материал.
Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции Театральные игрушки: декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности и др.
Слайд 14Классификация игрушек по возрасту детей
для детей раннего возраста - до
3 лет;
для детей дошкольного возраста - от 3 до
7 лет
для детей школьного возраста - от 7 до 17 лет.
Слайд 15Примерный перечень игрушек для детей до 6 месяцев
Подвески разной
формы и величины.
Погремушки, бубенчики.
Кубики легкие, флажки, ленточки.
Куклы-неваляшки и другие простые
по образному решению куклы.
Животные и птицы размером до 35-40 см из пластмассы, резины, ткани (для игр-занятий по ознакомлению с окружающим и развитию речевых навыков).
Различные игрушки размером 15—20 см (для самостоятельной игры детей).
Слайд 16Игрушки для детей 9—12 месяцев
Куклы-неваляшки разных размеров (от 10 до
20 см).
Крупные (высотой около 40 см) куклы, изображающие детей в
красочной одежде, для показа детям (могут быть озвученными и заводными).
• Куклы из мягких материалов (ткани, пластмассы, резины) размером 10-12 см, у которых есть основные, понятные ребенку особенности облика человека — крупные яркие глаза, гибкие руки, ноги. (Для самостоятельной игры детей.)
• Животные и птицы, сделанные из мягких материалов (мягко-набивные, пластмассовые, резининовые), передающие главные черты облика, могут быть заводными или издающими характерные звуки (негромкие, но выразительные).
• Игрушки из папье-маше для показа в процессе игр-занятий (петушок, коровка, птичка).
Слайд 17Сюжетно-транспортные игрушки: устойчивые коляски для кукол, машины простой формы из
пластмассы размером около 15 см, заводные машины, тележки.
Игрушки, изображающие некоторые
предметы быта, труда и культуры: тарелки диаметром 7-10 см, чашки по размеру руки ребенка, лоскуты разной ткани размером 40х40, 50х50 см.
Дидактические и другие игрушки: шарики разных размеров (легкие, деревянные и полиэтиленовые, тканевые).
Матрешки одноместные, разные вкладыши, мячи (большие, маленькие).
Строительный материал (кубики, кирпичики, призмы и пр.).
Слайд 18Примерный перечень игрушек для детей
раннего возраста
резиновые и мягкие игрушки;
куклы с крупными глазами (рисованные или подвижные);
игрушки-каталки с веревочкой;
набор разноцветных
пластмассовых игрушек (кубики, фигурки) ;
строительный набор;
детские конструкторы с яркими пластмассовыми деталями ;
матрешки; пирамидки; игрушки с прорезями и набором вкладышей;
мячики разного размера;
игрушечная мебель ;
куклы-неваляшки;
наборы чайной посуды для кукол
машинки разных размеров
Слайд 19Классификация игрушек по педагогическому назначению
Игрушки развивающие первоначальные движения и восприятия
( погремушки, подвески, шарики, кольца, привлекающие их звучанием, формой, цветом,
пирамидки, вкладные чашечки, бочонки, матрешки и др. )
Требования : они должны быть гигиеничными, хорошо мыться теплой водой с мылом, поверхность их должна быть гладкой без заусенцев и острых краев; краски, покрывающие игрушку, должны быть яркими, но абсолютно безвредными, прочными, не смывающимися водой и не растворяющимися в слюне; вкладные игрушки должны легко и свободно открываться и закрываться.
Слайд 20Классификация игрушек по педагогическому назначению
Игрушки, знакомящие детей с окружающей их
средой и природой (мебель, посуда, одежда, игрушки, отображающие людей различных
профессий, куклы,наборы игрушек на определенные темы - детский сад, зоопарк, школа, завод и др)
Слайд 21Классификация игрушек по педагогическому назначению
Игрушки, способствующие физическому развитию детей (каталки,
тележки, вожжи, санки и др.), для прыгания (скакалки), для бросания
(городки, кегли, мячи и др.), для развития и укрепления мускулатуры ног (велосипеды, спортроллеры, педальные автомобили, лыжи, коньки), для развития меткости (ружья, пистолеты), для развития мышц рук и пальцев (матрешки, пирамиды, чашечки).
Слайд 22Классификация игрушек по педагогическому назначению
Дидактические игрушки (настольные игрушки, игрушки, которые
можно собирать, разбирать, катать, складывать, строить.
Игрушки, знакомящие детей с
элементами науки и техники (наборы для сборки моделей автомобилей, самолетов, вертолетов, различные конструкторы, оптические игрушки (микроскопы), химические наборы, вездеходы, подъемные краны и др. )
Слайд 23Классификация игрушек по педагогическому назначению
Игрушки, знакомящие детей с трудовыми процессами
и прививающие первоначальные трудовые навыки. (лопатки, грабли, ведерки, лейки, тачки,
деревянные молотки, а также строительные наборы).
Игрушки, способствующие художественному и музыкальному развитию детей (барабаны, бубны, гитары, балалайки, ксилофоны, металлофоны кукольный театр, теневой театр, театральные куклы и др.
Игрушки-забавы (поющие птицы, заяц-барабанщик, кувыркающаяся обезьянка и др.)
Слайд 24Классификация игрушек по материалу
металлические,
пластмассовые,
деревянные,
резиновые,
мягконабивные,
керамические
Слайд 25Требования к качеству игрушек
Качество игрушек должно соответствовать установленным стандартам, чертежам
и образцам-эталонам.
Игрушки должны иметь четкую правильную форму, гладкую поверхность
без острых, режущих краев, заусенцев, вмятин, волнистостей. Лакокрасочное покрытие должно быть тщательным и декоративным, окраска - равномерной, без пропусков и потеков.
Слайд 26Требования к упаковке, маркировке и хранению игрушек
Упаковка должна завесить от
материала, конструкции, отделки и других особенностей игрушек.
Маркировка не должна
ухудшать внешний вид игрушки. В маркировке указывают наименование предприятия-изготовителя и его адрес, товарный знак, наименование игрушки, артикул, розничную цену, номер ГОСТа, дату изготовления, отметку ОТК, количество игрушек в ящике или пачке.
Хранить игрушки необходимо в сухих, хорошо проветриваемых закрытых помещениях при температуре 10-20 °С и относительной влажности воздуха 65 %.
Слайд 27
\
:
Педагогические требования к игрушке
Игрушка должна содействовать развитию ребенка на
каждой возрастной ступеньке дошкольного детства.
Игрушка должна побуждать ребенка к положительным
действиям.
Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре.
Игрушка должна вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус.
Слайд 28Гигиенические требования к игрушкам:
Игрушки должны быть изготовлены из высококачественного нетоксичного
материала.
Необходимо следить за состоянием игрушек и своевременно устранить появившиеся дефекты.
Особое внимание следует обращать на незаделанные края металлических и деревянных частей, плохо укрепленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т.д.
Игрушки должны быть соответствующим образом размещены, что требует использования определенного игрового оборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т.д
Слайд 29II-внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы
Широкое варьирование организационных форм:
групповых, индивидуальных
подгрупповых
Должно быть предусмотрено увеличение времени на проведение гигиенических процедур, прием
пищи
Слайд 30III-необходим адаптационный период