Слайд 1ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2020-2021
КАКИМ ОНО ДОЛЖНО БЫТЬ?
АВТОР: УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И
ЛИТЕРАТУРЫ
МБОУ-СОШ № 3 Г. МОЗДОКА. РСО-АЛАНИЯ
ПЕТРИЧЕНКО ИРИНА АКРАМОВНА.
Слайд 2В 2020 году школьникам предложены следующие тематические направления
2. Я и
другие
3. Время перемен
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения.
1.
Забвению не подлежит.
4. Разговор с собой
Слайд 3
1. Забвению не подлежит.
Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление
о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и
культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы
Слайд 4
2. Я и другие
При раскрытии тем, связанных с названным направлением,
целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности
и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.
Слайд 5
3. Время перемен
В рамках данного направления можно будет поразмышлять о
меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека
и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристку, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.
Слайд 6
4. Разговор с собой
Названное направление побуждает к размышлению о том,
что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами,
которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.
Слайд 7
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения.
Темы сочинений данного
направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его
литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.
Слайд 8Каким должно быть итоговое сочинение?
Сочинение по литературе в корне отличается
от сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ.
В сочинении
по русскому языку вы должны следовать определённому плану-схеме. Слов там гораздо меньше (150).
В сочинении по литературе больше свободы для творчества.
Вы должны продемонстрировать свои мыслительные способности, умение анализировать произведение, размышлять, заверять, доказывать, делиться своими соображениями или, как говорят, «растекаться мыслью по древу».
А также должны показать, как лично вы можете раскрыть тему, показать своё красноречие, умение владеть словом, свою оригинальность мышления, свой стиль, своё мировоззрение, свои взгляды.
Слайд 9Каким должно быть итоговое сочинение?
Рекомендуемый объём слов в сочинении –
350.
Однако в инструкции имеется фраза, что в сочинении должно
быть не менее 250 слов. Это значит, что если вы написали хотя бы 251 слово, то ваше сочинение проверят, если меньше двухсот пятидесяти – не проверят.
Практика показывает, что при подсчёте слов школьники часто принимают составные союзы и предлоги за отдельные слова. Из-за этого бывает путаница. Поэтому следуйте инструкции: старайтесь набрать хотя бы 350 слов.
Не бойтесь писать много. Разумеется, это не значит, что чем больше слов, тем лучше сочинение.
Главное – раскрыть тему и проанализировать её на примере отдельного художественного произведения, аргументировать тезис.
Однако, работая в публицистическом и художественном стиле, где учащиеся должны продемонстрировать своё волеизъявление, свою последовательность и логичность мысли, невозможно обойтись без большого объёма слов. Поэтому учащиеся набирают 400-500 слов. И это не предел…
Слайд 10Каким должно быть итоговое сочинение?
Ещё одним из самых важных условий
вашего итогового сочинения является самостоятельность написания.
Все выпускные сочинения проверяются
через программу «Плагиат». А затем перепроверяются в вузах.
Поэтому выпускное сочинение невозможно списать.
Трудно его также выучить, так как темы для ознакомления даются только в декабре за 15 минут до начала экзамена. Заранее выученное сочинение может быть не по теме.
Но готовиться в пределах направлений возможно и нужно.
Сочинение должно быть написано чётко по указанной теме, а не по направлению, в рамках которого сформулирована данная тема.
Тем на экзамене будет всего 5 согласно пяти направлениям…То есть по каждому направлению будет представлена 1 тема.
Если тема представлена в виде вопроса, то в сочинении следует дать обоснованный ответ на поставленный вопрос.
Слайд 11Каким должно быть итоговое сочинение?
В качестве примера-аргумента в сочинении следует
привести не менее 1 художественного произведения из отечественной или зарубежной
мировой литературы.
Использовать можно и другие литературные источники…
Сочинение должно быть логичным и иметь чёткую структуру.
В речевом отношении сочинение должно быть написано так, чтобы смысл ваших высказываний был понятен.
Если речевые ошибки затрудняют понимание смысла сочинения, то по критерию К4 «Качество письменной речи» вы можете получит «незачёт»
Критерий К5 «Грамотность» позволяет оценить грамотность выпускника.
В сочинении допускается 5 ошибок, орфографических, пунктуационных и грамматических, на 100 слов.
Например, если вы набрали 400 слов, допустимое количество ошибок на данный объём - в сумме 20. Если ошибок больше, то по критерию К5 ставится «незачёт».
Слайд 12Структура сочинения
ВСТУПЛЕНИЕ (+ТЕЗИС)
ТЕЗИС КАК ОТВЕТ НА ПОСТАВЛЕННЫЙ В ТЕМЕ
ВОПРОС ИЛИ ФОРМУЛИРОВКА ВАШЕЙ ПОЗИЦИИ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ, ЕСЛИ ТЕМА
НЕ В ВИДЕ ВОПРОСА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ К ВАШЕМУ СОЧИНЕНИЮ)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (РАССУЖДЕНИЕ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВАШЕЙ ПОЗИЦИИ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АРГУМЕНТОВ (1, 2 ИЛИ РЕЖЕ - 3)
Слайд 13ВСТУПЛЕНИЕ. (подготовка к основной части)
Во вступлении даются предварительные сведения о
проблеме, которая стоит за предложенной темой.
Здесь можно подготовить читателя
к восприятию основных мыслей вашей работы.
Иногда это небольшое эмоциональное размышление или небольшая историческая справка, или заданное тематическое направление мысли.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. (Раскрывается тема сочинения.)
(1тезис + аргументация + микровывод); (2 тезис + аргументация + микровывод) и т.д.
Обычно даётся тезис + аргументация (пример из литературы).
Через тезис раскрывается тематика сочинения путём анализа произведения:
необходимо раскрыть тему через анализ произведения (1, 2 или реже 3 произведений).
Всё это подытоживается микровыводом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подведение итогов.
Обобщение сказанного.
Слайд 14КАК МОЖНО НАЧАТЬ СОЧИНЕНИЕ.
ВСТУПЛЕНИЕ. (КЛИШЕ)
Мы часто задаём себе вопрос…
Зачем
человеку размышлять о том, что…
С давних времен человечество волновал вопрос…
Как
нужно относиться к…?
(Ф.И.О автора цитаты) как-то сказал (цитата или её основная мысль)
Рискну предположить, что… (тезис)
Данная тема заинтересовала меня тем, что…
Каждый раз мы стоим перед выбором…
Хочется высказать свою точку зрения…
Слайд 15КАК МОЖНО НАЧАТЬ
ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ. (КЛИШЕ).
В верности данного суждения нас
убеждает художественная литература.
Обратимся к произведениям художественной литературы.
Размышляя над проблемой …,
нельзя не обратиться к произведению (название и автор), которое…
Во-первых, хочу обратиться к роману (повести, рассказу…) (автор)…
Не случайно многие писатели обращались к данной теме (проблеме, вопросу…)
Чтобы доказать свою точку зрения, приведу пример из художественной литературы…
Много примеров, доказывающих мою позицию, можно встретить в художественной литературе, но особенно ярко отражает её произведение (автор).
Тема (чего?...) затрагивается в произведении (автор, название).
В качестве второго аргумента можно обратиться к произведению…
Во-вторых, хочу снова привести пример из произведения (название и ФИО автора)
Можно привести много примеров, но я ограничусь ещё одним…
Кроме того, к теме(проблеме…) обращается (автор) в произведении (название)
Слайд 16КАК МОЖНО ЗАВЕРШИТЬ СОЧИНЕНИЕ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. (КЛИШЕ)
И в заключение хочется сказать
(подчеркнуть, остановиться на…, вернуться к…), что…
Приведённые аргументы убеждают нас…
Обобщая сказанное,
нужно отметить…
На мой взгляд, именно….
Таким образом, подытоживая сказанное…
Следовательно…
В заключение важно отметить (хочу подчеркнуть)
Итак, проблема моего сочинения заставила меня убедиться в том, что…
Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?
Итак , автор (название произведения) показал нам, что…
Хочется верить, что…
В заключение хочется вспомнить слова (ФИО автора и цитата)
Все приведённые аргументы убеждают нас в том, что…
Слайд 17АРГУМЕНТЫ И АРГУМЕНТАЦИЯ
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку
тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, всё, что может
подтвердить тезис.
В нашем случае в качестве аргументации используются литературные произведения
Аргументами являются:
Ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы;
Имена исторических деятелей;
Ссылки на признанные авторитеты и их произведения;
Свидетельства очевидцев, названия событий;
Цитаты, даты, различные факты, собственные наблюдения и выводы;
Положения официальных документов, различные общественные законы, законы природы
Народная мудрость, устное народное творчество;
Статистические и научные данные;
Примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы;
Примеры из жизни окружающих.
Слайд 18В КАЧЕСТВЕ АРГУМЕНТОВ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ
МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ
Художественные произведения отечественной
или зарубежной мировой литературы
дневники
мемуары
публицистику
Произведения устного народного творчества(кроме малых жанров)
Другие литературные
источники
Слайд 19ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ
КРИТЕРИЙ № 1 «Соответствие теме»
Критерий № 2
«Аргументация. Привлечение литературного материала»
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Критерии
№ 1 и № 2 являются основными!!!
Критерий № 5
«Грамотность»
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Слайд 20ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ
Среди критериев важно отметить первые два К
№ 1 и К № 2.
Именно они являются основополагающими
при выставлении вам общего зачёта за сочинение.
Для получения «зачёта» за сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям К № 1 и К № 2, а также «зачёт» хотя бы по одному из других критериев (К № 3 – К № 5)
Вы должны продемонстрировать своё умение в раскрытии темы с использованием вашего багажа знаний по литературе, то есть раскрыть тему через произведения литературы.
На экзамене нельзя пользоваться первоисточниками, но разрешается пользоваться орфографическим словарём.
Слайд 21ЖЕЛАЮ УСПЕШНО НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ!