Разделы презентаций


Утешение Философией» последнего римлянина Боэция

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Презентация на тему: «Утешение Философией»

последнего римлянина Боэция.


Презентация на тему:   «Утешение Философией» последнего

Слайд 2



По праву первым в славной когорте "последних римлян" стоит имя Северина Боэция (480-525 гг.). Он не был выдающимся стратегом, знаменитым полководцем или отважным воином, чей подвиг остался в веках.


Слайд 3Фигура Боэция высится на "перекрестке времен" - античного и средневекового.

С именем "последнего римлянина" связана одна из важнейших проблем истории

культуры - преемственности и противостояния старого и нового типов культур, роли традиции и духовного наследия в развитии общества. Культурные сокровища древности нашли хороших хранителей и передатчиков, сумевших спасти их в сложнейшее и тяжелейшее время перехода от античности к средневековью, когда Европа переживала один из наиболее важных поворотных моментов своей истории, вступая на путь феодализма. Потомки назвали их "последними римлянами", навсегда сохранив к ним чувство глубокого уважения и благодарности. Иными словами, "Последние римляне" внесли заметный вклад в сохранение античного наследия.
Фигура Боэция высится на

Слайд 4 Боэций был великолепно образованным человеком, что для той

смутной эпохи являлось скорее исключением, чем правилом. Но, кроме того,

Боэций стал широко известным римским философом и являлся государственным деятелем. Также им были созданы учебные руководства по арифметике, геометрии и музыке, в частности, были переведены "Начала" Евклида и "Арифметика" Никомаха. Он перевел и прокомментировал логические сочинения Аристотеля и многое другое. Его учебники и переводы пользовались успехом в европейских школах до самого конца средневековья — почти тысячу лет!
Боэций был великолепно образованным человеком, что для той смутной эпохи являлось скорее исключением, чем правилом.

Слайд 5Он был превосходным государственным деятелем, но настоящий смысл его жизни

заключался в поиске Истины, он хотел раскрыть и донести до

людей смысл учений великих древних философов, о которых уже начали забывать. Что говорить, к тому времени во всей Европе не так много осталось людей, владевших греческим языком. Так вот Боэций задумал перевести на латынь сочинения величайших мыслителей Греции. Начал он с Аристотеля... Когда Боэцию исполнилось тринадцать лет, к власти в Италии пришел король остготов Теодорих. При всей дальновидности Теодориха политика его в конечном счете успехом не увенчалась.


В двадцать лет юный Северин прибыл в Равенну, столицу остготского королевства, и был представлен королю. Теодорих, пораженный обширными знаниями юноши, сделал его своим министром.

Он был превосходным государственным деятелем,  но настоящий смысл его жизни заключался  в поиске Истины, он

Слайд 6 Спустя столетия после казни Боэция многие поколения европейцев читали «Утешение

философией» в самые горькие минуты жизни, чтобы укрепить свой дух...

Теодориху донесли, что знатные римляне готовят заговор с целью свергнуть власть готов. Былое миролюбие короля мигом исчезло. По его приказу убили римского папу и казнили нескольких знатных римлян. Самым известным из них был Северин Боэций.
Сидя в темнице в ожидании казни, Боэций, вместо того, чтобы умолять о помиловании, написал самую знаменитую свою книгу, исполненную достоинства и душевной твердости, — «Утешение философией».
Спустя столетия после казни Боэция многие поколения европейцев читали «Утешение философией» в самые горькие минуты жизни,

Слайд 7
В «Утешении…» затронуто множество философских проблем, актуальных и

для V-VI веков, и для последующих эпох. Три – главнейшие

из них – темы Судьбы, Фатума, Фортуны. Как понимать «везение» в жизни, как понимать несчастье? Почему добрые и честные не вознаграждаются судьбой, а мерзавцы благоденствуют, и Бог не наказывает их за злодейство? Откуда берутся хорошие и плохие люди. Особенно, почему много злых, недобрых людей? Наконец, свобода воли человека и божественное предопределение. Как они совмещаются? Вопросы – актуальные для всех времен.

В «Утешении…» затронуто множество философских проблем, актуальных и для V-VI веков, и для последующих эпох.

Слайд 8Явление в темницу к узнику Философии в виде прекрасной дамы

в первой книге — развернутая аллегория. Отчаявшийся узник рассказывает Философии

о своей жизни и постигшем его роковом несчастье.


