Слайд 1
Презентация на тему:
«Утешение Философией»
последнего римлянина Боэция.
По праву первым в славной когорте
"последних римлян" стоит имя
Северина Боэция (480-525 гг.).
Он не был выдающимся стратегом,
знаменитым полководцем или
отважным воином,
чей подвиг остался в веках.
Слайд 3Фигура Боэция высится на "перекрестке времен" - античного и средневекового.
С именем "последнего римлянина" связана одна из важнейших проблем истории
культуры - преемственности и противостояния старого и нового типов культур, роли традиции и духовного наследия в развитии общества.
Культурные сокровища древности нашли хороших хранителей и передатчиков, сумевших спасти их в сложнейшее и тяжелейшее время перехода от античности к средневековью, когда Европа переживала один из наиболее важных поворотных моментов своей истории, вступая на путь феодализма. Потомки назвали их "последними римлянами", навсегда сохранив к ним чувство глубокого уважения и благодарности.
Иными словами, "Последние римляне" внесли заметный вклад в сохранение античного наследия.
Слайд 4 Боэций был великолепно образованным человеком, что для той
смутной эпохи являлось скорее исключением, чем правилом.
Но, кроме того,
Боэций стал широко известным римским философом и являлся государственным деятелем.
Также им были созданы учебные руководства по арифметике, геометрии и музыке, в частности, были переведены "Начала" Евклида и "Арифметика" Никомаха. Он перевел и прокомментировал логические сочинения Аристотеля и многое другое. Его учебники и переводы пользовались успехом в европейских школах до самого конца средневековья — почти тысячу лет!
Слайд 5Он был превосходным государственным деятелем,
но настоящий смысл его жизни
заключался
в поиске Истины, он хотел раскрыть и донести
до
людей смысл учений великих древних философов,
о которых уже начали забывать. Что говорить, к тому
времени во всей Европе не так много осталось людей,
владевших греческим языком. Так вот Боэций задумал
перевести на латынь сочинения величайших мыслителей
Греции. Начал он с Аристотеля...
Когда Боэцию исполнилось тринадцать лет, к власти
в Италии пришел король остготов Теодорих. При всей
дальновидности Теодориха политика его в конечном счете
успехом не увенчалась.
В двадцать лет юный Северин прибыл в Равенну,
столицу остготского королевства, и был представлен
королю. Теодорих, пораженный обширными знаниями
юноши, сделал его своим министром.
Слайд 6
Спустя столетия после казни Боэция многие поколения европейцев читали «Утешение
философией» в самые горькие минуты жизни, чтобы укрепить свой дух...
Теодориху донесли, что знатные римляне готовят заговор с целью свергнуть власть готов. Былое миролюбие короля мигом исчезло. По его приказу убили римского папу и казнили нескольких знатных римлян. Самым известным из них был Северин Боэций.
Сидя в темнице в ожидании казни, Боэций, вместо того, чтобы умолять о помиловании, написал самую знаменитую свою книгу, исполненную достоинства и душевной твердости, — «Утешение философией».
Слайд 7
В «Утешении…» затронуто множество философских проблем, актуальных и
для V-VI веков, и для последующих эпох. Три – главнейшие
из них – темы Судьбы, Фатума, Фортуны. Как понимать «везение» в жизни, как понимать несчастье? Почему добрые и честные не вознаграждаются судьбой, а мерзавцы благоденствуют, и Бог не наказывает их за злодейство?
Откуда берутся хорошие и плохие люди. Особенно, почему много злых, недобрых людей?
Наконец, свобода воли человека и божественное предопределение. Как они совмещаются? Вопросы – актуальные для всех времен.
Слайд 8Явление в темницу к узнику Философии в виде прекрасной дамы
в первой книге — развернутая аллегория. Отчаявшийся узник рассказывает Философии
о своей жизни и постигшем его роковом несчастье.
