Разделы презентаций


Визуальный метод раздатка

Содержание

Исходные данные проектаКаждый студент группы должен был принести не менее пяти фотографий, посвященных различным аспектам такого явления как 8 марта.Были предложены возможные направления интерпретации «8 Марта – политико-идеологическое, коммерческое, семейное/личное событие».Фотомассив

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ВИЗУАЛЬНЫЙ МЕТОД: аналитическая техника. Плюсы и минусы отчетов (по представленным эссе и

презентациям группы С-071, ВолГУ, 2009 г. Курс «ММСИ»)
(на примере фотомассива «8 Марта»)
«…На

мой взгляд, фотография является документом, то есть зафиксированным текстом. Этот документ создан в социальной реальности и повествует о ней. Фотограф смотрит на мир через объектив видеокамеры, фотографируя какой-либо объект, он прекращает его жизнь в том смысле, что выхватывает его из естественной среды. Таким образом, фотография – это отображение определенной части социальной реальности, этим и объясняется важность использования визуального анализа в социологии (к примеру, в социологических исследованиях)…» (ХХХХХ, гр.Сб-071)
ВИЗУАЛЬНЫЙ МЕТОД: аналитическая техника. Плюсы и минусы отчетов (по представленным эссе и презентациям группы С-071, ВолГУ, 2009

Слайд 2Исходные данные проекта
Каждый студент группы должен был принести не менее

пяти фотографий, посвященных различным аспектам такого явления как 8 марта.
Были

предложены возможные направления интерпретации «8 Марта – политико-идеологическое, коммерческое, семейное/личное событие».
Фотомассив составил около 90 фотографий.
Было предложено написать эссе по теме «Чем является 8 Марта сегодня?» на основе предложенных или собственных (иных) направлений интерпретации.
Исходные данные проектаКаждый студент группы должен был принести не менее пяти фотографий, посвященных различным аспектам такого явления

Слайд 3КАКОВА ТЕХНИКА АНАЛИЗА ФОТОГРАФИЙ?

Основной план
Второстепенный план
Фон
Детали



ПРАКТИКИ
СМЫСЛЫ
ЦЕННОСТИ
ЭТО КАЧЕСТВЕННЫЙ МЕТОД:


Взаимодействия
Мотивы

проблематизация
типизация


категоризация
Приемы

проблематизации: интерпретация-перспектива (во времени и пространстве), интерпретация-идентификация (с определенной социальной

группой), интерпретация-оппозиция.
Приемы категоризации: «навешивание» ярлыков; «перебор-подбор» социальных терминов, социологических понятий.
Приемы типизации: «социальный портрет группы»; социальные оправдания практик действия (взаимодействия); «вписывание» в логическую схему специальной социологической теории.
КАКОВА ТЕХНИКА АНАЛИЗА ФОТОГРАФИЙ?Основной планВторостепенный планФонДеталиПРАКТИКИСМЫСЛЫ ЦЕННОСТИ ЭТО КАЧЕСТВЕННЫЙ МЕТОД:ВзаимодействияМотивыпроблематизациятипизациякатегоризацияПриемы проблематизации: интерпретация-перспектива (во времени и пространстве), интерпретация-идентификация

Слайд 4 Что было в текстах эссе? Из отчета: «…мною была составлена собственная

техника его проведения, она следующая:

Провести категоризацию фотографий, находящихся в фотомассиве

по предложенным преподавателем направлениям визуализации;

Попытаться выделить иные направления интерпретации праздника 8 марта;

Обосновать причины отнесения определенных фотографий к выделенным направлениям визуализации, составить перечень изображенных объектов в каждом направлении;

Сделать основные выводы и ответить на вопрос, поставленный в самом начале эссе, то есть – чем является 8 марта сегодня?»

Все-таки это не техника визуального анализа,
а формулировка задач исследования с применением метода
визуального анализа

Что было в текстах эссе? Из отчета: «…мною была составлена собственная техника его проведения,

Слайд 5«Как надо смотреть на фотографию, чтобы выстроить значения, интерпретировать ее?

Я знаю несколько направлений, по которым может происходить интерпретация, и

попытаюсь их описать». (П.Штомпка)


Для начала, естественно, надо поставить вопрос о мотивации автора; что хотел сказать фотограф, почему он сделал именно эту, а не другую фотографию. Это можно назвать коллаж-интерпретацией или гуманистической интерпретацией.

Кроме того, существует также социологическая интерпретация: какой тип социального взаимодействия представлен на данной фотографии, какие структуры, какой тип интеракции, какой тип личностных отношений и т.д. Это тип структурной интерпретации.

Может быть также культурная интерпретация: каковы нормы, вкусы, мода, представленные на изображении.

«Как надо смотреть на фотографию, чтобы выстроить значения, интерпретировать ее? Я знаю несколько направлений, по которым может

Слайд 6 Фотомассив, сформированный при написании эссе, не воспроизводит социальные смыслы

РАЗНЫХ социальных групп
Влияние учебной установки.
Экспертами-студентами отбираются типичные, но не оригинальные

фотографии. С одной стороны – в этом плюс – выбираются узнаваемые социальные события. С другой стороны - нет возможности сопоставления и выявления нюансов.
Типичность определяется как повторяемость событий, но не как социальная устойчивость.
Социологические понятия «группа» и «взаимодействие» «не работают» при анализе. Понятие «практик» используется мало.
Нет проблематизации, категоризация «перевешивает»! Нет «своих» категорий-ярлыков…
Очень часто техника смысловой интерпретации подменяется техникой контент-анализа. С одной стороны – в этом плюс, поскольку при анализе социолог в конце концов должен «выйти» на формализацию. С другой стороны – возникает ситуация «давления» концептов, которые в количественном отношении преобладают, исчезает «социальная игра», динамика.
Главное - не работает «правило» проблематизации!!!


НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ИНТЕРПРЕТАЦИИ


Причины:

Фотомассив, сформированный при написании эссе, не воспроизводит социальные смыслы РАЗНЫХ социальных группВлияние учебной

Слайд 7Что выделяется в качестве направлений интерпретации?
8 марта – семейный праздник

(фотографии с семейных застольев, празднеств);
8 марта – коммерческое явление (продажа

открыток, букетов цветов, воздушных шариков, какой-либо продукции, приуроченной к данному празднику);
8 марта – политическое явление (демонстрации феминисток из различных стран в их борьбе за равноправие, фотографии Клары Цеткин, изображение политических лидеров, поздравляющих женщин);
8 марта – групповое явление (корпоративные мероприятия);
8 марта – личный праздник каждой женщины;
8 марта – государственный праздник (транспаранты, плакаты, надписи и даже улицы, названные в честь этого праздника).

Это классификация,
а не категоризация

Что выделяется в качестве направлений интерпретации?8 марта – семейный праздник (фотографии с семейных застольев, празднеств);8 марта –

Слайд 8Что предлагается в качестве категорий типологизации?
Из отчета: «В целом данные

фотографии можно разделить на несколько групп в зависимости от следующих

критериев типологизации:
1) по сфере, которую представляют:
- как семейный праздник (праздник дома, дети с цветами, парень поздравляет свою девушку и т.п.);
- как экономическое явление (рынок цветов 8 марта, мужчины у киоска с цветами, ценники на цветах);
- как политико-идеологическое явление (женщины с транспарантами, митинги женщин, плакаты с лозунгами, официальные лица государства , поздравляющие женщин);
- как демонстрация корпоративной культуры и сплоченности (сотрудники отмечают праздник на работе);
2) по объекту, расположенном на фото:
- люди (всех возрастных когорт, одни и группами);
- неживые объекты (цветы, транспаранты, шарики, «Улица 8 марта»);
3) по степени официальности мероприятия:
- формальное (поздравление коллектива работников, лозунг на плакате, женщины, вступающие на митинге);
- неформальное (праздник дома, поздравление на улицах);
4) по символике:
- женщина как символ праздника (1 – романтичная, мечтательная девушка; 2 – сильная женщина, борец за свои права; 3 – заботливая мать и жена);
- цветы как символ праздника (мимозы и тюльпаны, в основном);
- мужчина в женский праздник (1 – как домохозяин и заботливый муж; 2 – как романтик, готовый делать сюрпризы);»

