Слайд 2Что такое вариатор?
Вариатор (обиходное название – вариаторная коробка передач) является
бесступенчатой коробкой передач, т.е. обеспечивает в заданном диапазоне плавное изменение
передаточного числа. Вариаторная коробка передач имеет общепризнанное название (аббревиатуру) CVT – Continuously Variable Transmission (в переводе – постоянно изменяющаяся трансмиссия).
Слайд 3Виды механических вариаторов:
Фрикционные вариаторы:
лобовые;
конусные;
шаровые;
многодисковые;
торовые;
волновые;
клиноременные.
Вариаторы зацепления:
цепной вариатор.
Слайд 4Область применения:
Тракторы
Сельскохозяйственная техника
Экскаваторы
Легковые, грузовые автомобили, автобусы
Военная техника
Грузоподъемные машины
Приводы технологического оборудования
Мотор
– вариаторы
Энергетические установки
Горно-шахтное оборудование
Дорожно-строительная техника
Слайд 5Устройство и работа вариатора:
Вариаторная коробка передач имеет следующее
общее устройство:
механизм, обеспечивающий передачу крутящего момента и разъединение коробки передач
от двигателя (нейтральное положение коробки передач);
собственно вариатор (вариаторная передача);
механизм, обеспечивающий движение задним ходом;
система управления.
Для передачи крутящего момента и разъединения вариатора от двигателя использоваться следующие механизмы:
центробежное автоматическое сцепление (вариатор Transmatic);
электромагнитное сцепление с электронным управлением (вариатор Hyper );
многодисковое мокрое сцепление с электронным управлением (вариаторы Multitronic, Multimatic);
гидротрансформатор (вариаторы Autotronic, Ecotronic, Extroid, Lineartronic, Multidrive, Xtronic).
Слайд 7Для достижения максимального экономического эффекта рекомендуется внедрять вариаторы в те
процессы, где:
изменяется количество выпускаемой продукции в единицу времени;
требуется плавное регулирование
параметров рабочего процесса механизма;
изменяется тип или структура исходного материала для разных видов выпускаемой продукции;
технологическое оборудование, вентиляторы, компрессоры работают с переменной, либо неполной нагрузкой;
требуются частые пуски, остановы, реверс приводных двигателей, приводящие к повышенным нагрузкам на оборудование и электропривод, к гидроударам в трубопроводах, сокращающие их срок службы;
применяются неэкономичные нерегулируемые электроприводы с механическими вариаторами, редукторами, муфтами и т.п.;
имеется перерасход электроэнергии и энергоносителей.
Слайд 8Наибольшее применение:
Из всего многообразия различных видов вариаторов на
автомобилях нашли применение только два - клиноременный и тороидный вариаторы.
Наибольшее распространение получил клиноременный вариатор. Первый клиноременный вариатор Variomatic был установлен на легковой автомобиль DAF в 1959 году. Его приемник вариатор Transmatic с 1984 года устанавливался на автомобили Fiat и Ford. В настоящее время клиноременный вариатор используется многими автопроизводителями. Ряд конструкций вариаторов имеют собственные названия:
Autotronic от Mercedes-Benz;
Ecotronic, Durashift CVT от Ford;
Lineartronic от Subaru;
Multidrive от Toyota;
Multimatic от Honda;
Multitronic от Audi;
Xtronic, Hyper от Nissan.
Слайд 11Недостатки вариатора:
Вариатор не устанавливают на автомобили с мощными двигателями, хотя
некоторые экземпляры уже появились и в серийном варианте.
В качестве
наполнителя трансмиссии используется специальная жидкость, она дороже обычного масла, требует точного контроля своего уровня и не заменяется похожей от другой модели авто.
При отключении аккумулятора вариатор калибруется для оптимальной работы на протяжении примерно ста километров или принудительно, по специальному алгоритму.
Ремонт такой коробки довольно дорог, а обученных специалистов по ним пока достаточно мало.
Существуют ограничения на буксировку автомобиля с вариатором, а также на буксировку таким автомобилем прицепа или другого авто.
Работа вариатора зависит от сигнала многих датчиков: давления, скорости, АБС, положения коленчатого вала. Выход одного из них из строя или потеря контакта влечет за собой неправильную работу трансмиссии или «сваливание» в аварийный режим движения.
Слайд 12Правила эксплуатации:
В холодное время года избегать нагрузок на трансмиссию при
начале движения. Необходимо дать прогреться всем элементам системы на «малом
ходу».
Следить за уровнем и состоянием жидкости, своевременно производить ее замену.
Не допускать резких нагрузок при старте (это трансмиссия не для гонок), при буксировке и преодолении бездорожья.
Заботиться о работоспособности всех датчиков, целостности проводки и разъемов.
При возникновении проблем с движением, в первую очередь, обратить внимание на двигатель – свечи, система питания, электрика. Провести диагностику по кодам неисправности и, конечно, не пытаться ремонтировать коробку самостоятельно.
Слайд 13Новые технологии Nissan: улучшенный вариатор XTRONIC CVT и гибридная система для
переднеприводных авто:
Компания Nissan продолжает докладывать о своих последних разработках. На
этот раз речь пойдет о новом поколении вариаторов и о гибридном приводе для переднеприводных машин.
Новое поколение вариатора XTRONIC CVT предназначено для машин с двигателем объемом от 2,0 до 3,5 литров. По сравнению с прошлой версией, вариатор позволяет снизить расход топлива машины на 10%, потери на трение в агрегате уменьшили на 40%. Трансмиссия характеризуется самым широким диапазоном передаточных чисел для двигателей объемом 2,0-2,5 литра — 7,0.
Помимо прочего, XTRONIC CVT получил новую систему Adaptive Shift Control (ASC), которая учитывает привычки водителя и подстраивает работу трансмиссии под него, — любители экономить топливо и гонщики получат разный эффект от нажатия на педаль газа.
Дебют нового XTRONIC CVT запланирован на 2012 год.
Собственная гибридная система Nissan довольно мощная — ее эффективность сравнима с показателями 3,5-литровых двигателей. Гибрид базируется на 2,5-литровом двигателе с суперчаржером, электромоторе, двух сцеплениях, вариаторе XTRONIC CVT нового поколения и компактной литий-ионной батарее.
В 2013 году первые гибриды с этой системой появятся на дорогах США, затем на других рынках. В Америке, скорее всего, эту систему получит новое поколение седана Nissan Altima, гибридная версия которого сейчас использует технологии концерна Toyota.