Слайд 9
Ответы госпожи Философии и самого Автора понять не всегда
просто. Изложение подчас изобилует многочисленными метафорами, аналогиями, философскими и нравственными
отступлениями. Но в целом перед читателем открывается синтез мудрости античной и мудрости первых веков христианства – эпохи отцов церкви.
Слайд 10
Вторая книга — речь Философии о Фортуне, о превратностях
человеческого счастья и судьбы; манера изложения, терминология и аргументация здесь
в наибольшей степени напоминают Цицерона и Сенеку.
Слайд 11
Третья книга излагает платоновскую доктрину о благе: выше счастья,
состоящего в славе, здоровье, богатстве и удовольствиях, — блаженство, достигаемое
посредством добродетели и разума, а вершина, цель и источник блаженства, а также бытия всего мира — единое и простое высшее Благо, которое есть Бог.
Слайд 12
Под заметным влиянием платонизма написана и четвертая книга
— о том, каким образом возможно зло в мире, сотворенном
и управляемом высшим Благом.
Пятая книга посвящена проблеме судьбы, свободы воли и Провидения.
В ожидании приведения в исполнение приговора Боэций
создал небольшое произведение, обессмертившее его имя,- "Об утешении философией". Лишенный всего, приговоренный к казни, он не пал духом, не сломился под тяжестью обстоятельств. Боэций не стал просить о помиловании ни владыку земного - Теодориха, ни царя небесного - Христа.
В поисках ответа на вопрос о смысле жизни он воспел человеческий разум и философию - единственную целительницу душ, посредством которой человек достигает совершенства и обретает способность противостоять любым несчастьям, и даже самой смерти.
Слайд 14
Боэций считал, что не нужно отчаиваться в несчастье или слишком
радоваться счастью. Мудрый человек, познавший сущность, поднимается выше превратностей жизни,
и его не сломят бедствия и не испортит счастье. Он всегда будет сохранять терпение и спокойствие.
Обращает на себя внимание не только отсутствие обращений к Библии, сочинениям христианских авторов, но даже полное забвение имени Христа. А ведь упование на утоление страданий богом-спасителем со стороны верующего человека было бы вполне естественным.
Приходится констатировать, что дошедшее
до нас «Утешение» — произведение
не христианской ориентации.
Это подтверждается не только отсутствием
обращения к христианским источникам,
но и всей его философской концепцией.
Слайд 15 Время, по мнению Боэция, бесконечно и в прошлом
и в будущем, оно также связано не сугубо с человеческим
существованием, но с бытием мира вообще. Временнaя стихия - естественная среда для человека, а не место его изгнания из блаженной жизни, как представлялось христианам.
Человек подвержен смерти и страданиям, ибо это закон для всего
существующего во времени.
И причина тому природная - такова природа времени, а не субъективная,
заключавшаяся, по мысли христианских теологов,
в грехопадении первого человека,
обрекшего тем самым все свое потомство до конца времен на муки.
Слайд 16Мир, по Боэцию,- это природный космос, в котором нет и
не может быть личностной связи между богом и человеком. В
этой системе царствует внеличностный закон, судьба, которой человек подлежит не в силу своей исключительности (ибо он не сотворен по образу и подобию божьему, как в христианстве), а потому, что он является наиболее одушевленной частью природы. В христианстве же бог и человек - два агента, занятые исключительно друг другом. В христианстве бог, по существу, творит мир для человека, а не человека для мира и этот мир не пребывает, как античный космос, а разворачивается, как история, имеющая свое начало, кульминацию и конец.
На мой взгляд, значимость данного произведения очевидна: оно, равно как многие религиозные произведения, например, дает ответы и показывает пути решения сложных вопросов и проблем, с которыми сталкивается любой человек в течение своей жизни.
Заключение:
Произведение Боэция в течение многих веков оставалось действенным фактором культурной связи поколений, развития европейской культуры.
Можно считать, что именно к нашим современникам обращены слова Боэция: «Победив все тягости земные, звезд достигнете!» — его призыв к человеку всегда жить, мыслить и творить на пределе своих возможностей и никогда не отступать от высокого, истинно человеческого предназначения.