Явление в темницу к узнику Философии в виде прекрасной дамы в первой книге — развернутая аллегория. Отчаявшийся

Слайд 9
Ответы госпожи Философии и самого Автора понять не всегда

просто. Изложение подчас изобилует многочисленными метафорами, аналогиями, философскими и нравственными

отступлениями. Но в целом перед читателем открывается синтез мудрости античной и мудрости первых веков христианства – эпохи отцов церкви.
Ответы госпожи Философии и самого Автора понять не всегда просто. Изложение подчас изобилует многочисленными метафорами, аналогиями,

Слайд 10
Вторая книга — речь Философии о Фортуне, о превратностях

человеческого счастья и судьбы; манера изложения, терминология и аргументация здесь

в наибольшей степени напоминают Цицерона и Сенеку.
Вторая книга — речь Философии о Фортуне, о превратностях человеческого счастья и судьбы; манера изложения, терминология

Слайд 11
Третья книга излагает платоновскую доктрину о благе: выше счастья,

состоящего в славе, здоровье, богатстве и удовольствиях, — блаженство, достигаемое

посредством добродетели и разума, а вершина, цель и источник блаженства, а также бытия всего мира — единое и простое высшее Благо, которое есть Бог.

Третья книга излагает платоновскую доктрину о благе: выше счастья, состоящего в славе, здоровье, богатстве и удовольствиях,

Слайд 12
Под заметным влиянием платонизма написана и четвертая книга

— о том, каким образом возможно зло в мире, сотворенном

и управляемом высшим Благом. Пятая книга посвящена проблеме судьбы, свободы воли и Провидения.

Под заметным влиянием платонизма написана и четвертая книга — о том, каким образом возможно зло

Слайд 13



В ожидании приведения в исполнение приговора Боэций

создал небольшое произведение, обессмертившее его имя,- "Об утешении философией". Лишенный всего, приговоренный к казни, он не пал духом, не сломился под тяжестью обстоятельств. Боэций не стал просить о помиловании ни владыку земного - Теодориха, ни царя небесного - Христа. В поисках ответа на вопрос о смысле жизни он воспел человеческий разум и философию - единственную целительницу душ, посредством которой человек достигает совершенства и обретает способность противостоять любым несчастьям, и даже самой смерти.
В ожидании приведения в

Слайд 14 Боэций считал, что не нужно отчаиваться в несчастье или слишком

радоваться счастью. Мудрый человек, познавший сущность, поднимается выше превратностей жизни,

и его не сломят бедствия и не испортит счастье. Он всегда будет сохранять терпение и спокойствие. Обращает на себя внимание не только отсутствие обращений к Библии, сочинениям христианских авторов, но даже полное забвение имени Христа. А ведь упование на утоление страданий богом-спасителем со стороны верующего человека было бы вполне естественным. Приходится констатировать, что дошедшее до нас «Утешение» — произведение не христианской ориентации. Это подтверждается не только отсутствием обращения к христианским источникам, но и всей его философской концепцией.
Боэций считал, что не нужно отчаиваться в несчастье или слишком радоваться счастью. Мудрый человек, познавший сущность,

Слайд 15 Время, по мнению Боэция, бесконечно и в прошлом

и в будущем, оно также связано не сугубо с человеческим

существованием, но с бытием мира вообще. Временнaя стихия - естественная среда для человека, а не место его изгнания из блаженной жизни, как представлялось христианам.

Человек подвержен смерти и страданиям, ибо это закон для всего существующего во времени. И причина тому природная - такова природа времени, а не субъективная, заключавшаяся, по мысли христианских теологов, в грехопадении первого человека, обрекшего тем самым все свое потомство до конца времен на муки.

Время, по мнению Боэция, бесконечно и в прошлом и в будущем, оно также связано не

Слайд 16Мир, по Боэцию,- это природный космос, в котором нет и

не может быть личностной связи между богом и человеком. В

этой системе царствует внеличностный закон, судьба, которой человек подлежит не в силу своей исключительности (ибо он не сотворен по образу и подобию божьему, как в христианстве), а потому, что он является наиболее одушевленной частью природы. В христианстве же бог и человек - два агента, занятые исключительно друг другом. В христианстве бог, по существу, творит мир для человека, а не человека для мира и этот мир не пребывает, как античный космос, а разворачивается, как история, имеющая свое начало, кульминацию и конец.
Мир, по Боэцию,- это природный космос, в котором нет и не может быть личностной связи между богом

Слайд 17

На мой взгляд, значимость данного произведения очевидна: оно, равно как многие религиозные произведения, например, дает ответы и показывает пути решения сложных вопросов и проблем, с которыми сталкивается любой человек в течение своей жизни.

Заключение: Произведение Боэция в течение многих веков оставалось действенным фактором культурной связи поколений, развития европейской культуры. Можно считать, что именно к нашим современникам обращены слова Боэция: «Победив все тягости земные, звезд достигнете!» — его призыв к человеку всегда жить, мыслить и творить на пределе своих возможностей и никогда не отступать от высокого, истинно человеческого предназначения.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика