Слайд 1Вершина европейской схоластики: Фома Аквинский: жизнь и учение (соотношение веры
и разума, спор об универсалиях, доказательства бытия Бога)
Чиркова Дарья
Группа
221-ХМо
Слайд 3Соотношение веры и разума
Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к
следующим выводам:
• вера и разум – не одно и то же
(как считал Августин Блаженный), а различные понятия;
• вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;
• вера и разум дают истинное знание;
• если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;
• все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;
• разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;
• не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а, следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;
• философия и теология — разные науки;
• философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;
• все остальное (божественное откровение) может познать только теология.
Слайд 5Спор об универсалиях
Существуют 3 рода универсалий:
1. Во-первых, универсалии существуют в
самих вещах. Эти универсалии, существующие в вещах, и составляют сущность
этих вещей. Это есть непосредственная универсалия.
2. Универсалии существуют и в человеческом уме, который, т. е. ум, путем абстракции извлекает при помощи активного ума универсалии из конкретных вещей. Т. е. универсалии существуют и после вещей. Эти универсалии Фома называет «мысленные универсалии».
3. Но, кроме того, универсалии существуют и в божественном Уме, до вещей. Эти универсалии (“божественные универсалии”) – и есть идеи, или первоначальные формы, содержащиеся в божественном Уме, и только лишь Бог является первопричиной всего сущего, только Он мыслит в Себе образцы всех вещей.