Это контент-анализ

Что предлагается в качестве категорий типологизации?Из отчета: «В целом данные фотографии можно разделить на несколько групп в

Слайд 9И это тоже контент-анализ…
Из отчета:
«В результате анализа массива из 14

фотографий, отобранных исследователем, был сделан вывод, что данные изображения напрямую

связаны с темой международного праздника 8 марта. На это указывают следующие элементы, изображенные на снимках:
1) символика: поздравительные стенды (№12), цветы (№ 2, 6, 8, 9, 10, 14), флаги (№1, 3), конфеты (№9).
2) употребление словосочетания «8 марта» и цифры 8 (№4,5,6,10,11).
Данные фотографии были классифицированы по следующим критериям:
по количеству изображенных человек:
без людей (№4, 8)
индивидуальные (№7, 11)
групповые (№1, 2, 3, 5, 6, 9, 10, 12, 13, 14)
2) По гендерному аспекту:
только мужчины (№6, 11, 12)
только женщины (№7, 10, 15)
и женщины, и мужчины (№1, 2, 3, 5, 10, 13)
3) По глубине снимка:
наличие перспективы (задний план) (№1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 13, 14)
отсутствие перспективы (№7, 8, 12)
Также была произведена типологизация снимков по смыслу изображения на фотографии:
Политические (№1, 2 ,3, 4)
Экономические (№5, 6, 7, 8)
Социальные (№ 9)
Гендерные (№ 10, 11, 12)
Корпоративные (№ 13)
Семейные (№14)

«…Распределив фотографии по категориям, следует сказать, что, зачастую, только само по себе наличие фото в массиве позволяло судить о его причастности к женскому празднику. Другими словами, социальный контекст некоторых снимков был труден для дешифровки, в нем не было надписей или иных средств, указывающих на то, что фото имеет отношение к 8 марта…» (из студенческого эссе).

Вывод: следует согласиться, что…

И это тоже контент-анализ…Из отчета:«В результате анализа массива из 14 фотографий, отобранных исследователем, был сделан вывод, что

Слайд 10Как решается задача проблематизации в целом?
Через трактовку 8 Марта как

политико-идеологического события,
Но не через проблематизацию смыслов (и групп их

выражающих)

«…Рассматривая группу фотографий, которая относится к политическому аспекту, наиболее часто можно встретить фотографии Клары Цеткин и различных женских демонстраций, что связано, в первую очередь, с историей праздника 8 марта…»

Как решается задача проблематизации в целом?Через трактовку 8 Марта как политико-идеологического события, Но не через проблематизацию смыслов

Слайд 11

Из отчета:
«На переднем плане запечатлена девушка с флагом, на котором

изображена радуга, что является определенной символикой, на заднем плане –

мы видим большое количество молодых людей. Они во время шествия что-то произносят (у них приоткрыт рот), можно сделать предположение, что они выкрикивают лозунги, которые являются атрибутом митингов. На фото видна погода - нераспустившиеся деревья, тонкий слой снега, мокрое покрытие, похожее на асфальт под ногами впереди идущих, - характерная погода конца зимы-начала весны, к тому же девушка с «радугой», одета почти по-весеннему. Исходя из этого, можно выдвинуть версию, что на фото изображен митинг или демонстрация, возможно устроенный какой-то общественной организацией (на это указывают флаги, плакат, лозунг), который проходил в начале весны (возможно именно 8 марта, так как присутствовал символ женского пола) и касающийся статуса женщины в современном мире. Получается, что и сейчас, 8 марта устраиваются митинги, так, как и предлагала К.Цеткин на Второй Международной социалистической женской конференции, в рамках Восьмого конгресса Второго Интернационала. Таким образом, продолжается традиция празднования 8 марта как политического праздника!»
Из отчета:«На переднем плане запечатлена девушка с флагом, на котором изображена радуга, что является определенной символикой, на

