Слайд 1Вклад советских учёных-физиков в победу над фашизмом
Слайд 2Устный журнал
«Участие в разгроме фашизма - самая благородная и великая
задача, которая когда либо стояла перед наукой»
Президент Академии наук
СССР в
годы Великой
Отечественной войны
Слайд 32.На голубых морских дорогах
3.Броня крепка и танки наши быстры
4.За рекою
грянула «Катюша»
5.В осаждённом Ленинграде
1.Грозное лето 41-го
7.Учёные-физики
6.В тылу за линией фронта
8.Победная
весна
Слайд 4 Идет война народная,священная война!
Слайд 5 Товарищ, ты видишь: над краем родимым
Распластанной
свастики тень.
Товарищ, ты слышишь -
сквозь гул орудийный
Надорванный стон деревень.
Смотри - под фашистской пятою кровавой
Томятся, как узник в цепях,
И наши луга, и леса, и дубравы,
И наш урожай на полях!
Слайд 6 В первые же дни войны прозвучала по радио
песня “Священная война”, где был суровый призыв к ее гражданам:
ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ,
ВСТАВАЙ НА СМЕРТНЫЙ БОЙ…
Слайд 7 Академия наук получила от ЦК КПСС задание немедленно пересмотреть
тематику научных и научно-технических работ, ускорить исследования. Вся их
деятельность теперь была подчинена трём целям:
*конструирование новых средств обороны и наступления;
*научная помощь промышленности, производящей оружие и боеприпасы;
*изыскание новых сырьевых и энергетических ресурсов, замена дефицитных материалов более простыми.
Слайд 8 По решению ЦК партии и
Государственного Комитета Обороны с
первых дней войны началась эвакуации научных учреждений и вузов.
Это было объявлено важнейшим
государственным делом !
Нужно было во что бы то ни стало сохранить научный потенциал страны!
Слайд 9 Война сдвинула со своих мест 35 научных учреждений АН
СССР,переместились на новые места около 4000 научных сотрудников. К началу
1942г. учреждения АН размещались в 45 пунктах страны. А ведь нужно было обеспечить не только доставку сложнейших научных приборов и установок, не только их быстрый монтаж и ввод в строй, а также согласованную работу всех научных подразделений.
И с этой нелегкой задачей советские ученые с честью справились: благодаря их героическому труду главные физические,химические и технические научные центры начали функционировать чрезвычайно быстро - через 2-3 месяца после начала войны!
А это равносильно подвигу!!!
Слайд 10“Идет война народная, священная война…”
Слайд 11Итак, часть ученых поехала в эвакуацию, чтобы в лабораториях и
на исследовательских установках, опираясь на свои знания, создавать разработки, нужные
фронту. Лозунг “Всё для фронта, всё для Победы!” был в те годы был не только приказом, но естественной потребностью почти каждого человека.
Вторая часть людей науки пошла в действующую армию или в Народное ополчение, чтобы сражаться с оружием в руках. Вот что рассказывали участники тех событий.
Слайд 12Вице – президент (в 70-е гг.XX в) Академии педагогических наук
В.Г.Зубов:
“Когда в 1941 г.фашисты напали на нашу страну, я был
аспирантом физфака МГУ…Почти все не призванные в армию уходили в Народное ополчение… Я пришел в ополчение рядовым…вскоре был уже инструктором политотдела дивизии. Мы строили оборонительные сооружения под Можайском, Вязьмой, деревне Семлево, что на старой Смоленской дороге…”.
Не счесть учителей физики, которые, оставив свои классы, пошли воевать.
Слайд 13Бывший учитель, а в последствии член – корреспондент Академии педагогических
наук, известный специалист в области школьного физического эксперимента Б.С.Зворыкин в
1975 г. вспоминал: “ Когда началась Великая Отечественная война, я работал учителем физики в 175-ой московской школе. Так как я был радиолюбителем , имевшим довольно большой практический опыт , меня послали на специальные курсы и через 3 месяца ,весной 1942 г., я стал командиром радоиовзвода… Мы обеспечивали бесперебойную радиосвязь штаба батальона с ротами, находящимися на переднем крае. Одновременно вели постоянную и очень напряженную учебу… Мы стояли под Волоколамском, затем прошли всю Белоруссию и вышли на север Латвии. ”
Слайд 14А вот воспоминания еще одного известного педагога – московского учителя
Я.Ф.Лернера:” В 1941 г. я окончил Одесский институт и уже
в августе был призван в ряды Красной армии. Пройдя ускоренный курс обучения, я был направлен в Новгородский полк. Начал работу с должности командира взвода топографической разведки. Участвовал в боях на Западном фронте… сражался на Волховском фронт в 1943 – 1944 гг.”
Л.К.Ивашин - педагог 27-ой школы г. Москвы. Служил в войсках ПВО Московского и Северо – Западного фронтов: был начальником радиолокационной станции орудийной наводки.
Слайд 15Работали на Победу не только взрослые, но и подростки. Вот,
что вспоминает преподаватель МГУ, автор школьных учебников физики для 9-11
классов, по которым занималось не одно поколение советских и российских школьников Б.Б.Буховцев :”В июне 1941 г., сдав экзамены за 8-ой класс , я перешел в 9-ый. А через несколько дней мирная жизнь всех советских людей была прервана. Нападение фашистской Германии на нашу Родину изменило и мою судьбу. О продолжении учебы нечего было и думать: стране нужны были рабочие. И я пошел на завод. Почти полтора года я проработал токарем.
В 1943 г., когда мне исполнилось 18 лет, я был призван в ряды Советской Армии. Попал в гвардейские минометные части, на вооружение которых находились орудия, зашифрованные загадочными буквами РС (ракетные системы) и оказавшиеся грозными “катюшами”… Полк, с которым я выехал на фронт, сражался на Курской дуге…”
Меню
Слайд 16
На голубых морских дорогах
Создание флота, тем более военного, - дело
сложное, требующее больших средств и времени, сильно развитой промышленной базы;
оно практически невозможно в условиях войны. Это прекрасно понимали наши враги, и поэтому один из жесточайших ударов обрушили именно на советский Военно-Морской флот.
Готовясь к войне с СССР, фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего военного флота неожиданным мощным ударом, а другую – "запереть" на морских базах с помощью различного типа мин и постепенно ликвидировать. Мины были секретным и грозным оружием. В ночь с 21 на 22 июня 1941 г. (а на Балтике еще раньше – с 18 июня) гитлеровцы приступили к установке минных заграждений в бухтах Севастополя, на Днестеровско-Бугском лимане у Очакова, у Одессы и Феодосии, на подходах к Таллину и Крондштатду, вблизи Мурманска и Архангельска, в Рижском заливе. И тем самым создали угрозу уничтожения нашего флота. Однако удалось обнаружить, что мины –магнитные: они срабатывали под действием магнитного поля проходящего корабля. Вот один из эпизодов, который помог установить это.
Слайд 17"Ранним июньским утром 1941 г. из Севастополя на боевое задание
вышел эсминец "Быстрый". Не успел он отойти от порта, как
мощный взрыв потряс его … Эсминец подорвался, но, как вскоре выяснилось, до него по тому же фарватеру благополучно прошли два транспорта и буксир. Это означало, что мины реагируют не на каждый корабль … Вскоре нашли невзорвавшуюся мину. С большими предосторожностями вытащили её на берег. Разборка в любое мгновение могла окончиться взрывом … Профессиональная смекалка и тщательный расчёт помогли избежать взрыва и полностью разобрать механизм. Оказалось, что в нём три взрывателя. Один, инерционный, срабатывает при ударе о какую-либо твердую поверхность, например землю. Этот взрыватель уничтожал мину, тем самым, не "позволяя" ей попасть в руки противника. Специальная мембрана второго взрывателя зорко "следила", чтобы мину не смогли поднять на поверхность моря: при подъеме она прогибалась и взрыватель срабатывал. Третий, электрический, взрыватель управлял прибором, "улавливающим" магнитное поле проходящих кораблей".
Слайд 18Ёще до войны в ленинградском Физико-техническом институте (ЛФТИ) под руководством
профессора А.П. Александрова группой учёных, в которую входили Б.А. Гаев,
П.Р. Степанов, В.Р. И А.Р. Регели, Ю.С. Лазуркин, были начаты работы, направленные на уменьшении возможности поражения кораблей магнитными минами. В их ходе был создан обмоточный метод размагничивания судов. Заключался он в следующем
С помощью положенной на палубу или подвешенной с наружной стороны бортов большой петли 1 из специального кабеля, по которой пропускался электрический ток, вокруг кабеля создавалось искусственное магнитное поле 2 противоположного направления по отношению к собственному магнитному полю 3 корабля; в итоге результирующее магнитное поле судна становилось незначительным и не вызывало срабатывания магнитной мины. Перед самой войной были созданы лишь первые образцы размагничивающих устройств и начата их установка на кораблях. Война требовала быстрого осуществления намеченных мер.
Слайд 1927 июня 1941 г. Был издан приказ об организации бригад
по срочной установке размагничивающих устройств на всех кораблях флота. В
их состав входили офицеры, учёные ленинградского Физтеха, инженеры, монтажники. Научным руководителем работ был назначен А.П. Александров. В одну из бригад добровольно вошел физик профессор И.В. Курчатов.
Бригады размагничивания приступили к выполнению обязанностей: Балтийская – 27 июня, Черноморская – 1 июля, Тихоокеанская – 14 августа. Работа велась при нехватке специалистов, кабеля, оборудования, зачастую под бомбёжками и обстрелами, по жёстко ограниченному графику,- вспоминают её участники В.Р. Регель и Б.А. Ткаченко. Но самоотверженно преодолевая трудности, специалисты уже к августу 1941 г. защитили от магнитных мин врага основную часть боевых кораблей на всех действующих флотах и флотилиях. Это была героическая победа научных знаний и практического мастерства!
Слайд 20Был создан и безобмоточный метод размагничивания. Он предложен Северной группой
И.В. Климова, затем группой И.В. Курчатова, В.С. Лазуркина, Б.А. Ткаченко,
а еще чуть позже, но независимо, учёными Балтийской группы В.М. Тукевичем, М.В. Шадеевым. Заключался он в следующем.
