Слайд 1В. Сухомлинский
о воспитании
Уважаемые родители! МКУК «Калинихинский СДК» предлагает вам
несколько советов о воспитании ваших детей основываясь на педагогических принципах
психолога Сухомлинского Василия Александровича
Василий Александрович
Сухомлинский
– известный советский педагог
(1918 – 1970).
Слайд 3В Павлышевскую среднюю школу, директором которой Сухомлинский
был с 1948
года до самой смерти,
родители шли не только по поводу
воспитания, но и за советом по всем вопросам, а Сухомлинский регулярно проводил родителям лекции по педагогике.
Слайд 4«Струны, а не верёвки на скрипке детской души»
Школа должна не
только образовывать и воспитывать детей, но и помогать родителям, особенно
молодым, учить их жить семьёй и преодолевать кризисы.
Слайд 5Я сразу вижу ребёнка, у которого родители глубоко, сердечно, красиво,
преданно любят друг друга. У такого ребёнка мир и покой
в душе.
Слайд 6Я не преувеличу, если скажу, что молодые родители, не умеющие
быть мужем и женой, зачастую так же беспомощны, неумелы и
неопытны, как дети… И вот большое горе приходит тогда, когда эти взрослые дети рожают детей.
Слайд 7Если в семье растёт трудный ребёнок, родителям стоит взглянуть на
себя и понять, где появилась трещина в их отношениях.
Слайд 8Для настоящего воспитания взрослым достаточно просто быть рядом и показывать своим
примером, как относиться к близким и поступать в разных случаях,
а не читать нотаций.
Слайд 9Как добиться того, чтобы слово воспитывало, чтобы на скрипке детской
души были струны, а не верёвки? В раннем детстве человек
должен пройти великую школу тонких, сердечных, человеческих взаимоотношений.
Слайд 10Советы педагогам
Нельзя делить детей на успешных и неуспешных только с
помощью оценки; даже самый безнадёжный ученик всегда имеет хотя бы
крупицу хорошего; все дети рождаются с разными способностями, и задача школы – развить в ребёнке как можно больше этих способностей.
Слайд 11Цифровизация и дистанционное,
виртуальное общение не должны
отменять индивидуального подхода
к ребёнку, учёта его возрастной
психологии, взаимодействия школы
и семьи
и, конечно же,
педагогического мастерства учителя.
Слайд 12
«Ты рождён человеком; но Человеком надо стать. Настоящий человек –это
дух человеческий, который выражается в убеждениях и чувствах, воле и
стремлениях, в отношении к людям и к самому себе, в способности любить и ненавидеть, видеть в мечте идеал и бороться за него».
Воспитание любви, уважения и преданности родным и близким.
-Воспитание потребности человека в человеке.
-Воспитание чувств сострадания, сопереживания, сочувствия, уважения к горю.
-Воспитание чуткости, отзывчивости.
1. Главенство принципа гуманизма
Слайд 13Среди различных средств воспитания воспитание красотой стоит у Сухомлинского на
первом месте.
«Красота –это яркий свет, озаряющий мир, при этом свете
открывается истина, правда, добро… Красота учит распознавать зло и бороться с ним… Красота –это зеркало, в котором ты видишь сам себя и в соответствии с этим относишься сам к себе».
Последовательность.
В.А. Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и, наконец, подводит к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни.
Значение.
Обращение к красоте утончает чувства ребёнка, он становится восприимчивым к слову, а значит, воспитуемым.
2. Необходимость воспитания чувства прекрасного
Слайд 143. Воспитание физическим трудом
С первых дней пребывания в школе ребёнок
должен воспринимать уважительное отношение к труду.
“Детство не должно быть
постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребёнка остаётся недоступным и счастье труда… в труде раскрывается богатство человеческих отношений”.
« Подлинное воспитание немыслимо без жизни в мире труда. Труд лежит в основе нравственного, и эстетического, и эмоционального воспитания… Без труда немыслима жизнь»…
Слайд 154. Воспитание трудом:-Воспитание умственным трудом
Умей думать, читая и читать думая.
Будь искателем и пытливым добывателем знаний. Мышление -самый сложный труд»…
«
Чтение –это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли»…
« Никогда не откладывай работу на завтра. Заставь себя сделать сегодня часть того, что надо сделать завтра»…
«Познание, постижение этой красоты –самый сильный стимул, пробуждающий желание учиться, стремление быть умным, образованным, культурным, духовно богатым, идейно несгибаемым. Только тогда, когда эта красота становится личным достоянием воспитанника, знания становятся силой, ум –силой духа.»
Слайд 16Значение трудового воспитания
Если ребёнок вложил определённые усилия в труд для
других людей и пережил в связи с этим личную радость,
он не может стать недобрым человеком.
Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А. Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребёнка.
« Гармония умственного и физического труда –вот благодаря чему можно воспитать у детей, подростков, юношей и девушек искреннее стремление быть умным, образованным, культурным»
Слайд 175. Красота –важное средство воспитания
Красивое возвышает, одухотворяет, облагораживает человека. Красота
и труд едины.
«Если хочешь быть красивым, трудись до самозабвения, трудись
так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любимом деле. Трудись так, чтобы глаза твои выражали одухотворённость великим человеческим счастьем –счастьем творчества»…
Слайд 186. Воспитание чувства подлинной дружбы
Дружба –это школа воспитания благородных чувств.
Юность без верной, преданной дружбы убога и пуста.
Законы дружбы:
1. Не
оставляй друга в беде.
2. Тебе не безразлично, какой твой друг.
3. Дружба –это вера в человека, требовательность к нему и долженствование.
4. Дружба испытывается в беде и опасности.
5. В дружбе ты проходишь подлинную школу бескорыстия.
6. Друг становится частицей тебя самого.
7. Быть требовательным в дружбе –это значит иметь мужество разорвать её, если друг предаёт то, во имя чего построена дружба.
Слайд 19От автора
Эта книга помогла мне задуматься над человеческими ценностями, над
вечными проблемами мира. Невозможно, изучив работу В. А. Сухомлинского, не
предпринять попытки изменить себя, не сделаться лучше, светлее…
Тем, кто хочет стать высоконравственным , достойным своей Родины человеком, я бы посоветовала прочесть книгу В.Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека»