Слайд 1
ВИДЫ И ПАРАМЕТРЫ ДИЗОНТОГЕНЕЗА
Слайд 2Онтогенез —
совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма
от его зарождения до конца жизни. (индивидуальное развитие)
В ходе онтогенеза
происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей.
ДИЗОНТОГЕНЕЗ —
это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза.
Слайд 3Дизонтогенез
Физический (нарушение физического развития)
Психический (нарушение психического развития)
Слайд 4Виды психического дизонтогенеза
(по В.В. Лебединскому)
1) недоразвитие;
2) задержанное развитие;
3) поврежденное
развитие;
4) дефицитарное развитие;
5) искаженное развитие;
6) дисгармоничное развитие.
Слайд 51 вариант - НЕДОРАЗВИТИЕ
(механизм – остановка в формировании психических функций)
Характерны:
Раннее
время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в
первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития.
Поражения головного мозга связаны с генетическими пороками развития, диффузными поражениями незрелого мозга при ряде внутриутробных, родовых и ранних постнатальных воздействий, что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем.
Модель: является умственная отсталость.
Слайд 6
2 вариант - ЗАДЕРЖАННОЕ РАЗВИТИЕ
(механизм - замедленный темп формирования одной
или нескольких психических функций)
Характерны:
Замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер
с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.
Вызвано генетическими факторами, хроническими заболеваниями, неблагополучными условиями воспитания, инфекциями, интоксикациями, травмами мозга.
Поражение носит мозаичный характер (наряду с дефицитарными функциями имеются и сохранные).
При задержанном развитии определяется лучший прогноз динамики развития и коррекции.
Модель: различные варианты ЗПР, алалия.
Слайд 7
3 вариант ПОВРЕЖДЕННОЕ РАЗВИТИЕ
(механизм - распад ранее сформированных функций под
воздействием вредных факторов)
Характерны:
Причины: наследственные заболевания, инфекции, интоксикации, травмы ЦНС, т.е.
как и при 1 и 2 вариантах развития.
Основное отличие - более позднее патологическое воздействие на мозг, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформирована (после 2-3 лет).
Сочетание грубого повреждения ряда сформированных психических функций с недоразвитием онтогенетически более молодых образований (лобных систем).
Прогноз психического развития неблагоприятный нередко с грубым регрессом интеллекта и поведения.
Модель: органическая деменция.
Слайд 8
4 вариант ИСКАЖЕННОЕ РАЗВИТИЕ.
(механизм - сложные сочетания общего недоразвития, задержанного,
поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие к ряду
качественно новых патологических образований)
Характерны:
Органическое повреждение мозга.
Выраженная асинхрония (нарушается последовательность развития отдельных систем).
Наличие эмоциональных нарушений и искаженное мышление, обобщениями.
Модель: аутизм.
Слайд 9
5 вариант ДЕФИЦИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ
(механизм – первичная недостаточность отдельных анализаторных
систем)
Характерны:
Искажается процесс формирования ВПФ.
Первичный дефект анализатора ведет к недоразвитию функций,
связанных с ним наиболее тесно, а так же к замедлению развития ряда других функций.
Нарушения развития частных психических функций тормозят психическое развитие в целом.
Прогноз психического развития зависит от глубины поражения данной функции и первичной потенциальной сохранности интеллектуальной сферы и других сенсорных систем
Модель: недоразвитие либо повреждение отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата.
Слайд 10
6 вариант ДИСГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
(механизм – диспропорция в развитии эмоционально-волевой сферы
при сохранности познавательной деятельности)
Неадекватная реакция на внешние средовые раздражители,
вследствие
чего более или менее нарушено поведение и затруднена
активная приспособляемость к окружающей среде.
Отличие от искаженного развития состоит в том, что основой
является не текущий болезненный процесс, создающий на
разных этапах различные виды искаженных
межфункциональных связей, а врожденная, либо рано приобретенная,
стойкая диспропорциональность психики преимущественно в
эмоционально-волевой сфере.
Модель: психопатии, а также так называемые патологические
формирования личности в результате неправильных условий
воспитания.
Слайд 11Параметры дизонтогенеза
Локализация нарушений
Время поражения
Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом
Нарушение межфункциональных
взаимодействий в процессе аномального системогенеза.
Слайд 12Первый параметр дизонтогенеза–
функциональная локализация нарушения
В зависимости от нарушения выделяются
два основных вида дефекта:
частный (недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных
систем)
общий (нарушения регуляторных систем, как подкорковых, так и корковых).
