Слайд 1
«Вдохновение работать» - опыт НКО в разработке и реализации программы
профилактики
и коррекции синдрома эмоционального выгорания
специалистов, работающих с инкурабельными пациентами
Екатерина
Вячеславовна Бойко
– директор АНО «Семейный центр «Вереск», клинический психолог, гештальт-терапевт
Слайд 2АНО «Семейный центр «Вереск»
Направления деятельности:
Психологическая помощь и психотерапия
(психологическая модель) взрослых, детей, семей в т.ч. кризисная и экстренная
психологическая помощь
Информационная безопасность детей, подростков и взрослых (осуществляется с 2016 года и включает: анализ ситуации (с психологической точки зрения), разработку мер по информационной безопасности для детей и взрослых, формирование цифровой культуры).
Разработка и реализации программ социально-психологической реабилитации онкобольных взрослых и детей, семей, имеющих онкобольного ребенка, паллиативных пациентов.
Программы подготовки и комплексного сопровождения волонтеров в сфере здравоохранения, ЧС, профессионального добровольчества
Разработка и реализация программ психологического сопровождения деятельности специалистов государственных и муниципальных организаций, НКО, волонтеров с целью профилактики синдрома эмоционального выгорания.
Проектная деятельность: с 2012 года. Всего реализовали более 10 проектов (международные, федеральные, региональные) в т.ч. совместно с партнерами.
Слайд 3От «Вдохновения жить»
к «Вдохновению работать»
ПАЦИЕНТ
Разработка и апробация программы
психологической реабилитации онкобольных и подготовка кураторов групп равных для онкобольных
(проект «Вдохновение жить» 2016-2019гг.);
ДОБРОВОЛЕЦ
Разработка и реализация комплексной программы отбора, подготовки и сопровождения деятельности медицинских добровольцев для работы с тяжелобольными, паллиативными пациентами
(2014-2019гг.);
врач/медсестра
Проект
«Вдохновение работать»
(с 2018 г.) и его дополнение проект «Особая забота»
Партнерские НКО
Слайд 4Проект «Вдохновение работать»
Миссия проекта – привлечение внимание органов государственной власти,
руководителей региональных и муниципальных организаций к необходимости формирования системы социально-психологической
поддержки профессионала
Цель проекта - разработка и апробация программы социально-психологической профилактики и психологической коррекции эмоционального выгорания персонала медицинских организаций (пилотная организация – Центр паллиативной медицинской помощи)
Слайд 5Категории участников проекта «Вдохновение работать»
Администрация Центра паллиативной медицинской помощи, республиканского
онкодиспансера;
Специалисты Центра паллиативной медицинской помощи (средний и младший медперсонал,
врачи, немедицинских персонал) – 34 человека
Дополнительно в проекте приняли участие специалисты регионального онкодиспансера, регионального Центра СПИД, взрослых и детских поликлиник г. Петрозаводска – 30 человек
Слайд 6Синдром эмоционального выгорания (СЭВ)
синдром, развивающийся на фоне
хронического стресса и ведущий
к истощению
эмоциональных, физических и личностных
ресурсов человека и проявляющейся, прежде всего,
в
деформации эмоциональной сферы личности
Экзистенциальное направление определяет выгорание, как результат процесса разочарования, а некоторыми исследователями связывается с понятием, предложенным Д.А. Леонтьевым, «смыслового отчуждения» (утрата смысла деятельности)
Входит в рубрику Z73 МКБ 10 – проблемы, связанные с трудностями поддержания нормального образа жизни МКБ 10 и не классифицируется, как медицинское состояние
Психическое выгорание как профессиональный кризис, связанный с работой в целом
Слайд 7Логотип проекта
Строгость и схематичность контуров подчеркивает Современность. Чаша Гигеи символизирует
накопленный профессиональный опыт. Колокольчик отображает стремление к росту и звучанию,
а также возможность превратится в колокол, сообщающий миру о чувствах и эмоциях, о событиях требующих внимания. Прерывистый контур змеи говорит о «смене кожи», обновлении, символизирует не только знак медицины, но и готовность к изменениям.
Белый фон символизирует самоотдачу и чистоту мыслей, Голубой цвет колокольчика - великодушие, честность и верность выбранной профессии. Золотой цвет Чаши - непреходящие ценности. Растушевка голубого цвета - возможности делиться чувствами, золотой цвет заключенный в контур Чаши - сохранении и преумножении ценностей.
