Слайд 1Власть, руководство и лидерство в организации
Слайд 2Руководство – это процесс влияния и поддержки одним человеком действий
других людей, направленных на достижение поставленных перед организацией целей и
решения задач.
К основным элементам процесса руководства относятся:
- влияние,
- поддержка,
- обеспечение добровольного участия и достижение цели.
Слайд 3Стиль руководства – это устойчивое сочетание теоретических знаний, практических навыков
и умений, характерных черт и отношений, проявляющихся в поведении руководителя.
Слайд 4Классификация стилей
По мотивации сотрудников
По использованию власти
Позитивный
Негативный
Авторитарный
Демократический
Анархический
По ориентации
На задачу
На сотрудников
Слайд 5Ситуационные подходы к руководству
Ориентированная на обстоятельства модель Ф. Фидлера
Модель ситуационного
руководства П. Герси и К. Бланчарда
Модель руководства «путь – цель»
Слайд 6Ориентированная на обстоятельства модель Ф. Фидлера
Ф. Фидлер считал, что эффективность
руководителя определяется взаимодействием стиля ориентации работника и трех дополнительных переменных:
отношениями
руководитель – члены организации,
структурой производственного задания
и властными полномочиями лидера.
Слайд 7Модель ситуационного руководства
П. Герси и К. Бланчарда
Слайд 8Модель руководства «путь – цель»
Данная модель утверждает, что основное содержание
деятельности руководителя состоит в использовании структур, обеспечении поддержки и вознаграждения
работников, что позволяет создать атмосферу, способствующую достижению целей организации посредством создания целевой ориентации, а также выбора и корректировки пути к поставленным целям.
Слайд 9Наделение властью и участие в управлении
Наделение властью – это процесс,
обеспечивающий работников большей автономией посредством расширения их доступа к информации
и обеспечения контроля над факторами, определяющими выполнение рабочих заданий.
Участие в управлении - ментальное и эмоциональное вовлечение людей в групповые ситуации, побуждающие их вносить личный вклад в достижение целей и разделять ответственность.
Слайд 10Выделяют пять основных подходов к наделению сотрудников властью:
1. Помощь сотрудникам
в достижении высокого уровня рабочих знаний и навыков;
2. Расширение функций
контроля сотрудников;
3. Ознакомление работников с образцами успешных ролевых моделей;
4. Практика социального поощрения и убеждения;
5. Эмоциональная поддержка.
Слайд 11Механизм участия в управлении
Программы участия в
управлении
Участие в процессе
труда
♦ Умственное
♦ Эмоциональное
Результаты:
♦
Организация:
Увеличение объема продукции
Высокое качество
Созидательность
Инновации
♦ Работники:
Признание вклада
Уменьшение стресса
Удовлетворение трудом
Ситуация
Слайд 12Программы участия в управлении:
- Консультативный менеджмент;
- Программы предложений сотрудников;
-
Акцент на качество (кружки качества);
- Комитеты менеджеров среднего звена;
- Самоуправляемые
команды;
- Собственные планы работников.
Слайд 13Консультативный менеджмент предполагает, что в процессе принятия решения менеджер обращается
к подчиненным с предложением проанализировать возникшую проблему или поставленную перед
группой задачу, оценить ее с точки зрения имеющегося опыта и рассмотреть возможные подходы к ее выполнению.
Слайд 14Программы предложений сотрудников – это формальные, ориентированные на стимулирование и
направленные на совершенствование процессов труда предложения работников. Они позволяют улучшить
организационные и технологические процессы и рассматриваются в качестве ограниченной формы участия в управлении.
Слайд 15Кружки качества – это группы рабочих, которые по собственному желанию
проходят краткий курс статистики и методов решения проблем, а затем
регулярно проводят собрания, на которых обсуждают различные предложения, направленные на повышение качества продукции и услуг, производительности труда и улучшение его условий.
Слайд 16Комитеты менеджеров среднего звена – это организационная форма, направленная на
повышение эффективности участия в управлении менеджеров среднего и низшего уровней
компании. Данные комитеты позволяют их членам совершенствовать управленческую технику, способствуют их личностному росту, сотрудничеству в процессе совместной работы, развитию креативных
способностей.
Слайд 17Ключевые компетенции менеджера:
• планирование (постановка целей и задач, планирование действий
и предварительный расчет ресурсов);
• управление подчиненными (формирование организационной структуры, определение
позиций каждого, установление системы контроля);
• осуществление контроля (мониторинг деятельности, выявление проблем и их устранение).
Слайд 18Ключевые компетенции лидера:
• определение направления (общее видение цели, стратегия, формирование
организационной культуры);
• объединение людей (формирование и управление коммуникацией, создание коалиций,
налаживание связей);
• мотивация и побуждение (стимулирование активности и творчества, поддержание ценностей и эмоций, обучение).
Слайд 19С точки зрения выполняемых лидером ролей можно выделить:
• лидера-генератора идей,
осуществляющего функцию увеличения возможностей и способов выхода за пределы проблемной
ситуации при принятии решений;
• лидера-мотиватора, функция которого – мобилизация и побуждение к деятельности;
• лидера-организатора, осуществляющего функцию обеспечения группы способами реализации принятого решения и регулирующего взаимодействия в процессе достижения общей цели;
• лидера-диспетчера, распределяющего функции между членами группы и координирующего их деятельность.
Слайд 20С точки зрения ситуативного фактора можно выделить:
• лидеров, появляющихся в
кризисных для организации или группы условиях, способных функционировать в экстремальных
ситуациях (лидеры-львы по классификации Н. Макиавелли);
• лидеров, наиболее успешных в ситуации стабильности, когда необходимо изо дня в день выполнять рутинную работу (лидеры-лисы по классификации Н. Макиавелли).