Слайд 13Второй параметр дизонтогенеза -
время поражения.
Поражение ЦНС, возникающее в
возрасте до 3-х лет и после 3-х лет, приводит к
формированию различных вариантов дизонтогенеза.
Если поражение происходит до 3-х лет, то развитие ребенка происходит на дефектной основе. Развитие идет, но оно нарушено - недоразвитие (олигофрения), задержанное развитие (алалия).
Если повреждение произошло после 3-х лет, то это распад (потеря) уже сформированных психических функций. Часто характеризуется выраженной отрицательной динамикой (хуже и хуже) и приводит к полному распаду психики (деменция).
Слайд 14
Третий параметр дизонтогенеза - взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом.
Первичный
дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Вторичный дефект является
основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития.
В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными нарушениями. Если на первых этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект, то затем вторично возникшие явления психического недоразвития, а также личностные установки, вызванные неудачами в школе, нередко начинают занимать ведущее место в отношении к обучению и препятствовать адекватной социальной адаптации.
Ранняя психолого-педагогическая коррекция дефекта улучшает прогноз формирования личности и социальной компенсации детей.
Слайд 15
Четвертый параметр дизонтогенеза - нарушение межфункциональных взаимодействий в процессе аномального
системогенеза.
Механизмы изоляции.
Механизм патологической фиксации.
Временные и стойкие регрессии.
Асинхронии
развития.
Слайд 16Механизмы изоляции
Изолированные функции, лишенные воздействия со стороны других
психических функций, стереотипизируются, «зацикливаются» в своем развитии.
Например,
при некоторых формах олигофрении (при гидроцефалии) может встречаться хорошая механическая память и речь. Однако из-за нарушения мышления эти функции выступают изолированно, не приобретают характера осмысленных и опосредованных, поэтому остаются на более низком уровне реализации.
Слайд 17Механизм патологической фиксации
Ассоциативные связи при нарушениях деятельности ЦНС
могут стать инертными, вследствие чего возникает их патологическая фиксация.
Например, в норме страхи являются наиболее типичными аффективными проявлениями в возрасте 3-10 лет. При патологии страхи, фиксируясь, распространяются и на более поздние возрастные периоды и тормозят психическое развитие.
Слайд 18Временные и стойкие регрессии
При патологии страдает развитие сложных
иерархических связей. Они оказываются недоразвитыми, нестойкими, при малейших затруднениях отмечается
их регресс.
Например, у детей с задержкой психического развития, уже освоивших устный счет, при любом затруднении отмечается возврат к счету на пальцах.
Такие явления встречаются и у здоровых людей, однако они носят временный характер. В случаях, когда регрессии обусловлены нарушением психических функций, они носят стойкий характер и требуют специальной коррекции.
Слайд 19
Асинхронии развития -
- нарушение закона гетерохронии
- неравномерность темпа
развития систем, органов, их функции с опережением одних и отставанием
других.
Типы асинхроний:
Ретардация — незавершенность, отставание отдельных периодов развития, отсутствие эволюции более ранних форм (характерно при олигофрении и задержке психического развития).
Ретардация — более поздняя закладка органа и замедленное его развитие у потомков по сравнению с предками. Зависит от начала функционирования органа и, следовательно, от условий среды, в которых проходит индивидуальное развитие организма — его онтогенез.
Патологическая акселерация — опережающее развитие отдельных функций (часто на фоне грубого отставания других). То есть, на одном возрастном этапе имеется смешение психических образований, наблюдаемых в норме в разные возрастные эпохи.
Слайд 20Значение ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии.
Особенности раннего возраста:
1. Чрезвычайно быстрый темп развития, который имеет скачкообразный
характер.
Периоды медленного накопления чередуются с критическими периодами. Кризис 1 года – связан с овладением ходьбой.
Кризис 2-х лет – переломный момент в развитии речи, развивается речемыслительная деятельность, а так же развивается наглядно-действенное мышление.
Кризис 3-х лет – развитие самосознания ребенка.
Отсутствие скачков является следствием отклонений в развитии ребенка.
2. Неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений.
Под влиянием неблагоприятных факторов (стресс, заболевания, отсутствие педагогического воздействия) может произойти утеря навыков, явление ретардации, т.е. застревание на более ранней ступени развития.
3. Взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей.
Изменения в состоянии здоровья ребенка влияет на его нервно-психическую сферу.