Слайд 8Основные исходные данные в отношении СЭВ специалистов системы здравоохранения (дополнение
к существующим)
1. Уровень специалиста:
Врач/медсестра
наблюдается стремительное развитие и рост числа специалистов,
имеющих симптомы СЭВ, находящихся в последней стадии развития СЭВ (по Бойко В.В.), отмечается более ранее начало проявлений СЭВ у молодых специалистов;
у профессионалов есть понимание и признание факта наличия СЭВ в профессиональной среде, однако наблюдается сниженная критическая оценка симптоматики у себя самого (отрицание наличия симптомов у себя или снижение тяжести собственных проявлений);
трудности в самодиагностике своего состояния у специалиста (в т.ч. в выражении чувств в словах, из-за ежедневного в течение многих лет подавления чувств, восприятия происходящего, как рутины и пр.);
стереотип профессии (сильный, знающий, милосердный, готовый всегда прийти на помощь и пр.) и ее высокая общественная значимость;
недостаточное признание эффективности психологической помощи;
изменение процесса оказания медицинской помощи (медпомощь – как отдельные элементы работ/услуг) – невозможность мыслить процессом (разрушение клинического мышления) – потеря смысла деятельности (ключ к пониманию и возможностям работы с СЭВ)
Слайд 9Основные исходные данные в отношении СЭВ (дополнение к существующим)
1. Уровень
специалиста:
Медицинский психолог в организации:
- их профессиональная деятельность в основном сфокусирована
на оказание услуг пациентам;
-нехватка разработанного и апробированного социально-психологического инструментария по работе с коллективом;
- включенность в коллектив штатных психологов организаций ограничивает его возможности в работе с коллективом ( в т.ч. в глубинной работе с коллегой);
- риск нарушения конфиденциальности
Слайд 10Основные исходные данные в отношении СЭВ
2. Уровень медицинской организации:
оптимизация
системы здравоохранения, переход на другой вариант финансирования (ОМС) и его
последствия (резкое увеличение объема работ на 1 специалиста, сокращение числа специалистов, высокий процент совместительства, выполнение несвойственных функций и пр.)
у руководителей медицинских организаций, которые часто сами находятся в состоянии развития СЭВ, часто не хватает времени и других ресурсов для того, чтобы подумать о том, как можно поддержать сотрудника, что нужно изменить в рабочей системе, для улучшения самочувствия специалиста на рабочем месте;
часто в государственные организации приглашаются коммерческие фирмы или НКО, оказывающие консалтинговые услуги или предлагающие тренинги личностного роста или эффективной коммуникации (работника приспосабливают к рабочей системе и фокусе внимания – пациент, а не профессионал), не осуществляется работа с организационными факторами риска, глубинная работа (в т.ч. с экзистенциями) у специалистов.
Слайд 11Основные исходные данные в отношении СЭВ
3. Уровень государства (и, соответственно,
региона) – система организации здравоохранения:
-отсутствие на государственном уровне организованной СИСТЕМНОЙ
ведомственной/межведомственной работы, направленной на психологическую помощь и поддержку профессионала;
-коммерциализация здравоохранения (введение понятия «медицинская услуга», которое является категорией рыночных отношений, нематериальным товаром), что является условием развития внутреннего конфликта/противоречия «лечить-оказывать услугу» у специалиста, создаются условия для выполнения специалистом несвойственных ему функций;
- развитие цифровых технологий увеличило объем работы специалиста в несколько раз (скорость работы, необходимость дублирования информации, обучение без отрыва от производства), повлияло на пациента (возможность написать жалобу практически в кабинете врача в состоянии аффекта), повлияла на специалиста (вне деятельности - социальные сети, профессиональные форумы и бессонные ночи)
Слайд 12Уровни профессиональной деятельности, которые могут быть рассмотрены при работе с
СЭВ
Философия профессии (экзистенции, смыл деятельности)
Общественный (отношение к профессии в обществе,
престиж, статус профессии, происходящие изменения в системе организации отрасли – реформы, нацпроекты, оптимизация, введение термина «услуга» и пр., изменение системы финансирования)
Организационный и ролевой (организационная структура, организационные процессы, кадровая ситуация и пр., содержание профессиональной деятельности (специальность, вид медицинской помощи), этап оказания медицинской помощи и пр.)
Личностный (личная история, психологические свойства личности, личное отношение к содержанию работы)
Слайд 13Возможности некоммерческих организаций в работе с общественными запросами
НКО –
более чувствительны к общественному запросу и могут быстрее, чем государственные
структуры реагировать на запрос;
За счет специализации НКО в решении конкретных проблем, более четко формулируются цели и задачи в решении проблем, выстраивается концепция, определяются обоснования решения проблем именно таким образом, формируется реалистичный бюджет (стоимость услуг НКО «соответствует норме» (не завышается); специалисты НКО заинтересованы в высоком качестве своей работы, что соответствует главной цели деятельности НКО – повышение качества жизни конкретного человека;
Получение прибыли – НЕ является целью НКО; самостоятельно находят ресурсы в т.ч. источники финансирования (гранты, госуслуги, госзаказ) и могут не нуждаться в оплате услуг организацией;
Относительная независимость от органов власти (вневедомственность);
Однако - недостаточно высокий уровень доверия к некоммерческой организации со стороны граждан, со стороны государственных или муниципальных организаций;
Специалисты НКО, не являясь специалистами медорганизаций, могут работать с глубинными изменениями в личности профессионала и быть гарантом конфиденциальности.
Слайд 14Направления и формы деятельности в рамках проекта
«Вдохновение работать» (задействовано
3 психолога)
Коррекция
Слайд 15Групповые арт-терапевтические тренинги:
1 тренинг: знакомство; ожиданий; представлений о СЭВ, первичная
диагностика; принятие групповых правил; выявление общих и индивидуальных зон и
параметров психического напряжения участников, связанных и/или не связанных с профессиональной деятельностью, начало процесса выявления и различения тревоги, скрытых чувств, связанных с профессиональной деятельностью, особенностями личности специалистов.
2 тренинг: СЭВ в здравоохранении (стереотип врача, хроническая стрессовая ситуация, рутина и экстраординарное событие, экзистенции в работе врача)
3 тренинг: работа с пластическими материалами (лепка сосуда)
4 тренинг: пассивная музыкальная терапия
5 тренинг: акватипия в авторской модификации
6 тренинг: телесно-ориентированная терапия (первые прикосновения, релаксация);
7 тренинг: телесно-ориентированная терапия (растяжки, движения, холистический массаж и пр.)
Слайд 17Работа с администрацией (организационные факторы риска: коллектив, руководители, организация как
целое):
Слайд 18Работа по информационному сопровождению:
распространение информации о проекте в СМИ (более
10 публикаций в электронных и печатных СМИ, 2 радиоэфира)
распространение информации
о пилотной и других участвующих в проекте, организациях, повышение статуса организаций
привлечение внимания к необходимости социально-психологического сопровождения профессиональной деятельности, как условия высокого качества предоставляемых медицинских услуг
Слайд 19Результаты
По данным психологического исследования 96% участников (всего исследуемых – 34
чел пилотной организации и 32 других организаций) имеют разной степени
выраженности проявления СЭВ.
при этом, около 33 % специалистов в ближайшее время из 1-й стадии перейдут во 2-ю (резистентности),
при этом, из специалистов, находящихся на второй стадии около 24 % в ближайшее время перейдут в стадию истощения!
Стадии по В.В. Бойко
Стадия напряжения
73%
Стадия резистентности
18%
Стадия истощения
9%
Слайд 20Результаты
96% участников признают СЭВ и хотят помощи, однако испытывают значительные
трудности в самодиагностике своего психического состояния
Часто препятствием в самодиагностике становится
стереотип профессионала (врача/медсестры) «Ты же врач!»:
сильный психологически;
опрятный;
знающий практически все;
милосердный ко всем и всегда;
принимающий любого;
высококвалифицированный;
всегда на готове…
Слайд 21Результаты
Большая часть специалистов имеют мифическое представление о процессе психологической
помощи, как о дарящем радость, успокоение и снижение напряжения в
короткие сроки
Специалисты часто бывают не готовы к сложной работе, что увеличивает степень сопротивления, усложняет формы и варианты сопротивления и делает работу психолога довольно сложной и трудоемкой, как в разработке программ, так и в собственном состоянии психолога в процессе реализации программ
Слайд 22Результаты
Для эффективной работы по профилактике и коррекции СЭВ необходимо сочетание
различных форм и методов работы со специалистом
Сочетание тренингов, направленных
на расширение диапазона коммуникативных возможностей персонала и тренингов личностного роста (консалтинговые и коучинговые организации) с глубинной (индивидуальной и групповой) работой со специалистом различными методами психологической коррекции и психотерапии (психологическая модель) с применением арт-терапевтических и телесно-ориентированных методов
