Слайд 1ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ
Канд. пед. наук, доц.
О.В. Елецкая
О.В. Елецкая: логопедам:
https://vk.com/eletskaya_olga
olga_eletskaya@mail.ru
Слайд 3Дисграфия
это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках,
обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Слайд 4Механизмы дисграфии
Психологический подход к анализу механизмов дисграфии
Слайд 5Механизмы дисграфии
Психолингвистический подход к анализу механизмов дисграфии
Слайд 6Классификация дисграфий
(каф. логопедии РГПУ им. А.И. Герцена)
Слайд 7Механизмы дисграфии
Нейропсихологический подход к анализу механизмов дисграфии
Слайд 8Классификация дисграфий
по А.Н.Корневу (1997, 2003)
Слайд 9Классификация дисграфий
по Т.В. Ахутиной (2001)
Слайд 10Дизорфография -
специфическое системное расстройство формирования и автоматизации орфографического навыка
письма, препятствующее полноценному овладению школьниками письменной речью и совершенствованию их
лингвистических способностей. В основе этого расстройства лежит нарушение онтогенеза базовых предпосылок психической деятельности, отрицательно влияющие на своевременное и полноценное развитие операционально-технологических составляющих функциональной системы орфографически правильного письма.
Слайд 11Распределение школьников в зависимости от структуры дизорфографического нарушения (в %
от количества школьников ЭГ).
21%
26%
53%
дизорфография, в структуре дефекта которой преобладает недостаточность
регуляторных
компонентов учебной деятельности
дизорфография с преимущественной обусловленностью недоразвитием речи и
несформированностью лингвистических способностей
дизорфография с преимущественной обусловленностью недостаточностью
когнитивной сферы
Слайд 12Типология специфических симптомов дизорфографии
Орфографические ошибки в окончаниях слов
отсутствие подобных
окончаний в системе флексий существительных: охотиться за рыбоми; прилагательных: светлаи
пятнышки, непралазнай чащи; глаголов: пенется, гоняится;
неправильный выбор безударных окончаний существительных 2 склонения при нейтрализация фонем <э> и <и>, когда такие грамматические особенностей части речи, как падеж и тип склонения не учитываются: в маи, по округи;
игнорирование типа склонения существительных при написании существительных с основой на шипящий: сосновых чащ, из-за тучь, ноч;
ошибочное написание Ь вследствие того, что необходимость маркирования мягкости согласных на письме по правилам графики школьниками осознаётся, а краткая форма имени прилагательного с основой на шипящий не опознана: голос всеведущь и певучь;
неправильное написание безударных окончаний, произведенное в результате отсутствия учёта грамматической характеристики рода, числа, падежа прилагательных: в яблоневам саду, в берёзовай роще [123];
ошибки вследствие трудности в осознании формы глагола: идёш, дышиш;
ошибки, обусловленные игнорированием типа спряжения глагола при выборе формообразующих аффиксов: начинаится, зависет.
Орфографические ошибки в приставках
написание звонких и глухих согласных на границе с корнем (натстроить, одступили);
правописание гласных (пабежали, праснулись)
недостаточная сформированность у детей грамматических понятий и соответствующего терминологического словаря;
низкий уровень усвоения правил и закономерностей функционирования языковых единиц;
неполноценность лингвистического мышления (прежде всего, операций морфемного, морфологического и словообразовательного анализа) и чувства языка;
слабая мотивация детей к изучению орфографических правил;
неспособность опираться в письменной деятельности на правила,
усвоить и применять в письме алгоритм орфографических действий.
Орфографические ошибки в корнях слов
смешение безударных гласных О-А, Е-И, Я-И-Е как стремление пишущего к фонематичности (сталовая, затимно, потрисение);
замены безударных гласных О-А, Е-И, Я-И-Е, происхождение которых можно объяснить орфографическим гиперизмом или ошибочным написанием, которое возникло в результате применения орфографического правила в том случае, когда использование его избыточно (фантозировать, посенел, потресение);
пропуск непроизносимых согласных: усный, лесница;
вставки непроизносимых согласных по ложной аналогии с известными словами: отвестно как: честно, известно;
ошибки написания проверяемых согласных в корне слова: в словах со стечением согласных (трупка, лотка) и в конце слова (гот, ёш);
ошибки в правописании букв О-Ё после шипящих в корне слова (причоска, шёрох).