Слайд 12первые выводы… из отчетов:
«… праздник 8 марта в политическом

аспекте в большей степени ассоциируется у студентов, собравших фотомассив, с

Кларой Цеткин, с помощью которой был учрежден этот праздник, и с возможностью женщинам выступить за свои права, что связано с его историческим прошлым. Сейчас же 8 марта больше ассоциируется с поздравлением женщин, дарением им подарков, застольем. Женские демонстрации происходят все реже, что, вероятно, связано с удовлетворенностью женщинами своим положением в обществе. Но, тем не менее, демонстрации все же иногда проходят. Так, например, наиболее часто встречающиеся фотографии в категории «политический аспект праздника» это фотографии с митинга против гендерных стереотипов, ущемления прав женщин и гомофобии, организованный общественным движением "Равенство сейчас", которое прошло 8 марта 2008 г.»

« …Следующим направлением я рассмотрю 8 Марта как политико-идеологическое событие. Сюда попали фотографии, связанные как с политикой, так и с идеологией, то есть, наличествуют фото вручения (дарения) цветов и подарков политическими лидерами, также, фото с митингов, советский плакат, призывающий к равенству и равноправию. Таким образом, можно сделать вывод о политическом прошлом этого праздника, на основе которого и без которого бы эта дата не стала бы такой знаменательной, хоть в неё изначально и вкладывали другой смысл, но сейчас мы всё равно помним, откуда берёт начало празднование данного дня. …»

« …Подведем итоги и попытаемся ответить на вопрос, что собой представляет современный праздник 8 марта. На мой взгляд, сегодня праздник потерял свою политическую окраску, по крайней мере, в нашей стране. На сегодняшний день борьба женщин за свои права осуществляется в основном лишь феминистками. В день 8 марта представительницы прекрасной половины человечества просто хотят отдохнуть от своих дел, получить поздравления от окружающих, будь то коллеги по работе (фотографии с корпоративных мероприятий), муж (8 марта - личный праздник), дети и родственники (семейные фотографии)...»

Какой смысл доминирующий? Чем же является политическое 8 Марта для репрезентируемой группы?

первые выводы… из отчетов: «… праздник 8 марта в политическом аспекте в большей степени ассоциируется у студентов,

Слайд 13Именно в этом случае можно продуктивно использовать контент-анализ!
«…К примеру, контент-анализ.

Контент-анализ обычно используется при анализе текста, письменного текста, где выделяется

определенное количество фраз, или концепций, или важных идей, которые сопоставляются между собой. Но схожая возможность имеется и при обращении к фотографии, здесь конечно сложнее стандартизировать метод, найти способы формализации. Но это действительно можно сделать. Например, рассматривая фотографический материал с позиции временной перспективы, можно отслеживать газетные фотоматериалы в течение определенного периода. Например, как часто политические волнения или террор иллюстративно появляются на страницах газет в течение определенного времени. Посмотреть и сравнить, как это было десять, пять лет или год назад: сопровождались ли сообщения о террористических актах визуальным материалом. Таким образом, вы проводите особый тип контент-анализа, и, возможно, обнаруживаете некоторую тенденцию.» (П.Штомпка)
Именно в этом случае можно продуктивно использовать контент-анализ!	«…К примеру, контент-анализ. Контент-анализ обычно используется при анализе текста, письменного