К станции размагничивания 1 подходил корабль 2 и принимал с неё кабель-виток 3, через который пропускался затем постоянный ток большой силы от аккумуляторной батареи 4 станции. Борты корабля "натирались" этим витком и намагничивались, но против собственного магнитного поля корабля. Последний в результате становился магнитнонейтральным. Причём стабильно. Так защищались от магнитных мин подводные лодки. Это была ещё одна победа учёных! Страна оценила это: ведь были сохранены для родины сотни кораблей и многие тысячи человеческих жизней. В апреле 1942 г. Группе сотрудников ЛФТИ – А.П. Алексндрову, И.В. Курчатову, В.Р. Регелю, Б.А. Гаеву, П.Г. Степанову, В.М. Тучкевичу, военным морякам Б.Е.Годзевичу и И.В. Климову – была присуждена государственная премия первой степени.
Меню
Слайд 21БРОНЯ КРЕПКА,
И ТАНКИ НАШИ БЫСТРЫ
Слайд 22В 1943г. под руководством инженеров Ж.Я.Котина , А.И.Благонравова, Н.Л.Духова в
очень короткие сроки был создан новый тяжелый танк ИС-2
Боевая масса,
т 46
Экипаж, чел. 4
Длина, мм 9830
Ширина, мм 3070
Высота, мм 2730
Клиренс, мм 420
Броня, мм: 20-160
Лоб 120
Борт 90
Корма 60
Крыша, днище 20-30
Башня 160-90
Скорость (по шоссе), км/ч 37
Запас хода (по шоссе), км 240
Подъем, град. 36
Высота стенки, м 1,0
Ширина, мм рва, м 2,50
Глубина брода, м 1,30
Слайд 23Создание ИС-2 считалось выдающимся научно-техническим достижением. Эта машина была признана
одной из самых удачных и совершенных в истории военной техники
тех лет.
Слайд 24На базе танка ИС-2 было создано несколько тяжёлых самоходных установок,
в том числе ИСУ-152.эта машина совмещала в себе мощь пулевого
орудия, подвижность и надёжную броневую защиту. Её прозвали «царь-пушка»
Меню
Слайд 25За рекою грянула «Катюша»…
Калинина Кристина
9 «Б»
Слайд 26Автор слов — Михаил Исаковский
Автор музыки — Матвей Блантер
Пусть
он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поёт,
Пусть он землю
бережёт родную,
А любовь Катюша сбережёт.
Отцветали яблони и груши,
Уплыли туманы над рекой.
Уходила с берега Катюша,
Уносила песенку домой.
Пусть фриц помнит русскую “катюшу”,
Пусть услышит, как она поет:
Из врагов вытряхивает души,
А своим отвагу придает!
“Катюша”
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой;
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой.
Выходила, песню заводила
Про степного, сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.
Ой, ты песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед,
И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет.
Слайд 27БМ-13
Именем песни народ окрестил новое оружие, наводившее ужас
на врага — ракетные минометы
Слайд 28Пусть фриц помнит русскую “катюшу”,
Пусть услышит, как она поет:
Из врагов
вытряхивает души,
А своим отвагу придает!
Слайд 29Н.И. Тихомиров
В.А. Артемьев
Б.С. Петропавловский Г.Э. Лангемак
И.Т. Клейменов
Слайд 30Установка БМ-13 образца 1941г. Представляла собой ферму из 16 направляющих
(8 балок), на которой располагались 132-миллиметровые реактивные снаряды массой 42,5кг.
Она монтировалась на трехосном грузовом автомобиле ЗИС-6.
За несколько секунд установка выпускала 16 мощных снарядов (с каждой балки по 2 снаряда: один шел сверху, другой – снизу).
Слайд 32Говорит пехота: - Чистая работа!
Где ударит «Катя» – фрицу не
пролезть.
Воевать охота, - говорит пехота, -
Раз у нас такая пушка
есть!
Влево и направо бьет врагов на славу.
Впереди – горячий бой.
Огненную лаву на врагов ораву
Сыплет «Катя» щедрою рукой…
Слайд 33Во всех военных операциях с лета 1944г. реактивная артиллерия уже
выступала как мощное средство подавления врага. И в этом –
творческий подвиг создателей этого оружия.
Меню
Слайд 34«В осажденном Ленинграде»
Скляровой Анастасии 9 «б»
Слайд 35Осажденный врагом город на Неве- Ленинград(ныне Санкт-Петербург)
Жестокие бомбежки, разрывы снарядов,
отсутствие продовольствия, нормы хлеба сокращены до 250г - рабочим и
125 г - служащим. Жителям города предстояло вынести новое тяжкое испытание: ударили морозы; в начале января 1942г. они доходили до -35°С. Полностью замерз водопровод, вышла из строя канализация, не работало центральное отопление; подача электроэнергии была строго лимитирована, остановился городской транспорт. Но город жил, трудился! И все это совершалось усилием воли. Моральный дух ленинградцев, людей науки, был необычайно крепок.
Слайд 36«Дорога жизни»
По льду замерзшего Ладожского озера была проложена автотрасса, связавшая
окруженный врагом город с Большой землей. Вскоре выявилось странное обстоятельство:
когда нагруженные грузовики ехали в Ленинград, лед выдерживал, а на обратном пути более легкие машины с больными, голодными, почти невесомыми людьми проваливались под лед. Перед учеными была поставлена задача: выяснить, в чем дело, и дать рекомендации, избавляющие от аварий.