СИМПТОМЫ ДИЗОРФОГРАФИИ
II ТИП
I ТИП
Слайд 14Вариативные стратегии логопедической работы по преодолению нарушений письма
Слайд 15Лев Рафаилович Зиндер, 1903-1995
Термин «письмо» объединяет три разных категории явлений:
вид
особой семиотической системы,
способ перекодирования устного языка в письменный и
особую форму коммуникации.
Слайд 16Иван Александрович Бодуэн де Куртене, 1845-1929
Письмо как ОСОБАЯ СЕМИОТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
ГРАФИЧЕСКИХ ЗНАКОВ хотя и связано с устным языком, но тем
не менее и достаточно автономно [Бодуэн де Куртене, 1912; Потебня А. А., 1976].
Слайд 17Алексей Алексеевич Леонтьев, 1936-2004
По мнению А. А. Леонтьева (1964), в
мозгу грамотного человека существует две языковые системы, в языковом коллективе
есть две нормы, два стандарта: устноязыковой и письменноязыковой.
Слайд 18 Письмом мы называем и СПОСОБ ПЕРЕКОДИРОВАНИЯ, то есть набор правил
перехода от одной системы символов к другой (от звукового языка
к письменному языку), именуемый правописанием.
В русской альфабетической системе письменности он включает операции
символизации (обозначение звуков буквами) и
процедуру моделирования фонематической структуры слова с помощью графических знаков.
Слайд 19Лев Владимирович Щерба,
1880-1944
Русское правописание базируется на нескольких основных принципах
(разными авторами выделяется от четырех до восьми различных принципов). Среди
них ведущими и наиболее общепринятыми можно считать:
фонетический, или фонематический [Зиндер Л. Р., 1987],
традиционный, или исторический и
морфологический [Щерба Л. В., 1983; Зиндер Л. Р., 1987].
Слайд 20Фонетический принцип
(основа графики): логически главенствующий, но его употребление резко ограничено
морфологическим и традиционным принципами. Это как бы основное правило, имеющее
массу исключений. В соответствии с фонематическим принципом буквенное обозначение полностью соответствует тем фонемам, которые слышны в слове вне зависимости от того, в сильной или слабой позиции они находятся («пиши как слышишь»).
Слайд 21Морфологический принцип
заключается в том, что при написании сохраняется постоянство буквенного
обозначения морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний) независимо от их произнесения.
При этом фонемы слабых позиций, связанные отношением позиционного чередования фонемами сильных позиций, обозначаются буквами, адекватными фонемам сильных позиций. Именно на этом принципе основано большинство правил орфографии.
Слайд 22Традиционный принцип
создает еще один род исключений как из фонематического, так
и (в меньшей степени) морфологического принципов. Он сохраняет исторически старое
написание слов, неадекватное современному произношению и морфологическому принципу, и поэтому называется еще историческим [Щерба Л. В., 1983]. В школьной программе это так называемые «словарные слова».
Слайд 23 Письменная речь — ОСОБАЯ ФОРМА КОММУНИКАЦИИ с помощью системы письменных
знаков. Она реализуется в таких жанрах, как эпистолярная продукция, дневниковые
записи (аутокоммуникация), литературное творчество. Она отличается особыми стилистическими нормами, отличными от устноязыковых, сложной системой пунктуационных правил.
Слайд 24 Три вышеописанных явления, объединяемые понятием «письмо», представляют лингвистические его аспекты.
Кроме этого, с нашей точки зрения, правомерно выделять как особое
такое явление, как навык письма, т. е. психомоторный, а не языковой феномен.
Слайд 25Письмо как навык
Все вышеперечисленные аспекты письма как языковой системы и
языковой способности реализуются в акте письма, представляющем собой навык и
вид графо-моторной деятельности. Навык письма, хотя и связан с устной речью и ее закономерностями, имеет собственную психологическую, сенсомоторную базу, обеспечивающую практическую реализацию всех вышеперечисленных форм письма.
Слайд 26Алексей Николаевич Леонтьев, 1903-1979
Как вид деятельности (в понимании А. Н.
Леонтьева, 1983) письмо включает три основные операции:
а) символическое обозначение
звуков речи, т. е. фонем,
б) моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов [Журова Л. Е., Эльконин Д. Б., 1963] и
в) графо-моторные операции.
Каждая из них является как бы самостоятельным навыком (подсистемой) и имеет соответствующее психологическое обеспечение.