Слайд 14И такие попытки есть!
«…Восьмое марта – это не просто выходной

день для всех. Этот праздник стал символом весны, женственности и

красоты. Тем не менее, очень интересно наблюдать, как менялся образ женщины со сменой времен. Для этого можно использовать данный нам фотомассив. Например, если сравнить фотографии (картинки) советских времен и фотографию уже постсоветской России:То можно сделать вывод о том, что в России со сменой политического режима менялся образ женщины. В СССР женщина – это, в первую очередь, труженица, выходец из пролетариата, работница, от которой прежде всего требуют ударного труда, а потом уже женственности, красоты и так далее. И даже учитывая то, что с 1965 года этот день стал не рабочим, женщина была в первую очередь товарищем, а потом уже женщиной. Об этом свидетельствует плакат советских времен. Никаких цветов, лишнего лишнего. Изображение, по сути, одинаковых женщин в одинаковых платках и рабочей одежде. Весь стиль плаката носит ярко выраженный пропагандистский и минимализированный характер в серых тонах, где основные слова выделены красным цветом.

… А теперь возьмем вторую фотографию, судя по всему, случайную. На обычной остановке висит поздравление с 8-м марта, причем поздравление цветное, красочное, цифра 8 украшена цветами, а к женщинам такое обращение, как «дорогие». На орфографии, точнее – отсутствии запятой после слова «праздником» - мы не будет останавливаться, ибо для нас в данном анализе не это главное. А вот пунктуацию стоит отметить, ибо здесь в конце поздравления стоит восклицательный знак против официальной точки в советском плакате. …»

Из отчетов:

И такие попытки есть!«…Восьмое марта – это не просто выходной день для всех. Этот праздник стал символом

Слайд 15
Это перспективно, поскольку дает более «широкий» взгляд: Появляются групповые смыслы; Появляются исторически

меняющиеся социальные смыслы; Есть возможность пространственного анализа (сравнения стран и культур)
реконструкция

смысла «8 Марта – Международный женский день (лозунги времени К.Цеткин и их современные смыслы)
«Выход» на «географический» контент-анализ

Возможный
«виток»
исследования



Это перспективно, поскольку дает более «широкий» взгляд: Появляются групповые смыслы; Появляются исторически меняющиеся социальные смыслы; Есть возможность

Слайд 16« …Раз уж заговорили о политике, то следует обратить внимание

и на фотографии политической направленности. Все они носят ярко выраженную

правовую окраску. Женщины, представленные на фото, участвуют в митингах, акциях протеста и тому подобных политических акциях, что говорит о стремлении современных женщин к свободе от предрассудков, независимости и отстаивании своих прав. Конечно, необходимо знать, что возник этот праздник как день борьбы за права женщин. Но тем не менее, это особенность современного общества, ибо мы сомневаемся, что женщины Средневековья вышли бы отстаивать свои права в любой день, пусть даже и не 8-го марта…».

Выявляются ли какие-то новые нюансы смыслов и группы-носители смыслов?

В ЭССЕ ДОМИНИРУЕТ ДРУГАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ…ТИПИЧНА ЛИ ОНА?

« …Раз уж заговорили о политике, то следует обратить внимание и на фотографии политической направленности. Все они

Слайд 17Отражает ли типичные социальные смыслы встречающая в эссе такая интерпретация

«политических» фотографий праздника:
«…Несмотря на то, что 8 марта считается Международным

женским днем, все-таки празднуют его не во всех странах. И так как изначально этот праздник вошёл в историю благодаря женской манифестации и требованиям равноправия с мужчинами в плане заработной платы, то и по сей день в некоторых странах проходят митинги с подобными лозунгами. Правда в наше время существует огромное количество феминистских движений, которые говорят не о равноправие, а о матриархате. А те женщины, которые не участвуют в подобных движениях, часто придерживаются мнения феминисток и предпочитают проводить этот праздник в кругу подруг, а не со своей второй половинкой.»

