Слайд 1Визуальный ряд
Раздел «Искусство Древнего мира»
Первобытное искусство
Древний Восток
Древняя Греция
5 класс
Слайд 2 Испания
Пещера Альтамира
«Бизон»
Слайд 4 Южный Урал
Ка’пова пещера
Рисунки выполнены охрой – краской из
природных компонентов (обычно использовалась глина или окись железа, смешанные с
водой, кровью или жиром животных).
Слайд 5Венера из Виллендорфа.
Тип «Палеолитическая Венера».
(Эпоха палеолита Древний каменный
век)
Слайд 6Менгиры
http://www.protohistory.ru/442 видеоролик о назначении менгиров
Аллея из менгиров
Слайд 7Менгиры
Для чего древние люди ставили менгиры? Есть следующие основные
версии:
· память об умершем предке, воплощение его души (возможно, от
этого пошла традиция мемориальных памятников в виде обелисков);
· обозначение каких-то границ или указание направления к важным объектам;
· фиксация значимых для культа направлений на стороны света или астрономические ориентиры.
Камень-менгир в окрестностях Екатеринбурга
Слайд 8Дольмен
Дольме́ны (от брет. taol maen — каменный стол) —
древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов (то
есть к сооружениям, сложенным из больших камней).
Слайд 9 Мегалитическое сооружение Кромлех.
Стоунхендж (Англия)
Слайд 10Периодизация искусства Древнего Египта
Искусство Древнего Царства (XXXII в. —XXIV в.
до н. э.)
Искусство Среднего Царства (XXI в. — XVIII в.
до н. э.)
Искусство Нового Царства (XVII в. — XI в. до н. э.)
Слайд 11
Древний Египет. Раннее царство.
Мастаба.
Мастаба’ (скамья) – тип гробницы
периодов Раннего и Древнего царств, имеют форму усечённой пирамиды
Слайд 12Древний Египет. Древнее царство.
Ступенчатая пирамида Джосера, архитектор Имхотеп.
Слайд 13Древний Египет. Древнее царство.
Комплекс пирамид в Гизе.
Слайд 14Древний Египет. Древнее царство.
Большой Сфинкс в Гизе.
Слайд 15Новое царство.
Полускальный храм царицы Хатшепсут.
Дейр-эль-Бахри.
Слайд 16Полускальный храм царицы Хатшепсут.
Дейр-эль-Бахри.
Слайд 17 Новое царство
скальный храм Рамзеса II
Слайд 18Новое царство
колонны храмового комплекса в Карнаке
Слайд 19,
Новое царство.
Равнинный храм в Луксоре.
Слайд 20Древний Египет
Новое царство
Аменхотеп IV (Эхнатон)
Слайд 21Древний Египет
Новое царство
Нефертити
архитектор Тутмос
Слайд 22Древний Египет
Новое царство
Нефертити
архитектор Тутмос
Слайд 23Древний Египет
Древнее царство
Писец Каи
Слайд 24Древний Египет
Древнее царство
Сельский староста
Слайд 25
Древнее царство
царевич Рахотеп и Нофрет
Слайд 26Древний Египет
Новое царство
рельеф «Поклонение Атону»
Слайд 27 Междуречье (греч. - Месопотамия)
государство Шумер. Зиккурат в Уре
Зиккурат
- многоступенчатое культовое сооружение в Древней Месопотамии, типичное для шумерской,
ассирийской и вавилонской архитектуры.
Слайд 28Аккад
Адорант (статуя молящегося)
Акка́д -
государство, существовавшее в XXIV- XXII веках до н. э., в Месопотамии,
на территории современного Ирака. Аккадское царство было крупнейшей державой своего времени.
Адора́нт
(от лат. «восхищающийся, молящийся») — фигура с простёртыми к небу руками, служившая для передачи образа молящегося.
Фигурка человека из мягких пород камня или из глины; устанавливали в храме для того, чтобы молиться за поставившего её человека.
Слайд 29Ассирия
Шеду
Ше́ду в шумеро-аккадской мифологии — дух-хранитель человека, выражающий
его индивидуальность. В искусстве изображался в виде существа с телом
быка или льва, с орлиными крыльями и человеческой головой. Пять ног крылатого чудовища создавали иллюзию движения
Слайд 30Ассирийский рельеф
«Раненый лев»
Слайд 31Вавилон. Ворота богини Иштар.
реконструкция (восстановление) Берлинский музей
Слайд 33
Крит. Керамика стиля «Кама’рес» (по названию пещеры, в которой были
найдены лучшие образцы)
Слайд 34
Крит. «Богиня со змеями». керамика
Слайд 37Периодизация древнегреческого искусства
предшествующий период
Эгейское искусство (Крито-Микенское
искусство)
ХХХ в. до н.э. —
XII в. до н.э.
Архаический период (Архаика)
VII в. до н.э.— нач. V в. до н.э.
Классический период (Классицизм)
V в. до н.э.— сер. IV в. до н.э.
Эллинистический период (Эллинизм)
сер. IV в. до н.э. — I в. до н.э.
Слайд 38
Тема: Искусство Древней Греции.
Надо знать:
- краткая характеристика искусства Древней
Греции;
- периодизация;
- отличительные особенности древнегреческой скульптуры, самые известные произведения
скульпторов;
- типы храмов, типы ордеров, основные храмы Афинского акрополя;
Термины – акрополь, курос, кора, ордер, антаблемент, капитель, волюта, фриз, фронтон, амфора, кратер, меандр, пропилеи, портик, целла.
Уметь зарисовать:
- дорический, ионический ордер, план Афинского акрополя, формы древнегреческих ваз (амфора, крате’р), основные элементы орнамента.
Визуальный ряд:
Крито-Микенское искусство
Крит: «Кносский дворец», керамика «стиль Кама’рес», Богиня со змеями.
Микены: «Львиные ворота», Маска Агамемнона.
План Афинского акрополя, Парфенон, Эрехтейон, храм Ники Аптерос, дорический ордер, ионический ордер, коринфский ордер, «геометрический стиль», «краснофигурный стиль», «чернофигурный стиль» в вазописи; Архаика: куросы, коры; Классика: «Дельфийский возничий»; «Дискобол» (скульптор Мирон), «Дорифор» (скульпт. Поликлет), «Афина Парфенос» (скульптор Фидий), «Вакханка» (скульптор Скопас), «Аполлон Бельведерский» (Леохар); Эллинизм: рельефы Пергамского алтаря, Венера Милосская, «Ника Самофракийская», «Лаокоон и его сыновья»; типы храмов.
Слайд 41Классическая греческая колонна состояла из трёх частей:
базы – основы,
на которой устанавливался ствол колонны и капите́́ли – её самой
верхней части, поддерживающей балки перекрытий.
Слайд 42Греки создали три типа колонн, ставших основой классических ордеров: дори́ческого,
иони́ческого и кори́нфского.
Каждый из них, был по-своему антропоморфным, то
есть наделялся в воображении греков чертами, присущими человеку.
Архитектуру Эллады можно назвать ориентированной на Человека, и даже «человекоподобной» (в определённом смысле). Высказывание «Человек – мера всех вещей» - заключало для греков мысль о том, что все предметы и явления окружающего мира должны не только оцениваться с точки зрения «удобства» для человека, но и создаваться при помощи расчётов, основанных на пропорциях человеческого тела.
Слайд 43Дорический ордер (от племени дорийцы)
наиболее ранний греческий архитектурным ордером.
Самый простой, «крепкий» и мощный – дорический ордер – был
воплощением образа мужчины-атлета – его капитель была лишена каких-либо украшений, а тело имело некоторое утолщение – энта́зис, как если бы оно и в самом деле испытывало давление сверху, которое с усилием удерживало.
Дорическая колонна чаще не имела базы >>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
Слайд 44Святилища богов-мужчин (Зевса, Посейдона, Гефеста и т. д.) строились, как
правило, в дорическом ордере.
Храм Посейдона в Пестуме.
Слайд 45Ионический ордер
Ионический ордер имел более лёгкие и изящные пропорции и
соответствовал женскому началу. Эта женственность особенно явно проявлялась в капители
ионической колонны – её украшали спиралевидные завитки с обеих сторон – волю́ты – имеющие сходство с локонами волос, уложенными в прическу.
Слайд 46Храмы, посвященные богиням, были украшены ионическими колоннами.
Храм Ники Аптерос на
Афинском акрополе.
Слайд 47Коринфский ордер
Относительно происхождения коринфской капители существует красивая легенда. Древнегреческий
мастер Каллимах, прогуливаясь в окрестностях города Коринфа, набрёл на могильный
холм «одной девушки, гражданки Коринфа», который украшала, согласно погребальному обычаю бедных людей, простая ивовая «корзинка с вещицами», накрытая сверху черепицей. Сквозь прутья корзины со временем проросли листья аканта и образовали нечто вроде букета. Каллимах, «восхищённый новизною вида и формы», сделал для коринфян «несколько колонн по этому образцу, определил их соразмерность и установил с этого времени правила для построек коринфского ордера»
Олимпейо́н, храм Зевса Олимпийского — самый большой храм Греции, строившийся с VI века до н. э. до II века н. э.; располагается в Афинах
Несколько позже появился коринфский ордер – по мнению греков, соответствующий образу юной девушки. Его ствол строен и высок, а капитель, пышная и сложная, напоминает корзину со стилизованными листьями растения ака́нфа (аканта).
Слайд 49От того, какого типа использовались колонны, зависело и то, как
будут выглядеть и украшаться перекрытия этого здания, та часть строения,
которая получила название антаблемент.
Слайд 50Антаблемент - несомая часть ордера, в свою очередь тоже состоял
из трёх элементов (надо сказать, что греки очень любили трёхчастное
деление). Эти элементы назывались снизу вверх: архитрав, фриз, карниз.
Архитрав и карниз усложнялись по мере увеличения "затейливости" и высоты колонны. То есть, самые простые архитравы и карнизы были у дорического ордера, а самые навороченные и вычурные - у коринфского.
Главную же эстетическую функцию в антаблементе нёс фриз - его центральный элемент в виде ленты.
Слайд 51Красным цветом выделен фриз антаблемента здания
Слайд 52Фриз дорического ордера был разделён выпуклыми полосами - триглифами на
квадраты - метопы.
Красным цветом выделены триглифы.
Слайд 53Красным цветом выделены метопы.
Метопы - квадратные плиты между триглифами, могли
быть украшены рельефами или росписями, обычно со сценами сражений, изображениями
элементов воинского снаряжения, или оружия и т.п.
Слайд 54Ионический и коринфский ордеры не были разделены на метопы и
триглифы, и представляли собой гладкую ленту.
Однако греки, любившие декоративность
и многоцветие, чаще всего на этой ленте располагали скульптурный рельеф, рассказывающий, на всю свою длинну, о каком-либо знаменательном событии - мифологическом или историческом (что для них, зачастую, было одним и тем же).
Слайд 56
Древняя Греция
Ансамбль Афинского акрополя
(верхний укреплённый город)
Слайд 57
Афинский Акрополь.
Парфенон.
Дорический ордер. Храм, посвящённый Афине Парфенос (Деве)
архитекторы Иктин
и Калликрат
Слайд 58
Афинский акрополь.
Храм Ники Аптерос (бескрылой победы). Ионический ордер.
Слайд 59
Афинский акрополь.
Храм Эрехтейон.
(посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому
царю Эрехтею)
Выполнен в ионическом ордере.
Слайд 60
Кариати́да
женская статуя, заменявшая собой колонну.
Афинский Акрополь. Храм Эрехте́йон.
Выполнен в
ионическом ордере. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю
Эрехте’ю.
Портик кариатид
Слайд 61Атлант
Атлант в архитектуре - опора в виде мужской фигуры
От
храма Зевса сохранилась гигантская фигура атланта.
Атланты портика здания
Нового Эрмитажа
в Санкт-Петербурге.
1849
Слайд 62Древняя Греция
архаика
«Богиня с зайцем»
Слайд 64
Кора (девушка) - скульптурное изображение молодой женщины в статичной позе,
одетой в традиционную греческую одежду, с архаической улыбкой на устах.
Период Архаика.
Слайд 65
«Мосхофор» (греч. – тельценосец)
период Архаика
Дельфийский возничий
(Управляющий колесницей)
период ранняя Классика
Слайд 67
Ранняя классика
скульптор Мирон
«Дискобол» (метатель диска)
Слайд 68Древняя Греция
Высокая классика
скульптор Поликлет, «Дорифор» (несущий копьё)
Слайд 69 Древняя Греция
высокая классика
скульптор Фидий
Афина Парфенос (Дева)
Слайд 70Древняя Греция
высокая классика
скульптор Фидий
«Зевс олимпийский» (римская копия. Эрмитаж.)
Слайд 71Древняя Греция
поздняя классика
Пракситель
«Гермес с младенцем Дионисом»
Слайд 72Поздняя классика
Скопас «Вакханка»
Слайд 73Древняя Греция
поздняя классика
Лисипп
Александр Македонский
Слайд 74
Поздняя классика
«Аполлон Бельведерский»
скульптор Леохар
Слайд 75
Ника Самофракийская. Лувр.
Эллинизм
Слайд 76
Венера Милосская. Лувр.
Эллинизм
скульптор Агесандр
Слайд 77
Лаокоон и его сыновья
скульпторы Агесандр, Полидор, Афинодор
Эллинизм
Слайд 78рельеф «Пергамского алтаря»
Эллинизм
Слайд 79Основная тема рельефных изображений Пергамского алтаря —
битва богов с
гигантами ( греч. – гигантомахия).
Слайд 81Амфора. Геометрический стиль вазописи.
(геометрика). Период Архаики.
Слайд 83
Кратер.
Краснофигурная вазопись.
Слайд 84КИЛИК
древнегреческий сосуд для напитков плоской формы на короткой ножке.
Эксекий.
Килик «Дионис в ладье».
Керамика. Период классики.
Слайд 85Греческий орнамент
Меандр
Волна
Пальметта
Слайд 86
Тема: Искусство Древней Греции.
Надо знать:
- краткая характеристика искусства Древней
Греции;
- периодизация;
- отличительные особенности древнегреческой скульптуры, самые известные произведения
скульпторов;
- типы храмов, типы ордеров, основные храмы Афинского акрополя;
Термины – акрополь, курос, кора, ордер, антаблемент, капитель, волюта, фриз, фронтон, амфора, кратер, меандр, пропилеи, портик, целла.
Уметь зарисовать:
- дорический, ионический ордер, план Афинского акрополя, формы древнегреческих ваз (амфора, крате’р), основные элементы орнамента.
Визуальный ряд:
Крито-Микенское искусство
Крит: «Кносский дворец», керамика «стиль Камарес», Богиня со змеями.
Микены: «Львиные ворота», Маска Агамемнона.
План Афинского акрополя, Парфенон, Эрехтейон, храм Ники Аптерос, дорический ордер, ионический ордер, коринфский ордер, «геометрический стиль», «краснофигурный стиль», «чернофигурный стиль» в вазописи; Архаика: куросы, коры; Классика: «Дельфийский возничий»; «Дискобол» (скульптор Мирон), «Дорифор» (скульпт. Поликлет), «Афина Парфенос» (скульптор Фидий), «Вакханка» (скульптор Скопас), «Аполлон Бельведерский» (Леохар); Эллинизм: рельефы Пергамского алтаря, Венера Милосская, «Ника Самофракийская», «Лаокоон и его сыновья»; типы храмов.
Слайд 87Раздел «Искусство Древнего мира»
Древний Рим
Раздел «Искусство средневековья»
Византия
Западная Европа
Древняя Русь
5
класс
2 полугодие
Визуальный ряд
Слайд 88Искусство этрусков
роспись гробницы в Тарквинии
Слайд 90Капитолийская волчица. Этрусский мастер.