Слайд 27а) Символизация фонем и фонематическое восприятие
Навык символизации, т. е. буквенного
обозначения фонем формируется на основе развивающихся у ребенка способностей к
символизации более широкого плана: символической игры, изобразительной деятельности и др. Кроме того, необходимой его предпосылкой является достаточная зрелость фонематического восприятия и языкового сознания [Левина Р. Е., 1940].
Слайд 28б) Моделирование звуковой структуры слова с помощью букв (фонематический анализ)
Реализация
данного навыка на начальной стадии обучения грамоте происходит в два
этапа:
сначала выполняется фонологическое структурирование звуковой стороны слова, т. е. установление временной последовательности фонем, из которых оно состоит,
а затем производится трансформация временной последовательности фонем в пространственную последовательность букв.
Слайд 29Нарушению фонологического структурирования, т. е. фонематического анализа, большинство исследователей отводит
главенствующую роль в механизме дисграфий [Садовникова И. Н., 1995; Catts
H., 1993].
Слайд 30Второй этап операции как бы не замечается или недооценивается. А
между тем экспериментально-психологические данные свидетельствуют, что буквенная запись и результат
фонематического анализа далеко не всегда совпадают [Карпенко Н. П., Подольский А. Н., 1980].
Слайд 31 Довольно часто при стойкой дисграфий после нескольких лет обучения ребенок
устный фонематический анализ производит уже безукоризненно, а на письме продолжает
допускать специфические ошибки. Одна из причин этого кроется в специфике второго этапа операции моделирования звуковой структуры слов.
Слайд 32Процесс трансформации временной последовательности фонем в пространственный ряд графем протекает
у ребенка практически параллельно с фонематическим анализом и графо-моторными операциями
записи букв. Это требует довольно сложной координации перечисленных сенсомоторных процессов и, что особенно важно, оптимальной концентрации и распределения внимания во время их протекания.
Слайд 33Есть еще один «подводный камень», который может играть не последнюю
роль в трудностях осуществления этой операции. Как фонематический анализ, так
и буквенная запись слов являются сукцессивными процессами, которые представляют собой легкоуязвимую предпосылку интеллекта и страдают даже при легких резидуально-органических поражениях ЦНС.
Слайд 34Если способность к удержанию в кратковременной памяти временной последовательности звуков
или символов у ребенка нарушена, это неизбежно сказывается на овладении
письмом.
Слайд 35в) Графо-моторные навыки
являются конечным эффекторным звеном в цепочке операций, составляющих
письмо. Тем самым они могут оказывать влияние не только на
каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом. Например, наличие затруднений в изображении букв иногда настолько загружает внимание ребенка, что дезорганизует и все предшествующие операции.
Слайд 36Александр Николаевич Корнев, 1949
Незрелость сложных форм зрительно-моторной координации была обнаружена
у большинства детей с дислексией и дисграфией, особенно в случаях
наиболее тяжелых нарушений [Корнев А. Н., 1983].
Слайд 37Роза Евгеньевна Левина,
1908-1989
В ряде случаев несформированность графо-моторных навыков служит
причиной особого вида нарушений — моторной или кинетической дисграфии [Левина
Р. Е., 1940; Садовникова И. Н., 1995].
Слайд 38Сенсомоторная база, или комплекс функциональных предпосылок письма, представляет собой многоуровневую
систему, включающую большое количество когнитивных и речевых функций. Достигая минимально
необходимого уровня зрелости, они создают оптимальные возможности для осуществления операций звуко-буквенной символизации, графического моделирования звуковой структуры слов и реализации графо-моторной программы.
Слайд 39Первые два рода операций в ситуациях фонетического письма (по правилам
русской графики) протекают несколько иначе, чем в тех случаях, где
требуется использование орфографических правил.
Слайд 40В первом случае ключевым процессом является фонематический анализ, акустико-артикуляторная дифференциация
фонем и установление звуко-буквенных соответствий по правилам графики. Основная нагрузка
при этом падает на операции фонематического анализа и актуализацию звуко-буквенных ассоциаций.
Слайд 41Во втором — более важным становится морфологический и лексико-грамматический анализ
слов и предложений. Говорить о графическом моделировании звуковой структуры слова
в этом случае можно лишь с определенными оговорками. В строгом смысле слова это относится к той части слова, которая не содержит орфограмм.
Слайд 42Ключевой операцией здесь является решение орфографической задачи. Считается, что наибольшие
трудности у детей вызывает не запоминание правил орфографии, а обнаружение
орфограммы, выбор необходимого правила, адекватного данной ситуации, и решение орфографической задачи с помощью выбранного правила.