Слайд 1Устное собеседование
9 класс
(подготовка к экзамену по русскому языку)
ВАРИАНТ №4
Щербинина
С.Ю., учитель русского языка и литературы
МОУ «Каслинская СОШ №24»
Слайд 2Часть 1
Задание 1. Чтение текста
Выразительно прочитайте вслух текст о советском
скульпторе Вере Игнатьевне Мухиной.
У вас есть 2 минуты на
подготовку
Слайд 3Запомни!
Выразительное чтение - это чтение, правильно передающее идейное содержание художественного произведения
или статьи.
Признаки выразительного чтения:
1) умение выдерживать паузы и делать логические
ударения, передающие замысел автора;
2) умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
3) чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп (скорость чтения примерно 120 слов в минуту, соответствует темпу устной речи)
Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста.
Слайд 4Текст
Вера Игнатьевна Мухина – знаменитый советский скульптор. Заниматься
искусством Вера начала в юности: брала уроки у скульпторов и
живописцев, делала эскизы декораций. Некоторое время была даже модельером. Но любовь к скульптуре победила.
Советское правительство нуждалось в новом искусстве, которое бы воспевало труд простых людей. Скульптуры Веры Мухиной отвечали этому запросу. Она ваяла статуи крестьянок с натруженными руками, составляла проекты памятников деятелям революции.
В 1937 году ей было поручено создать скульптурную композицию для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Так появился монумент «Рабочий и колхозница». Композиция произвела фурор: французские газеты называли её «величайшим произведением скульптуры XX века». Позже она стала символом киностудии «Мосфильм». Сейчас скульптура установлена перед Северным входом на ВДНХ на постаменте, в котором располагается музей «Рабочий и колхозница».
Вера Игнатьевна занималась также прикладным искусством: рисовала узоры для тканей, разрабатывала формы сервизов, предметов из стекла. Считается, что именно Мухина изобрела гранёный стакан, который стали производить на заводах с 1937 года. Такая форма явилась необходимостью, поскольку первые посудомоечные машины могли мыть стекло только с гранями, а не с круглыми стенками.
Слайд 5Задание 2
Перескажите прочитанный вами текст о Вере Игнатьевне Мухиной ,
включив в пересказ её слова : «Кто искренне борется за
расцвет своего народа, всегда вливает новые силы в великую сокровищницу искусства».
Подумайте, где лучше использовать слова В.И.Мухиной в пересказе. Вы можете применять любые способы цитирования.
У вас есть 2 минуты на подготовку.
Слайд 6Вспомним
способы цитирования
1. Предложениями с прямой речью «Горек чужой хлеб, -
говорит Данте, - и тяжелы ступени чужого крыльца».
2. Предложениями с косвенной
речью. А. П. Чехов подчёркивал, что «...праздная жизнь не может быть чистою».
3. Предложениями с вводными словами. По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей».
Слайд 7Вспомним виды цитирования
1.Частичное. Используя этот вид, необходимо помнить, что
нужно сохранить смысловую точность, нельзя «выдергивать» слова из контекста. Сокращать
цитату, убирая лишние слова, можно, если это не исказит смысла высказывания.
2.Полное. Использование высказывания целиком, без каких-либо изменений.
Слайд 8Помните!
Вы должны сохранить при пересказе все основные микротемы, приведенное высказывание
включить в текст во время пересказа уместно и логично.
Также
оценивается правильность речи: грамматические, речевые, орфоэпические ошибки, искажения слов.
У вас 1 минута на подготовку.
Слайд 9Часть 2
Задание 3
МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ
Выберите одну из предложенных тем для беседы
ТЕМА 1 Спуск на сноуборде (на основе описания фотографии)
ТЕМА 2
Интересный школьный проект (повествование на основе жизненного опыта)
ТЕМА 3 Как наука влияет на жизнь людей? (рассуждение по поставленному вопросу)
У Вас есть на подготовку 1 минута
Выше высказывание не должно занимать более 3 минут.
Высказывание – не менее 10 предложений!
Слайд 10Требования к речевому оформлению монологического высказывания
Рекомендации ученикам :
1.Обязательное использование
изобразительных средств (эпитеты, сравнения, оценочная лексика, прилагательные и др.)
2. Не
допускается использование говорящим односложных фраз. Предложения должны включать различные синтаксические конструкции: однородные члены, причастные, деепричастные, сравнительные обороты; вводные слова со значением порядка изложения мыслей (во-первых, во-вторых), с оценкой говорящего ( конечно, к сожалению, я надеюсь и т.д. ); вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и предложения.
Слайд 11Посмотрите внимательно на темы задания 3.
-Какие типы текстов надо уметь
составлять?
Слайд 13Подготовка к монологу по фотографии
Фотография – это своеобразный закодированный текст,
несущий определённую информацию и воздействующий на воображение, чувства и настроение
человека.
1. Сопоставьте 1 и 2 вопрос, чтобы определить тему монолога (чтение, спорт, отдых и т.д.)
2. Рассмотрите фотографию. Выделите на снимке главное: обычно это изображенные люди и их действия
Рассматриваем фотографию
Какой момент изображен на фотографии?
Где, по-вашему, сделана эта фотография?
Почему была сделана такая фотография?
Что хотелось фотографу изобразить в первую очередь?
Какие детали на фотоснимке обращают на себя внимание, бросаются в глаза, запоминаются?
О чем говорит поза, выражение лиц людей, запечатленных на фотографии?
Удалось ли автору снимка передать эмоции, чувства, настроение сфотографированных?
Как вы считаете, удачным ли получился снимок?
Слайд 14Синтаксические конструкции для описания фотографии
Слайд 15Тема 1. Спуск на сноуборде (на основании описания фотографии)
Не забудьте
описать:
Кто изображен;
Где происходит действие, время года, природу и ландшафт;
Чем
занимаются люди, их внешний вид;
Качества, которые развивают в человеке экстремальные виды спорта.
Слайд 16Как готовиться к диалогу?
Прочитайте вопросы. В каждом выделите ключевые слова,
которые будут использованы в вашем ответе.
Избегайте односложных ответов: да, нет,
конечно и т.п.
Чтобы избежать односложных ответов, используйте СПП с придаточными причины, условия, следствия.
Смягчайте категоричность своих утверждений вводными словами: я думаю, как мне кажется, по-видимому, я считаю, по моему мнению и т.п
Слайд 17Карточка собеседника-экзаменатора
ДИАЛОГ
1. Почему многие люди занимаются экстремальными видами спорта?
2. Что
Вам больше нравится: смотреть спортивные соревнования по телевизору или заниматься
спортом самому?
3. Умеете ли Вы кататься на сноуборде? Какими видами зимнего спорта Вы увлекаетесь?
Слайд 18МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ
тема 2
Расскажите об интересном школьном проекте, в котором Вы
принимали участие.
Не забудьте рассказать:
- какой проект готовили;
- Что было
самым интересным, а что – самым трудным;
- как Вы его защищали;
- что запомнилось в работе больше всего.
Слайд 19Повествование на основе жизненного опыта
Цель – информировать о событии или
действиях героя.
Основной вопрос к тексту: «Что произошло с героем (со
мной)?»
Основная мысль – ответ на основной вопрос («С героем (со мной) произошло следующее...»
План построения повествования:
сообщение о действующем лице;
указание на место и время событий;
рассказ о действиях с указанием их особенностей и последовательности во времени;
указание на итог действий, завершение повествования.
вывод.
**В тексте имеются слова и словосочетания, показывающие соотношение действий во времени и пространстве (однажды, сначала, только что, как-то зимой (осенью, летом, весной), в праздник, на каникулах, на прогулке, потом, тогда, а в это время и т.п.)
** В тексте много глаголов, обозначающих конкретные действия.
Слайд 20Алгоритм работы с текстом типа повествование (тема №2)
Трехчастная логическая структура
повествования:
сначала делали…
потом мы…,
в конце….
(Фабула повествования – его основная информация,
фабула с подробностями – это сюжет.
Ответ на 4-й вопрос – это оценочный вывод, сделанный экзаменуемым)
Слайд 21Карточка собеседника-экзаменатора
ДИАЛОГ
1. Какие умения приобретает человек во время подготовки проекта?
2.
Какие проекты Вам интереснее: групповые или индивидуальные? Почему?
3. Какова роль
проектной деятельности в процессе обучения?
Слайд 22Следующий тип текста – рассуждение. (тема №3)
Тезис.
Аргумент 1+
аргумент 2 +
аргумент 3 .
Вывод.
Слайд 23Обратите внимание!
В задании №3 оценивается
Смысловая цельность – это соблюдение
в монологе одной и той же темы.
Речевая связность –
это наличие смысловых связей между предложениями (цепная или параллельная).
Последовательность изложения - это соблюдение логических основ композиции: предложения следуют друг за другом без смысловых «провалов» между ними.
Соблюдая эти законы построения монолога, можно избежать логических ошибок.
Слайд 24Монологическое высказывание
тема 3
Как наука влияет на жизнь людей?
Не забудьте дать
ответы на следующие вопросы:
1.Зачем люди занимаются наукой?
2. В чём заключается
положительное влияние научных разработок на жизнь людей?
3. К каким негативным последствиям может привести технический прогресс?
4. О чём люди должны помнить, разрабатывая новые технологии?
Слайд 25Задание 4
ДИАЛОГ
Во время беседы вам будут предложены вопросы по выбранной
Вами теме. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.
1.
Какие научные открытия Вы считаете самыми важными?
2. Без каких изобретений Вы не можете представить свою жизнь? Почему?
3. Как Вы понимаете смысл пословицы «Наука хлеба не просит, а сама хлеб даёт»?