Слайд 1«Влияние руки на развитие импрессивной стороны
речи у безречевых детей
с ментальными нарушениями»
«Представление, что при любом двигательном тренинге...
упражняются не
руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным
и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».
Н.А. Бернштейн
Слайд 2Ментальные нарушения – тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде
всего, страдает способность к социальному взаимодействию и поведению. Было установлено,
что у таких детей отмечается стойкое, необратимое нарушение интеллектуального развития.
Развитие ребенка с ментальными нарушениями
Задерживается развитие прямостояния
Отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему миру
Не возникает интереса к игрушкам
Не происходит своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с игрушками
Не возникает новая форма общения - жестовая.
Отсутствуют предпосылки развития речи - не возникает своевременно лепет
Отсутствие либо ограниченное понимание обращенной речи.
Слайд 3 Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий человека, направленных
на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и
ног.
Основные задачи
Развитие мелкой моторики рук
Развитие речи и ее
психологической базы
Развитие познавательной деятельности
Развитие тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук
Слайд 4
Обучение идет по принципу «От простого к сложному». Сначала задания
выполняются совместно (рука в руке) либо отраженно (в зависимости от
развития ребенка). Далее ребенку предоставляется возможность выполнить упражнение самостоятельно, но при необходимости используя помощь логопеда, и, в результате, малыш осваивает поставленную перед ним задачу.
Слайд 5Детям предлагаются следующие упражнения:
- складывание предметов в емкость;
-
проталкивание кусочков ваты в отверстие;
- нанизывание предметов на втулки;
- нахождение игрушек в пальчиковом бассейне;
Слайд 6- нанизывание предметов на шнурок;
- игры с прищепками, липучками, синельными
проволоками, пуговицами, шнуровкой, магнитами, мозаикой, мягкими пазлами, с разными вкладышами,
знакомство с предметами и карточками разных фактур и т.д.
Слайд 8 С сентября 2015 года на каждого ребенка были разработаны тетради
для развития графомоторных навыков. Детям предлагались задания с учетом их
развития. Для более способных детей предлагались задания на развитие внимания, мышления, восприятия.
Слайд 9 Для других ребятишек – задания с элементами рисования, лепки, аппликации.
Самые маленькие учились рисовать пальчиковыми красками, выполнять простые манипулятивные действия
с тестом для лепки, осуществлять хаотичные движения восковыми карандашами, мелками и т.д.
Слайд 10Элементы арттерапии: игры с водой
Игры с водой: «Достань камешки», «Собери
только красные (синие) камешки», «Поймай рыбку» (рукой, сачком, удочкой с
магнитом), «Перелей воду» (из одной емкости в другую), «Водоворот» и т.д.
Слайд 11Элементы арттерапии: игры с песком и другими наполнителями
«Кто спрятался?», «Рисование
пальчиком», «Построй горку», «Сделай фигурки из формочек», «Насыпь песок в
емкость» и.т.д.
Слайд 12Криотерапия (контрастная терапия) – это попеременное воздействие тепла и холода
на кисти рук
Слайд 13На I этапе ребенку предлагается погрузить руки в ведерко со
льдом (10-15 секунд) и перебирать его (при этом делается акцент
на его свойствах), либо достать игрушку, или переложить лед в другую емкость и т.д.
Чтобы согреть руки, ребенку предлагают пластиковую бутылку с горячей водой. Происходит сравнение: лед холодный, а вода теплая. Такой контраст проводят три раза. По окончании процедуры дети вытирают руки полотенцем.
Слайд 14 На II этапе проводим обязательную растяжку пальчиков, тем самым развивая
эластичность и подвижность суставов.
По окончании растяжки проводится любая пальчиковая
гимнастика.
Слайд 15
III этап - развитие тактильной чувствительности.
Задания могут быть разные:
«Собери шишки (орешки) в корзинку, а камешки в тарелку», «Покатай
карандаши (бигуди, шарик Су Джок, пробки пластиковые, орешки грецкие) между ладонями», поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (мех, гладкий картон, крупный наждак, ребристая поверхность их спичек и т.д.), «Найди игрушку в пальчиковом бассейне» (из гречи, гороха, риса), «Разложи горох и бобы в разные емкости» и т.д.
Слайд 16
Нельзя проводить криотерапию детям с:
эписиндромом;
миопатией (нарушение сократительной способности
мышечных волокон);
очень гибким детям.
Осторожно применять криотерапию с длительно,
часто болеющими и гипервозбудимыми детьми.
Слайд 17«Развивая систему движений, мы влияем и на психические процессы поскольку
речь не только высшая форма психической деятельности, но и высший
моторный акт, то, развивая двигательную систему, мы развиваем речь»
А.В. Запорожец