Новые проблемные вопросы:
Как изменилось понимание эмансипации по сравнению с началом 20 в.? За что борются современные женщины? За какие права?
Может ли быть проведена проблематизация в таком направлении?
Если да, то допустима более широкая категориальная интерпретация, которая выводит исследователя на аналитические обобщения в терминах общепринятых социологических теорий – например, в границах теоретической социологической модели коммуникативного действия (публичное / приватное социальное действие)

Интерпретация политического 8 Марта как публичного и непубличного события…

Прим: Публичное – общественное, открытое действие; не совпадает с частной (домашней) сферой


Возможный
«виток»
исследования

«Постановка» основного исследовательского вопроса: чем является 8 Марта в современной России получает новую более широкую перспективу – выявления доминирующих социальных практик действия, а также возможных социально-исторических смыслов, заключенных в данных практиках.

Отражает ли типичные социальные смыслы встречающая в эссе такая интерпретация «политических» фотографий праздника:«…Несмотря на то, что 8

Слайд 18СМЫСЛЫ УМНОЖАЮТСЯ!!! Сегодня в России есть «два (три…) праздника» 8 Марта

?… Публичный как «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ» – возможна ли такая интерпретация смысла Или

это новое направление проблематизации?

Какой смысл содержит «политическое» в массовом сознании - это «государственное» или «общественное (гражданское)» состояние?

Возможный
«виток»
исследования


СМЫСЛЫ УМНОЖАЮТСЯ!!! Сегодня в России есть «два (три…) праздника» 8 Марта ?…  						Публичный как 						«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ» –

Слайд 19 Публичный как корпоративный… И… совсем новые (?) … неожиданные (?) смыслы!
«…Стоит

отметить и такой аспект международного женского дня, как корпоративный. Он

является неотъемлемой частью праздника, что поддерживает дружественную атмосферу в коллективе…»







Публичный/непубличный праздник как направление проблематизаци практик дает возможность совмещенной интерпретации ранее выделенных категорий «8 Марта – политический праздник», «8 Марта – корпоративный праздник».

Публичный как корпоративный… И… совсем новые (?) … неожиданные (?) смыслы! «…Стоит отметить и такой аспект

Слайд 20Публичный как корпоративный… И… совсем новые (?) … неожиданные (?) смыслы!
«…Ни

один праздник в последнее время не проходит без корпоративных мероприятий,

пышные поздравления в кругу работников считаются нормой. Причем зачастую такие праздники не обходятся без спиртного… а также шариков, цветов, конфет и улыбок…»

«…На корпоративных праздниках 8 марта обычно женщины получают подарки от мужчин, причем не всегда разные, так как стоимость подарка может подчеркнуть низкий/ высокий статус работницы и привести к конфликтным ситуациям…»

Публичный как корпоративный… И… совсем новые (?) … неожиданные (?) смыслы! «…Ни один праздник в последнее время

Слайд 21Публичный как … общекультурный (гуманитарный международный…) социальный смысл – возможна

ли такая интерпретация? Для поиска ответа – используем прием анализа

нетипичного в эссе! Такие попытки есть:

«…Также следует упомянуть о некоторых интересных фотографиях, которые выбиваются из общего ряда своей оригинальностью.
Во – первых, стоит обратить внимание на, как минимум, две практики поздравления мужчинами женщин: с помощью объятий и дарения цветов, а также с помощью надписей на снегу, т.е. вербальную и невербальную.
Также в нескольких снимках мы замечаем отдельно сфотографированные крупным планом руки. Причем, в отдельных случаях это руки мужчин, держащих цветы, в других – руки женские, сжимающие в объятиях или держащие глобус – минимодель мира презентирует нам одну из основных функций женщины – оберегать мир маленький (свой домашний очаг). Земной шар с надписью «8 марта» в руках женщины говорит нам о стремлении женщин сохранить этот праздник, а также о том, что это праздник международный. Причем, здесь не важны возраст и внешность женщины (поскольку присутствуют руки и глобус крупным планом).

Публичный как … общекультурный (гуманитарный международный…) социальный смысл – возможна ли такая интерпретация?   Для поиска

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика