Слайд 2Пусть на сцене всё будет так же сложно и так
же вместе с тем просто, как в жизни.
А.П.Чехов.
Слайд 3Особенности драматургии
А. П. Чехова проявляются:
В раскрытии сложных образов персонажей
не через борьбу контрастных страстей, а в обычной жизни.
2. В
иллюзии течения жизни, которая создается бытовыми деталями, бытовыми темами разговоров, — психологической детализацией.
3. В общем эмоциональном тоне, который создается музыкой, звуками, паузами.
4. В смысловой роли пауз, которые раскрывают взаимоотношения героев.
5. В многотемности диалогов: каждый герой ведет свою тему в разговоре, их реплики внешне не связаны.
Слайд 4Особенности драматургии
А. П. Чехова проявляются
6. В отсутствии описания
и объяснения психологии действующих лиц.
7. В скупых художественных средствах, способствующих
редкой психологической достоверности.
8. В поведении героев, которые в минуты особого напряжения почти не говорят или не выражают в словах своих истинных чувств. Автору важен подтекст, то, что за словами.
9. В сложном подтексте, передающем не мысли героя, а суждения автора.
Слайд 5Особенности драматургии
А. П. Чехова проявляются
10. В отсутствии стремительно
развивающегося действия. Наиболее важные события происходят за сценой, это называется
внутренним динамизмом.
11. В несовпадении внешней и внутренней сути героев.
12. В лирически окрашенном пейзаже, в эмоциональности и психологичности финалов действий и пьесы в целом.
Слайд 6Определите жанр, жанровое своеобразие пьесы
А.П. Чехова «Вишневый сад» (ответ
один)
1.Комедия: представления героев «Вишневого сада» не совпадают с реальным ходом
вещей.
2.Драма: гибнет сад, все навсегда теряют общий дом; торжествуют идеалы новой – лопахинской – жизни, старые идеалы предаются забвению.
3.Комедия: в пьесе имеют место комические положения и даже фарс.
4.Комедия: в пьесе используются приемы площадного театра, балагана (падение с лестницы, фокусы и т.д.).
5.В пьесе особым образом соединяются драматическое и комическое. Жанровая природа «Вишневого сада» сложна.
Слайд 7Жанровое своеобразие
Вышла у меня не драма, а
комедия. Последний акт будет веселый, да и вся пьеса веселая,
легкомысленная.
А.П. Чехов
Это не комедия, не фарс, как Вы писали, – это трагедия, какой бы исход к лучшей жизни Вы ни открывали в последнем акте.
К.С. Станиславский
Слайд 8Жанровое своеобразие
Автор отказал персонажам «Вишневого сада» в праве
на драму: они представлялись ему неспособными на глубокие чувства. Чехов
подчеркивает, что грусть его героев часто легковесна, что в их слезах скрывается обычная для слабых и нервных людей слезливость.
Сочетание комического и серьезного – отличительная черта чеховской поэтики.
Это ЧЕХОВСКИЙ ЖАНР , сочетающий вечные драматические противоположности – СМЕХ и СЛЕЗЫ.
Слайд 9 Характерная черта сюжета «Вишневого сада» – внешняя
«бессобытийность». Главное событие пьесы – продажа вишневого сада – происходит
на сцене; герои только говорят о нем.
Отсутствует в пьесе и традиционный персонифицированный конфликт. Особая природа конфликта позволяет обнаружить в чеховских произведениях внутреннее и внешнее действие, внутренний и внешний сюжеты.
Причем главным является не внешний сюжет, разработанный достаточно традиционно, а внутренний, который В.И. Немирович-Данченко назвал «вторым планом», или «подводным течением».
Сюжет и конфликт
Слайд 11
В развитии сюжета пьесы необходимо учитывать и значение внесценических персонажей.
К ним стягиваются многие сюжетные линии комедии:
Раневская
— «парижский любовник»;
Аня — ярославская бабушка — Раневская;
Лопахин — Дериганов;
Симеонов -Пищик — Дашенька.
Все они участвуют в развитии действия.
Чеховские персонажи обычно раскрываются не в действиях, а в монологах - самохарактеристиках.
Слайд 12Диалоги в пьесе Чехова — иллюзия общения. За «случайными» репликами
персонажей — одиночество героя в мире, неспособность услышать и невозможность
быть услышанным. Каждый персонаж ведет свою речевую партию. Она может быть статична или динамична. В чеховской пьесе значима каждая реплика; проигрываясь в речевых партиях персонажей, она получает полифоническое звучание.
Слайд 13 Среди героев пьесы есть представители разных социальных
слоев и поколений.
Владельцы усадьбы, дворяне Раневская и
Гаев – милые добрые люди. Они не могут жить без вишневого сада, однако ничего не делают, чтобы спасти его: их время уже прошло.
Образная система
Главные герои
Слайд 14 Купец Лопахин – деловой и практичный человек.
Он любит Раневскую «больше, чем родную» и пытается ей помочь.
Но Раневская не слушает его, и Лопахин поступает, как настоящий капиталист: покупает имение, чтобы разбить вишневый сад на дачные участки.
Слайд 15 Петя Трофимов и Аня – честные и
благородные молодые люди. Их помыслы устремлены в будущее: Петя говорит
о «непрерывном труде», Аня – о «новом саде». Однако красивые слова не приводят к конкретным действиям и потому не внушают абсолютного доверия.
Слайд 16 Интересен принцип, на котором основана образная система
«Вишневого сада»: не контраст, а сходство. Общие черты можно заметить
у Раневской, Ани и Шарлотты Ивановны, Гаева, Епиходова и Пети Трофимова. Кроме того, героев пьесы объединяет внутреннее одиночество и ощущение кризисности бытия.
Слайд 17 Последняя пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад» стала одним
из самых знаменитых произведений мировой драматургии ХХ века. Благодаря общечеловеческому
содержанию и новаторским чертам она получила известность за рубежом еще при жизни автора. Характерно, что уже тогда ей предрекали долгую творческую жизнь
Слайд 18Старые хозяева вишневого сада Раневская
1 действие
Лопахин о Раневской.
Аня о матери.
Раневская
о своих ощущениях по возвращении на Родину.
Гаев о расточительности сестры,
истории её замужества, характере.
Слайд 19Старые хозяева вишневого сада Раневская
2 действие
«Дачи и дачники – это
пошло, простите»
Монолог Раневской «О, мои грехи…»
3 действие
«…без вишневого сада я
не понимаю своей жизни…»
4 действие
«О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..»
Слайд 20Старые хозяева вишневого сада. Гаев
1 действие
Речь шкафу.
«Честью моей, чем хочешь,
клянусь, имение не будет продано!»
Бильярд, леденцы, нянька Фирс, склонность к
демагогии.
Слайд 21
Новый хозяин вишневого сада. Лопахин
1 действие
Лопахин о себе «Со свиным
рылом в калашный ряд…», «Мой отец был крепостным у вашего
деда и отца…»
«Выход есть…»
2 действие
«Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей»
Слайд 22Новый хозяин вишневого сада. Лопахин
3 действие
«Я купил» (монолог победителя?)
4 действие
«Не
могу без работы, не знаю, что вот делать с руками…»
«Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую.»
Слайд 23Мотив будущего в пьесе. Аня
В 1 действии :
«Мама не
перенесла, ушла, ушла без оглядки…Как я её понимаю, если бы
она знала! А Петя Трофимов был учителем Гриши, он может напомнить…», «Тебя все любят, уважают…но, милый дядя, тебе надо молчать…»
В финале 3 действия:
«Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь, ты поймешь…»
В 4 действии:
«Начинается новая жизнь, мама!», «Я подготовлюсь, выдержу экзамен в гимназии и потом буду работать, тебе помогать…Мама, приезжай…», «Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!»
Чье влияние более всего испытывает Аня, воспитанная в традициях дворянских усадеб?
Слайд 24
Неоднозначность образа Пети Трофимова
Вечный студент, облезлый барин, недотёпа, поношенный студенческий
мундир, потерянные калоши.
Спор Трофимова и Лопахина во 2 действии.
Трофимов и
Аня в финале 2 действия. «Мне ещё нет тридцати, я молод, я ещё студент, но я уже столько вынес!...Я предчувствую счастье…»
В 4 действии в диалоге с Лопахиным: «Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!»
Слайд 25Значение второстепенных
персонажей пьесы
Дуняша – Епиходов – Яша/Раневская – Лопахин
- парижский возлюбленный
Пищик «Не теряю никогда надежды. Вот, думаю, уже
все пропало, погиб, ан глядь, - железная дорога по моей земле прошла, и… мне заплатили. А там, гляди, ещё что-нибудь случится не сегодня- завтра….Двести тысяч выиграет Дашенька…у неё билет есть.»
Шарлотта : «Так хочется поговорить, а не с кем…»
Дуняша, Яша – пародия на господ.
Епиходов – пародия на Трофимова.
Слайд 26
Проблематика «Вишневого сада»
Что делает с человеком время и в какие
отношения вступает он с этой неуловимой и беспощадной силой?
За кем
будущее России?
Истинные и мнимые нравственные ценности.
Ответственность человека за свои поступки.