Сочетание групповых и индивидуальных форм психологической помощи персоналу
Слайд 23Результаты
Оргфакторы риска играют значительную роль в развитии СЭВ
то, что
можно изменить
то, что изменить нельзя
как быть в этих обстоятельствах…
Слайд 24Выводы
На уровне специалиста:
Специалисты учреждений здравоохранения нуждаются в срочной
качественной бесплатной психологической помощи,
основанной в т.ч. на необходимости работы
с глубинными изменениями психики, экзистенциями, с учетом специализации/специфики деятельности специалиста (какой этап ЛДП он затрагивает в своей работе – скорая помощь, первичное звено здравоохранения, онкология (и этапность при лечении онкологического заболевания), паллиативная медицина и пр. )
Необходимо формировать культуру обращения за психологической помощью среди медицинского персонала и понимание специалистами необходимости приложения усилий для восстановления психического здоровья и «выздоровления от СЭВ» (студенты)
Помощь специалисту должна быть бесплатной и оказываться на постоянной основе;
Психологическое сопровождение должно быть комплексным (тренинговые формы работы – лишь на определенном этапе, сочетание групповых и индивидуальных методов работы)
Необходимо развивать Цифровую культуру (гигиена использования интернет)
Слайд 25Выводы
На уровне специалиста
Необходим отбор и подготовка специалистов-психологов для работы с
медперсоналом по профилактике и коррекции СЭВ:
опыт работы не менее 3-х
лет;
достаточный объем знаний/переподготовка по клинической психологии;
переподготовка по какому-либо направлению психотерапевтической практики;
способность работать техниками арт-терапии и телесно-ориентированной терапии;
способность и умение работать с экзистенциальными данностями (конечности, одиночества, смысла, свободы, ответственности, причинности..) Работа с человеком, находящимся на грани жизни и смерти, неизбежно сталкивает психолога с его собственными переживаниями и экзистенциальными вопросами;
толерантность к неопределенности и способность быть «свободным от плана» в групповой работе, к быстрому переключению с одного вида работы на другой, наличие широкого диапазона техник, которыми владеет специалист;
способность работать в котерапии и т.д.
Слайд 26Выводы
На уровне организации
комплексная работа с руководством организации в рамках организационного
консультирования (выявление организационных факторов риска, совместный поиск ресурсов организации в
профилактике и преодолении рисков эмоционального выгорания с учетом современных особенностей системы)
комплексный подход в профилактических мероприятий в т.ч. просветительских с затрагиванием всех возможных уровней, способствующих возникновению и специфике СЭВ (работа со СМИ, ведомствами)
индивидуальная работа с руководителями;
обучение руководителей «экстренным» мерам профилактики СЭВ (например: процедура дебрифинга)
привлечение добровольцев в организацию
привлечение специалистов организации к добровольческой деятельности (наставничество)
Слайд 27Выводы
На уровне региона:
Просвещение по вопросам СЭВ, современных рисков СЭВ,
отраслевых особенностях СЭВ, и возможностях их минимизации
Разработка ведомственных/межведомственных программ по
профилактике и коррекции СЭВ, которые позволили ли бы специалисту иметь возможность получения бесплатной психологической помощи в разных формах (групповая, индивидуальная) на постоянной основе
Участие в разработке региональных программ нацпроекта «Демография» (направление «Здоровье на рабочем месте»)
Осенью 2019 года нашей организацией внесены предложения в региональную программу «Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи»:
развитие взаимодействия медицинских учреждений РК с НКО, в т.ч. волонтерскими (в рамках развития инфраструктуры добровольчества в сфере здравоохранения);
развитие взаимодействия медицинских организаций РК с организациями социального обслуживания, поставщиками социальных услуг с обеспечением преемственности этого взаимодействия;
создание условий для организации социальной поддержки и психологической помощи персоналу медицинских организаций РК, оказывающих паллиативную медицинскую помощь
Слайд 28Перспективы
Создание на базе АНО «Семейный центр «Вереск» службы психологической помощи
и поддержки персонала медицинских организаций (вневедомственной)
На базе службы организация работы
по направлениям:
профилактика;
коррекция;
реабилитация;
проведение психологических исследований по теме СЭВ
Формы работы:
Групповая
Индивидуальная
Организационное консультирование
Слайд 29Контакты
В Петрозаводске:
Бойко Екатерина Вячеславовна
телефон: 8 911 400-53-92
электронный адрес: boikatia@mail.ru
В
Санкт-Петербурге:
Артюхова Ирина Юрьевна
Телефон: 8 981 978-57-41
электронный адрес: arunacenter@gmail.com