Слайд 2Конкуренция - борьба между предприятиями за наиболее выгодные условия
производства и сбыта.
Цель конкуренции - достижение лучших результатов предпринимательской деятельности.
Слайд 3В рыночной системе основное содержание конкуренции:
-борьба за потребителя, за
полное удовлетворение его потребностей.
-борьба за долю на рынке, успех
который зависит от дешевизны и качества товаров.
Слайд 4Основные формы конкуренции:
внутриотраслевая: конкуренция между товаропроизводителями одной и той
же отрасли.
межотраслевая: конкуренция между предприятиями различных отраслей. Выражается в
переливе капиталов отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой долей прибыли.
Слайд 5Различают:
- совершенную (свободную) конкуренцию
- несовершенную конкуренцию.
Слайд 6Совершенная конкуренция - рынок, на котором множество мелких фирм производят
одинаковую продукцию и не имеют возможности контролировать цены на неё.
Количество покупателей: бесконечно велико.
Информированность: одинаковая для всех участников.
Теоретический характер модели. Близость некоторых рынков к совершенной конкуренции: рынки с/х продуктов (пшеницы, кукурузы); рынок рыбы; фондовый рынок.
Слайд 7
Основные признаки свободной конкуренции
Неограниченное число участников. Свободный доступ на рынок
и выход из него. Способы:
-открыть свое дело
-принять непосредственное участие
в труде
-нанять работников
-купить акции
-приобрести государственные облигации
-положить деньги в банк
-инвестировать в недвижимость
Слайд 82.Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов: участник конкуренции
вкладывает свои средства ради увеличения дохода.
3.Полная информированность каждого участника конкуренции
(о предложении и спросе, ценах, норме прибыли и т.п.) позволяет сделать правильный, наилучший выбор.
Слайд 94. Реальные уровни цен устанавливаются «невидимой рукой» (механизм рынка).
Ни один
участник свободной конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения,
принимаемые другими участниками. Поскольку их число очень велико, вклад каждого производителя-продавца в общий объем производства и предложения незначителен, поэтому цена, за которую он собирается продавать свой товар, почти не отражается на рыночной.
Слайд 10Условие наибольшей выручки: только равновесная рыночная цена.
Продавец вынужден принять
рыночную цену.
Когда на рынке очень много продавцов, то
нет никаких барьеров, чтобы ещё один продавец присоединился к ним.
Слайд 12
Несовершенная конкуренция. Виды
чистая монополия
монополистическая конкуренция
олигополия
Слайд 13Чистая (абсолютная) монополия.
Условие существования: одна фирма является единственным производителем
продукта, не имеющего к тому же близких заменителей.
Характерные черты:
1.продавец выступает
как единственный (отрасль и фирма, естественные монополии)
2.реализуемый продукт уникален, т.е. не существует его хороших или близких заменителей (примеры: некоторые сырьевые отрасли или случаи, когда фирма поставляет принципиально новый продукт)
3.монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок
4.На пути входа в рынок монополиста устанавливаются непреодолимые для конкурента барьеры как естественного, так и искусственного характера
Слайд 14Естественная монополия
-вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в
силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми
для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы).
-естественные монополии — фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно.
Слайд 15Примеры: предприятия общественного пользования (электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения,
линии связи и транспортные предприятия).
Собственность государства.
Слайд 16Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция — это рынок, на котором большое количество
мелких фирм производят схожую (не идентичную) продукцию и отчасти имеют
возможность контролировать цены на неё.
не требуется присутствия на рынке тысяч или сотен фирм.
в условиях чистой конкуренции фирмы производят стандартизированную или однородную продукцию, при монополистической — дифференцированную.
Слайд 17Поднять цену на товар можно только при условии превосходства продукции.
Процесс создания уникальной продукции, отличной от аналогов -
дифференциация.
Слайд 18Дифференциация затрагивает: качество продукта или услуг. Как следствие - у
потребителя складываются неценовые предпочтения.
Продукция может быть дифференцирована по условиям
послепродажного обслуживания, близости к покупателям, интенсивности рекламы и т.п.
Слайд 19Фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только
(и даже не столько) через цены, но и через всемерную
дифференциацию продукции и услуг.
Каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает в некоторой степени монопольной властью над своим товаром.
Способы дифференциации: качество продукции и качество обслуживания.
Слайд 20Барьеры для входа на рынок: не каждый конкурент способен обеспечить
преимущества для своего продукта.
Барьеры достаточно легко преодолимы.
Примеры: местные магазины
розничной торговли, цветочные и сувенирные киоски, канцтовары, книги, продуктовые «подвалы», булочные и др.
Слайд 22Олигополия
Олигопо́лия ( ὀλίγος «малочисленный» + πωλέω «продаю», «торгую») - тип рыночной структуры, в
которой доминирует крайне малое количество фирм.
Слайд 23Главная особенность — немногочисленность участников конкуренции (в пределах десятка)
производство
как однородных, так и дифференцированных товаров.
однородность: рынки сырья и
материалов, полуфабрикатов (руда, нефть, сталь, цемент и т.д.), дифференциация: рынки потребительских товаров.
немногочисленность фирм способствует их монополистическим соглашениям: по установлению цен, разделу или распределению рынков или по иным способам ограничения конкуренции между ними. (результат: олигополия сближается с монополией).
Слайд 24Примеры: рынок компьютеров, мобильной связи, парфюмерии, автомобилей, нефти.
Ценовая конкуренция: менее
эффективна, чем в условиях совершенной или монополистической конкуренции.
Цены на
товары устанавливаются по принципу цепового лидерства: признанный лидер данной отрасли устанавливает свои цены, остальные фирмы им следуют.