Слайд 37Научный сотрудник ленинградского Физико-технического института Павел Павлович Кобеко попросил поручить
ему изучение этого вопроса. Он разработал методику регистрации колебаний льда
в разных условиях. Надо было создать аппаратуру, которая могла бы фиксировать все, что происходит со льдом в разную погоду под влиянием различных статических и динамических нагрузок, причем регистрировать быстро, непрерывно и автоматически.
С трудом, проявляя чудеса изобретательности, нашли материалы для изготовления приборов. Исследования проходили в темноте, под обстрелом, на ветру в тридцатиградусную стужу. Изучали пластическую деформацию и вязкость льда, его проломы, способность выдерживать нагрузки, изменение амплитуды колебаний.
Слайд 38Все это выявило ряд закономерностей: степень деформации льда зависит от
скорости движения транспорта- это был главный вывод; критической оказалась скорость,
близкая к 35 км/ч. Особенно опасной становилась ситуация, когда транспорт шел со скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны; в этом случае даже одна машина могла вызвать резонанс и разрушение ледового покрова.
На основе полученных результатов ученые выработали правила безопасности движения по ладожской трассе; составили таблицы и формулы для расчета допустимой скорости передвижения с разными грузами. Эти таблицы и правила были напечатаны, размножены и строго соблюдались на всем фронте. Ледовые аварии прекратились. «Дорога жизни» функционировала.
Меню
Слайд 39Титов Леонид 9 “б”
В ТЫЛУ, ЗА ЛИНИЕЙ ФРОНТА
Слайд 40
Оценить достоинства оружия, созданного советскими конструкторами, довелось и немецким генералам.
“Русские, - писал один из этих генералов, - имели то
преимущество, что при производстве вооружения и боеприпасов ими учитывались все особенности ведения войны в России и максимально обеспечивалась простота технологий”.
Действительно, максимальная простота, экономичность и технологичность советских конструкций давали возможность быстро налаживать производство боевой техники на эвакуированных в глубь страны заводах, обходиться без дефицитных материалов, станков и приборов, широко применять труд неквалифицированных рабочих. Огромным потоком шла на фронт из Сибири и с Урала боевая техника: с 1943 г., с момента битвы на Курской дуге , советские самолёты, танки и пушки стали господствовать на полях сражений.
Слайд 41Наши учёные сделали многое для развития оборонной промышленности. И вот
некоторые примеры их деятельности:
Расширить выпуск самолётов, танков, боеприпасов, для
изготовления которых требовалось много жидкого кислорода, помогли работы физика, академика П.Л.Капицы. Взяв за основу холодильный цикл низкого давления, он создал кислородную установку, в которой сжатый воздух разделялся на составляющие его компоненты (азот и кислород), а потом кислород путём расширения в турбодетандере охлаждался. Для действия этой установки требовалось в сотни раз меньшее сжатие воздуха, чем обычно: всего (4,5-6) • 10 Па. Её производительность (2 т/ч) в 4-6 раз превышала производительность существовавших установок.
Слайд 42Академик В.А.Трапезников сконструировал автомат для точного развешивания пороха, которым наполняли
гильзы снарядов; этот автомат заменял 16 рабочих. Его другой автомат
(предназначенный для обмера гильз), выполнял работу 30 рабочих.
Много сотен тысяч сделанных артиллерийских снарядов, считавшихся браком, были признаны годными после их проверки физиками Я.С.Шуром и С.В.Вонсовским при помощи магнитного дефектоскопа. Брак оказался ложным: учёным удалось сэкономить для страны дефицитный труд и материалы.
Оптические методы контроля продукции,
предложенные физиками и
внедрённые на десятках оборонных
заводов, сокращали время на
проведение анализов в 25 раз,
а расход реактивов уменьшали в 20 раз.
Слайд 43Для улучшения реактивного оружия, в то время ещё очень не
совершенного, работы вели в 2 направлениях: модернизировали ракеты (снаряды) и
конструировали новые пусковые устройства.
В результате в снаряды стало возможно закладывать вдвое больший заряд (разработка группы учёных во главе с Ю.Э.Эндеком); были сконструированы 16-, 48- и 72- зарядные установки на железнодорожных платформах (их использовали для обороны столицы);
Сделали 24-зарядную установку, смонтированную на шасси лёгких танков
(работа группы специалистов во главе с В.А.Тимофеевым);
Слайд 44Был выяснен (благодаря трудам учёных Института химической физики профессоров Я.Б.Зельдовича
и Ю.Б.Харитонова) механизм горения топлива в реактивном снаряде (в условиях
небольшого объёма и камеры с отверстием – соплом). Эти работы помогли выбрать наиболее выгодный “режим внутренней баллистики” снаряда, перейти к употреблению более дешёвых пороховых смесей;
Для увеличения дальности полёта
реактивного снаряда эти учёные
предложили удлинить заряд,
использовать более эффективные
топлива или две одновременно
работающие камеры сгорания;
Слайд 45Удалось добиться большей “кучности” полёта снарядов; для этого использовали особую
форму и расположение”оперения” снарядов (этими теоретическими и экспериментальными исследованиями руководил
профессор Л.Г.Лойцянский);
Создали вращающиеся реактивные снаряды (организовав вытекание пороховых газов через маленькое отверстие в утолщенной части снаряда,
создающее реактивную силу,
поворачивающую снаряд);
это позволило увеличить
“кучность” огня в 3 раза,
а площадь рассеивания снарядов
уменьшить в 7 раз!
Слайд 46
Астрономический институт Академии наук, находившийся в окружённом врагом городе на
Неве, по заказу главного штурмана Военно-Воздушных Сил составлял ”Большой астрономический
ежегодник” на 1943, 1944, 1945 гг., который нужен был авиации для прокладки курсов самолётов и штурманских расчетов. Ежегодник создавался под руководством профессора И.Д.Жонгловича рабочей группой, в составе которой было много женщин – Е.С.Иванова, А.С.Мошкова, О.А.Готт, В.К.Коба и другие. Они вели расчёты координат Луны и Солнца на моменты их восхода и захода применительно к каждому дню года. Работы требовали больших знаний и были сложными. Часть их женщины по собственному почину выполнили безвозмездно как вклад в фонд обороны страны. В блокадном Ленинграде не было электроэнергии, поэтому все сложнейшие расчёты были сделаны вручную! И очень точно, быстро!
Меню
Слайд 47Капица, Петр Леонидович
(1894-1984)
Слайд 48Капица Петр Леонидович (1894-1984), российский физик, один из основателей физики
низких температур и физики сильных магнитных полей, академик АН СССР
(1939), дважды Герой Социалистического Труда (1945, 1974).
В 1921-34 в научной командировке в Великобритании. Организатор и первый директор (1935-46 и с 1955) Института физических проблем АН СССР. Открыл сверхтекучесть жидкого гелия (1938). Разработал способ сжижения воздуха с помощью турбодетандера, новый тип мощного сверхвысокочастотного генератора. Обнаружил, что при высокочастотном разряде в плотных газах образуется стабильный плазменный шнур с температурой электронов 105—106 К. Государственная премия СССР (1941, 1943), Нобелевская премия (1978). Золотая медаль имени Ломоносова АН СССР (1959).
Слайд 49Петр Леонидович Капица родился 9 июля 1894 года в Кронштадте
в семье военного инженера, генерала Леонида Петровича Капицы, строителя кронштадтских
укреплений. Петр сначала учился год в гимназии, а затем в Кронштадтском реальном училище.
В 1912 году Капица поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт. В том же году в "Журнале русского физико-химического общества" появилась первая статья Капицы.
В 1918 году Иоффе основал в Петрограде один из первых в России научно-исследовательских физических институтов. Закончив в том же году Политехнический институт, Петр был оставлен в нем в должности преподавателя физико-механического факультета.
В 1920 году Капица и Н.Н. Семенов разработали метод определения магнитного момента атома, используя в нем взаимодействие пучка атомов с неоднородным магнитным полем.
В мае 1921 года Капица приехал в Англию. Он попал в лабораторию Резерфорда.
По поручению Резерфорда Капица занялся изучением альфа-частиц. Он должен был определить импульс альфа-частицы.
Темой его докторской диссертации, которую он защитил в Кембридже в 1922 году, было "Прохождение альфа-частиц через вещество и методы получения магнитных полей".
Слайд 50В 1923 году он стал доктором наук. В 1924 году
он был назначен заместителем директора Кавендишской лаборатории по магнитным исследованиям,
а в 1925 году стал членом Тринити-колледжа. В 1928 году Академия наук СССР присвоила Капице ученую степень доктора физико-математических наук и в 1929 году избрала его своим членом-корреспондентом. В следующем году Капица становится профессором-исследователем Лондонского королевского общества.
Создание уникального оборудования для измерения температурных эффектов, связанных с влиянием сильных магнитных полей на свойства вещества привело Капицу к изучению проблем физики низких температур. Чтобы достичь таких температур, необходимо было располагать большим количеством сжиженных газов. Разрабатывая новые холодильные машины и установки, Капица использовал весь свой талант физика и инженера. Вершиной его творчества в этой области явилось создание в 1934 году необычайно производительной установки для сжижения гелия, который кипит или сжижается при температуре около 4,3 градусов Кельвина.
За время своего тринадцатилетнего пребывания в Англии Капица несколько раз возвращался в Советский Союз, чтобы прочитать лекции, навестить мать и провести каникулы на каком-нибудь русском курорте. В конце лета 1934 года Капица приехал в Советский Союз - обратно его не выпустили. В 1935 году Капице предложили стать директором вновь созданного Института физических проблем Академии наук СССР. Капица почти год отказывался от предлагаемого поста.
Слайд 51На установке, доставленной в Москву из Кавендишской лаборатории, Капица продолжал
исследования в области сверхсильных магнитных полей. Ему удалось обнаружить уменьшение
вязкости жидкого гелия при охлаждении до температуры ниже 2,17 К, при которой он переходит в форму, называемую гелием-2. Утрата вязкости позволяет ему беспрепятственно вытекать через мельчайшие отверстия и даже взбираться по стенкам контейнера, как бы "не чувствуя" действия силы тяжести. Отсутствие вязкости сопровождается также увеличением теплопроводности.
В 1945 году в Советском Союзе активизировались работы по созданию ядерного оружия. Капица был смещен с поста директора института и в течение восьми лет находился под домашним арестом.
Слайд 52Работая в пятидесятые годы над созданием микроволнового генератора, ученый обнаружил,
что микроволны большой интенсивности порождают в гелии отчетливо наблюдаемый светящийся
разряд. Измеряя температуру в центре гелиевого разряда, он установил, что на расстоянии в несколько миллиметров от границы разряда температура изменяется примерно на два миллиона градусов Кельвина. Это открытие легло в основу проекта термоядерного реактора с непрерывным подогревом плазмы.
В 1965 году, впервые после более чем тридцатилетнего перерыва, Капица получил разрешение на выезд из Советского Союза в Данию для получения Международной золотой медали Нильса Бора. 17 октября 1978 года Шведская академия наук направила из Стокгольма Петру Леонидовичу Капице телеграмму о присуждении ему Нобелевской премии по физике за фундаментальные исследования в области физики низких температур.
Умер он 8 апреля 1984 года.
Слайд 53Абрам Федорович Иоффе
Советский физик, академик АН СССР (1920; член-корреспондент 1918),
вице-президент АН СССР (1926 – 1929, 1942 – 1945), Герой
Социалистического Труда (1955) лауреат Сталинской премии (1942), Ленинской премии (посмертно, 1961) Герой Социалистического Труда (1955) В честь Абрама Иоффе был назван кратер Иоффе на Луне и Научно-исследовательское судно «Академик Иоффе» .
Слайд 54Родился в 1880 году в городе Ромны Полтавской губернии в
семье купца второй гильдии Файвиша (Фёдора Васильевича) Иоффе и домохозяйки
Рашели Абрамовны Вайнштейн. 1902 — окончил Санкт-Петербургский технологический институт. 1905 — окончил Мюнхенский университет в Германии, где работал под руководством В. К. Рёнтгена и получил степень доктора философии.
С 1906 работал в Политехническом институте, где в 1918 организовал физико — механический факультет для подготовки инженеров — физиков, профессор с 1913.
В 1913 защитил магистерскую и в 1915 г. докторскую диссертации по физике. С 1918 — член-корреспондент, а с 1920 — действительный член Российской Академии наук.
В 1918 создаёт и возглавляет физико-технический отдел при Государственном рентгенологическом и радиологическом институте. В 1921 стал директором Физико-технического института АН СССР, созданного на основе отдела и названного теперь его именем. В 1919—1923 — председатель Научно-технического комитета петроградской промышленности, в 1924—1930 — председатель Всероссийской ассоциации физиков, с 1932 — директор Агрофизического института.
Абрам Иоффе — один из инициаторов создания Дома учёных в Ленинграде (1934). В начале Отечественной войны назначен председателем Комиссии по военной технике, в 1942 — председателем военной и военно-инженерной комиссии при Ленинградском горкоме партии.
В 1952—1955 годах возглавлял лабораторию полупроводников АН СССР. В 1954 на основе лаборатории организован Институт полупроводников АН СССР. В 1964 — перед зданием ФТИ установлен памятник А. Иоффе.
Автор работ по экспериментальному обоснованию теории света (1909—1913), физике твёрдого тела, диэлектрикам и полупроводникам. Иоффе был редактором многих научных журналов, автором ряда монографий, учебников и популярных книг, в том числе «Основные представления современной физики» (1949), «Физика полупроводников» (1957) и другие.
Слайд 55 Термоэлектрические генераторы
А.Ф. Иоффе впервые выдвинул идею о том , что
с помощью полупроводников можно сделать серьезный и реальный шаг на
пути превращения тепловой (в том числе и солнечной) энергии в электрическую.
Первое практическое применение полупроводниковых термоэлементов было осуществлено в СССР в период Великой Отечественной войны под непосредственным руководством А.Ф. Иоффе. Это был, ныне широко известный, «партизанский котелок» - термопреобразователь на основе термоэлементов из SbZn и константа. Такое устройство, несмотря на сравнительно невысокий к.п.д. (1,5-2%), с успехом обеспечивало электропитанием ряд портативных партизанских радиостанций. Примерно в это же время в США велись работы по созданию небольших переносных термоэлектрогенераторов военного назначения на основе теллуристого свинца.
Слайд 56Принцип действия термоэлектрического генератора
Он заключается в появлении э.д.с. в
замкнутой цепи из двух разнородных материалов, если места контактов поддерживаются
при разных температурах. Эффект возникает вследствие зависимости энергии свободных электронов или “дырок” от температуры. В местах контактов различных материалов заряды переходят от проводника, где они имели более высокую энергию, в проводник с меньшей энергией зарядов. Если один контакт нагрет больше, чем другой, то разность энергий зарядов между двумя веществами больше на горячем контакте, чем на холодном, в результате чего в замкнутой цепи возникает ток.
Слайд 57«Партизанский котелок»
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Электрическая мощность при
напряжении на нагрузке 12 В, Вт...................................12
Время
приведения в действие, ч, не более.....................0,3
Масса, кг.................................5
Габаритные размеры, мм..................................230х250х240
Слайд 58В условиях, удаленных от постоянного электроснабжения, генератор может быть использован
для:
1. ПОДЗАРЯДКИ АККУМУЛЯТОРОВ мобильного телефона, радиостанции, видеокамеры, эхолота, навигатора, ноутбука,
автомобиля.
2. ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЕЙ МАЛОМОЩНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ - радиоприемника, магнитофона, миникомпьютера, телевизора.
3. ЛОКАЛЬНОГО ОСВЕЩЕНИЯ
ИСТОЧНИКАМИ ТЕПЛА МОГУТ СЛУЖИТЬ газовая или бензиновая горелка, керогаз, примус, печь с конфорками, угли костра и любые другие источники с открытым пламенем.
УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ:
- на открытом воздухе и в помещении, при температуре от -45 до +45оС;
- не боится короткого замыкания и работы без нагрузки;
- сроки эксплуатации, при соблюдении инструкции и аккуратном обращении, не ограничены;
- кипяченую воду из генератора допускается использовать для приготовления пищи.
Слайд 59ГЕНЕРАТОРЫ ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ
1- батарея термоэлектрическая; 2 – основание; 3 –
болт стяжной; 4 – пружина плоская; 5 – электроизолятор; 6
– емкость для воды; 7 – колодка клемная; 8 – крышка; 9 – ручка; 10 – экран.
Слайд 60Анатолий Петрович Александров
Крупный ученый-физик, общественный деятель, человек, без малого 30
лет возглавлявший Институт атомной энергии им. И.В.Курчатова и более 10
лет Академию наук СССР.
Слайд 61
После разгрома белогвардейцев в Крыму Анатолий Александров снова оказался
в Киеве. Тяжело переболев сыпным тифом, он уехал к своему
брату, преподававшему в местечке под названием Марьяновка, где также начал преподавать. Года через полтора Анатолий Петрович вернулся в Киев, где в 1924 г. поступил в университет. А чуть раньше он начал работать в 79-й киевской школе – сначала лаборантом, а потом учителем физики и химии.
Слайд 62Противоминная защита кораблей. Над этой тематикой А.П.Александров и руководимая им
группа сотрудников ЛФТИ начала работать еще в 1936 г. по
запросу высшего военного руководства страны. Основания предполагать, что в ходе предстоящей войны для уничтожения флота противник будет использовать помимо торпед донные магнитные мины, были: подобные мины еще во время гражданской войны применялись англичанами на Северной Двине против советской Беломорской флотилии.
Поначалу А.П.Александров и его коллеги этого не знали и проработали данный вопрос самостоятельно. После лабораторных экспериментов начались опыты на реальных кораблях. Были изготовлены магнитометры, с помощью которых можно было измерять индукцию магнитного поля. С помощью таких магнитометров в 1937 г. на эсминцах «Яков Свердлов», «Артем» и на лидере «Ленинград» были проведены измерения магнитных полей и опыты по их компенсации. Так к началу Великой Отечественной войны была решена задача по защите кораблей от магнитных мин противника. В результате во время войны на магнитных минах не подорвался ни один из наших кораблей, размагниченных по методу, предложенному в ЛФТИ.
Слайд 63Развитие отечественной атомной энергетики. Во-первых, именно усилиями Александрова и его
коллег удалось решить задачу получения из урана плутония в масштабах,
необходимых для решения вполне конкретных задач оборонного плана. В то время, о котором идет речь, плутоний в ничтожных количествах получали в СССР на ускорителях, однако нескольких тысяч атомов было совершенно недостаточно для изготовления реальной атомной бомбы. И после того, как в июне 1948 г. в нашей стране был пущен первый промышленный реактор (его разработка осуществлялась под руководством И.В.Курчатова и Н.А.Доллежаля), руководимый А.П.Александровым коллектив разработал проект реактора гораздо большей мощности, после чего было решено построить серию таких реакторов.
Реакторы, которые были построены под руководством А.П.Александрова, давали в год порядка 120 кг плутония – количество, вполне достаточное для изготовления двух десятков атомных бомб, равных той, что была взорвана в августе 1945 г. в Хиросиме.
Слайд 64Судьба Анатолия Петровича сложилась так, что президентом Академии наук СССР
он стал в 1975 г., сменив на этом посту М.В.Келдыша.
В это время Александрову было уже 72 года. Оставил же он этот пост в 1986 г., в возрасте 83 лет, после Чернобыльской катастрофы, ставшей для ученого личной трагедией.
А.П.Александров скончался в начале 1994 г.
Слайд 66Академик АН СССР (1943). Четырежды лауреат Сталинской премии (1942, 1949,
1951, 1954) и лауреат Ленинской премии (1957). Трижды Герой Социалистического
Труда (1949, 1951, 1954). Награжден пятью Орденами Ленина и двумя Орденами Трудового Красного Знамени, медалями «За победу над Германией», «За оборону Севастополя», удостоен Большой Золотой медали им. М. В. Ломоносова, Золотой медали им. Л.Эйлера Академии наук СССР, Серебряной медали Мира имени Жолио-Кюри. Обладатель «Грамоты Почетного гражданина Советского Союза» (1949).
Слайд 67 Игорь Васильевич Курчатов
(12 января 1903 г.) - выдающийся советский физик, «отец» советской
атомной бомбы. Академик, основатель и первый директор Института атомной энергии с 1943 г. по 1960 г., главный научный руководитель атомной проблемы в СССР, один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях.
Слайд 68Биография
Родился на Урале, в городе Сим, в семье землемера. Вскоре
его семья переехала в Крым, где Игорь поступил в Симферопольскую
гимназию. Окончив её с золотой медалью, он продолжил обучение на физико-математическом факультете Крымского университета. С 1925 года И.В. Курчатов стал работать в Физико-техническом институте в Ленинграде под руководством академика А.Ф. Иоффе.
Слайд 69Свою научную деятельность Курчатов начал с изучения свойств диэлектриков, а
вскоре открыл новое физическое явление - сегнетоэлектричество.
Курчатов одним из первых
в СССР приступил к изучению физики атомных ядер.
Под его руководством был сооружен первый в Москве циклотрон (1944), первый в Европе атомный реактор (1946), созданы первая советская атомная бомба (1949), первая в мире термоядерная бомба (1953), первая в мире промышленная атомная электростанция (1954), первый в мире атомный реактор для подводных лодок (1958) и атомных ледоколов (Атомный ледокол «Ленин», 1959), крупнейшая установка для проведения исследований по осуществлению регулируемых термоядерных реакций (1958).
Слайд 70Навещая друга в больнице, спрашивает врача о его здоровье. Врач
предлагает Курчатову: «Давайте я Вас послушаю». — Нет, не надо,
все хорошо". И говорит другу: «Пойдем погуляем…» Сел на скамейку, откинул голову назад… смерть наступила мгновенно.
После смерти 7 февраля 1960 г. был кремирован, прах помещён в урне Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.
Слайд 71В честь Игоря Курчатова названы город Курчатов в Курской области
России и город Курчатов в Восточно-Казахстанской области Казахстана. Его именем
назван крупнейший в России научный центр — «Курчатовский институт» и Белоярская атомная электростанция. 104-й элемент Периодической системы элементов сначала назван в честь ученого «Курчатовий», потом переименован в «Резерфордий». В честь Курчатова назван астероид 2352 Kurchatov.
Слайд 73Вавилов С. И. - академик, член-корреспондент Академии наук СССР, трижды
лауреат Государственной премии, автор более 150 научно-популярных работ
Слайд 74Во время войны
Во время Великой Отечественной войны
Физический институт Академии Наук СССР руководителем которого был Вавилов С.
И., был эвакуирован в Казань. Ученые занимались оптическими прицелами для артиллерийской стрельбы и бомбометания, перископами и другой военной техникой.
В 1943 г. за успешную работу по развитию отечественной оптико-механической промышленности Вавилов был награжден орденом Ленина, а за работы по люминесценции и квантовым флуктуациям света был удостоен Государственной премии второй степени.
посвящённых определению абсолютного значения выхода люминесценции, он доказал, что у
ярко флуоресцирующих веществ в свет люминесценции превращается более 70% поглощаемой энергии. Изучая причины, вызывающие уменьшение выхода люминесценции, и др. процессы, Вавилов разработал теорию миграции энергии возбуждения в растворах, количественно объясняющую обширный круг явлений. Он исследовал вопрос о поляризации света люминесценции, благодаря чему удалось подойти к вопросу о природе элементарных излучателей. Дал общую систематику явлений люминесценции.
Победы, прогремевший 9 мая 1945 г., венчал не только подвиг
тех, кто с оружием в руках в смертельной схватке с врагом отстоял свободу и независимость нашей Отчизны. Он гремел и в честь тех, кто варил сталь, точил снаряды, строил танки и самолёты, кто ковал оружие победы, чья трудовая доблесть была сродни доблести воинской, фронтовой. А среди тех, кто ковал это оружие, в первых рядах стояли учёные и конструкторы. Благодаря их знаниям, полёту творческой мысли и неустанному труду рождались в небывало короткие сроки проекты новой боевой техники, непрерывно совершенствовалось производство, выполняющее заказы фронта.
Слайд 79 А теперь несколько цифр и фактов, подобных
статистическим сводкам:
к началу Великой Отечественной войны промышленная база фашистской
Германии вместе с базой её союзников и порабощённых стран превышала советскую в 1,5 – 2 раза, а в 1942 г. В связи с захватом богатейших районов СССЗ – в 3 – 4 раза;
Хотя Советский Союз располагал значительно меньшей военно-промышленной базой, чем противник, он превзошёл её в производстве военной техники: по орудиям – более чем в 2 раза, по танкам и самоходным артиллерийским установкам (САУ) – почти в 2 раза, по самолётам – в 1,7 раза, по автоматам и миномётам – в 5!
Слайд 80Советская промышленность выпустила за годы войны
137 тыс. самолётов,
104 тыс.
танков и САУ,
488 тыс. орудий;
В январе1945г. мы имели в
2,8 раза больше танков и САУ, чем гитлеровцы, в 7,4 раза больше самолётов!
В ходе войны было проведено не просто оснащение
техникой нашей
многомиллионной
армии, но и её полное
перевооружение;
таких фактов
история до этого не знала!
Слайд 81С ДНЁМ ПОБЕДЫ !
Мы не забудем всех тех, кто с
оружием в руках на полях сражений и в глубоком тылу
отстоял свободу и независимость нашей Родины. Мы не забудем всех тех, кто создавал вооружение, делал открытия, выполнял исследования – это ученые-физики, конструкторы, исследователи, инженеры, техники.