Слайд 1
Вебинар
«Особенности оценки читательской грамотности в международном сравнительном исследовании
PIRLS-2021»
Слайд 2Оценка качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы (4
класс)
Задачи:
Выявление динамики в результатах (2001, 2006, 2011; 2016; 2021)
Выявление факторов,
позволяющих объяснить различия в результатах
Оценка качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию
PIRLS – Progress in International Reading Literacy Study
Слайд 3Основные вопросы исследования:
Насколько хорошо читают российские выпускники начальной школы
по сравнению со своими сверстниками в других странах?
• Какими уровнями
читательской грамотности владеют российские школьники?
Произошли ли какие-либо изменения по сравнению с предыдущими циклами исследования?
Любят ли читать учащиеся четвертого класса?
Как семья способствует развитию грамотности?
• Как на сегодняшний день организован процесс обучения чтению в школах нашей страны?
• Имеет ли процесс обучения чтению в России особенности по сравнению с другими странами и, если да, в чем заключаются эти особенности? Отличаются ли методы обучения, которые используют наши учителя в начальной школе, от методов, используемых учителями в других странах?
Слайд 4Анкеты
Анкета для учащегося
Анкета для учителя
Анкета для родителей
Анкета для администрации школы
Слайд 5Анкета для учащегося
Информация об учащемся
Образовательные ресурсы семьи
Отношение к школе, к
учителю, к учебным предметам
Отношение между учащимися
Самооценка по учебным предметам
Занятия вне
школы
Слайд 6Анкета для учителя
Информация об учителе (пол, стаж, возраст, образование,
профессиональная подготовка)
Характеристика школы (безопасность, оснащение, дисциплина)
Школьный климат
Стиль преподавания
Повышение квалификации
Слайд 7Анкета для родителей
Информация о родителях (образование, род занятий)
Образовательные ресурсы семьи
Подготовка
ребенка к школе, умения и навыки на момент поступления в
школу
Занятия вне школы (домашние задания, дополнительные занятия)
Отношение родителей к школе, к чтению
Слайд 8Анкета для администрации школы
Характеристика школы (наполняемость, расположение, оснащенность, образовательные ресурсы)
Организация
учебного процесса в школе
Школьный климат
Слайд 10Регионы Российской Федерации, отобранные для участия в исследовании PIRLS-2021
Слайд 11Отмечается устойчивая положительная динамика в совершенствовании читательской грамотности младших школьников
Тенденции
изменения результатов по читательской грамотности в исследовании PIRLS
Слайд 12PIRLS 2016 Основные результаты
В 2016 году Россия подтвердила статус лидера
в области чтения в начальной школе
Российские 4-классники показали значительно более
высокие результаты, чем в 2011 году
Российские мальчики улучшили результаты больше, чем девочки
26% российских учащихся 4-х классов продемонстрировали высший уровень понимания прочитанного, 44% - высокий
Основной причиной улучшения результатов в начальной школе является внедрение федеральных стандартов
Москва стала первым регионом России, присоединившимся к PIRLS в 2016 году и показавшим самые высокие результаты
Слайд 13Анализ результатов PIRLS-2016
Насколько важна для хороших результатов вовлеченность учащегося в
учебный процесс, отношение к чтению, влияние домашнего чтения, языка обучения,
культурного статуса семьи?
Какие причины способствовали тому, что в 2016 г. мальчики значительнее улучшили свои результаты, чем девочки?
Почему итоговые результаты мальчиков хуже, чем результаты девочек?
В чем заключаются благоприятные условия оценки результатов грамотности чтения?
Как влияет на результаты включенность в обучение чтению компьютерной техники?
Слайд 14Гендерные вопросы PIRLS-2016
Мальчики значительно улучшили показатели чтения в 2016 году,
особенно на высшем и низком уровне
Больше мальчиков среди хороших читателей
читают каждый день, чтобы узнать о том, что они хотят узнать
В 22 странах гендерные различия ниже, чем в России
Слайд 15Определение грамотности чтения
Грамотность чтения – это способность понимать и использовать
те формы письменного языка, которые требуются обществу и ценятся человеком.
Читатели могут извлекать смысл из текстов в различных формах. Они читают, чтобы учиться, участвовать в сообществах читателей в школе и повседневной жизни и для удовольствия.
Слайд 16Основные изменения в PIRLS-2021
переход на цифровой формат (но также будет
предлагаться в традиционном бумажном формате);
ePIRLS – компьютерная оценка онлайн-чтения в
моделируемой интернет-среде, которая была начата в 2016 году.
Слайд 17Цели оценки грамотности чтения
Чтение для литературного опыта 50%
Чтение для получения
и использования информации 50%
Чтение для получения и использования информации 100%
для ePIRLS
Слайд 18Два типа заданий
Задания с выбором ответа
Задания со свободно-конструируемым ответом (кратким,
развернутым)
Слайд 19Распределение заданий, направленных на оценивание осознанности чтения
Слайд 20Критерии к текстам, используемым в исследовании PIRLS
Слайд 21Длина
PIRLS: до 1000 слов
PIRLS-literacy для стран с низким уровнем грамотности
чтения: 400-500 слов
Слайд 22Тема
Литературные тексты содержат основную тему, которая обобщается учеником за пределами
данного текста
Информационные тексты должны раскрывать тему, взятую не из учебного
материала
Слайд 23Язык
Отрывки будут переведены на более чем 40 языков, поэтому важна
простота перевода
Отбираются выразительные слова-образы, такие как метафора или эпитеты
Не используются
разговорная лексика или сленг
Удаляется излишнее количество технических формулировок
Слайд 24Содержание
Содержание текста должно соответствовать возрастным особенностям учащихся 9-10 лет
Следует
избегать тем, которые могут быть очень специфичны для определенных культур
Текст должен быть интересным и увлекательным для школьников этого возраста
Хорошо написан и не слишком знаком
Тексты должны отражать опыт чтения в школе и за ее пределами
Текст должен содержать основу для оценки четырех проверяемых процессов чтения
Слайд 25Связность и последовательность
Важно соблюдение логики построения сюжета
Баланс простых и
сложных предложений
Если преобладает диалог – необходимо добавить сложные предложения,
объединив информацию
В информационном тексте необходимо следить за связью структуры текста и логической последовательности информации с визуальными элементами, такими как подзаголовки, таблицы, графики
Слайд 26Типы текстов (жанры)
Чтение для литературного опыта- короткие рассказы или отрывки
художественных произведений (не поэзия)
Чтение для получения и использования информации-инструкции, брошюры,
биографии, журналы, газеты, документы
ePIRLS - цифровые формы, такие как многочисленные способы общения через Интернет (форум, чат, блог) и веб-сайты, где текст часто интегрирован
Слайд 27Особенности ePIRLS
Имитирует среду реального использования текстов в жизни
Имеет дружелюбный
интерфейс
предлагает интерактивные задания с целью оценить, насколько хорошо школьники умеют
читать, интерпретировать и оценивать информацию в интернете
Слайд 28Спасибо за внимание!
Сидорова Галина Александровна,
старший научный сотрудник
Центра оценки
качества образования
Института стратегии развития
образования РАО
Тел./факс: (495)-621-76-36
e-mail: centeroko@mail.ru
сайты:
www.centeroko.ru