Слайд 1Влияние шума на
организм человека
Авторы проекта обучающиеся 11 класса
МОУ
«СОШ с. Алексашкино Питерского района Саратовской области»: Меренкова Валентина, Болдырева
Надежда, Лапшина Яна, Скворцова Юлия
Руководитель проекта: учитель физики Анохина Г И
Слайд 2
Актуальность темы
С каждым годом уровень окружающего
нас шума увеличивается. Миллионы людей ежедневно подвергаются воздействию шума. Под
действием интенсивного шума снижается работоспособность, нарушается сердечный ритм, появляются головные боли, раздражительность и нервно-психические расстройства. Продолжительность жизни человека, по данным ученых, под воздействием сильного шума сокращается на 8-12 лет. Поэтому борьба с шумом - это борьба за здоровье людей. Нам, одиннацатиклассникам, своим проектом хочется привлечь внимание взрослых и детей к проблеме борьбы с шумом, попытаться отыскать пути ее решения, которые под силу всем нам.
Слайд 3
Цель проекта: показать вредное воздействие шума на организм человека; дать
представление о допустимых нормах шума
Тип проекта: коллективный
Продолжительность проекта:
декабрь 2010 г.
Образовательный продукт: презентация
« Влияние шума на организм человека»
Слайд 4Бьют по нервам будильники,
Верещат телефоны,
Громыхают лифты, трамваи скрежещут прямо
по мне.
Тормоза и моторы,
Холодильники и пылесосы,
Телевизоры и клаксоны,
Транзисторы,
Отбойные молотки,
Вертолеты, соседи,
вагоны
Нас пытают мучительной пыткой,
По какой не знаю вине.
Л. Стефанова
Слайд 6Шум и его виды
Проблема шума
Источники шума
Мобильный телефон
Наушники
Телевизор
Инфразвук
Ультразвук
Шумомеры
Последствия
влияния шума на организм человека
Результаты социологического опроса
Способы снижения шума
Слайд 7
Слух всегда бодрствует,
даже ночью, во сне.
Он подвергается раздражению, так
как не обладает никакими защитными приспособлениями.
Шум нас раздражает: мешает работать, отдыхать , думать.
Слайд 8Шум может действовать и успокаивающе: шелест листьев
деревьев, мерный стук дождевых
капель, рокот морского прибоя
Нередко шум несет важную информацию.
Летчик
по гулу двигателей определяет, как они работают. Авто- и
мотогонщик внимательно прислушивается к звукам, которые
издают мотор, части движущегося аппарата, ведь любой
посторонний шум может быть предвестником аварии
Слайд 9 Шум невозможно ни увидеть, ни потрогать, ни определить
по запаху, ни попробовать на вкус.
Шум уже добрался
и до сельчан: исступленный лай собаки, грохот музыки из соседнего дома, крики детворы, катающейся с горки, неумолкающий магнитофон в машине – все эти звуки стали неотъемлемой частью нашей жизни. А летом… остановитесь и прислушайтесь: по улице с шумом проносятся машины, мотоциклы, крики детворы, играющей в футбол, до глубокой ночи бренчат гитары, музыка, звучащая с мобильного телефона…
Слайд 10Шум - беспорядочные колебания различной
физической природы, отличающиеся сложностью
временной
и спектральной структуры.
В быту под шумом понимают разного рода
нежелательные
акустические помехи при
восприятии речи, музыки, а также любые звуки,
мешающие отдыху, работе.
Слайд 12Но кто определит, когда шум вреден, а когда – нет?
–
Сам человек, поскольку ухо человека является «самым точным
измерительным прибором».
Человеческое
ухо обладает чрезвычайно большим диапазоном
чувствительности – от 20 дБ до 120 дБ
Слайд 13
Проблема шума возникла очень давно. Уже в древние
времена стук колес по булыжной мостовой вызывал у многих бессонницу.
Именно поэтому дорогу перед домом посыпали песком или устилали соломой. А может быть, проблема эта возникла еще раньше – когда соседи по пещере начинали ссориться из-за того, что один из них сильно стучал, изготавливая каменный нож или топор
Слайд 14Источники шума
Источниками шума могут быть двигатели, насосы, компрессоры, турбины, дробилки,
станки, центрифуги, установки, имеющие движущиеся детали, машины и механизмы, применяемые
в промышленности, строительстве и на транспорте.
Основными источниками звуков и шумов в школе являются разговоры учителей, школьников, звонок на урок и с урока, подвижные игры на переменах, музыка на дискотеках, на мобильных телефонах во время перемены.
Дома источниками шума являются – радиоприемники, телевизоры, пылесосы, магнитофоны, музыкальные центры, вся бытовая техника, без которой мы уже не можем обходиться.
На улице – транспорт.
Слайд 15Уровень шума от различных источников и реакция организма на акустические
воздействия
Слайд 16
Мобильный телефон — самый распространенный «вредитель» для нашего
организма. В среднем за месяц человек говорит по мобильному телефону
около 100 минут. Этого вполне достаточно, чтобы навредить психике и организму в целом.
Защита: уровень громкости гарнитуры мобильных телефонов не должен превышать 10 дБ (то есть уровень громкости звонка и разговора с абонентом не должен превышать средний). В противном случае при частых звонках и разговорах могут начаться нервные расстройства.
Слайд 17
По данным Всемирной организации здравоохранения, прослушивание громкой музыки
через наушники регулярно в течение 1-2 лет может привести к
снижению порога слышимости на 20-30%, и восстановить слух будет сложно.
На улице нельзя слишком громко включать наушники, т. к. на уличный шум, ставший уже обыденным, будет накладываться музыка, и тем самым превысит допустимую норму. После умственной работы ни в коем случае нельзя громко включать рок, т. к. басы отрицательно влияют на уставший мозг, и часть новой информации может потеряться. Классика и джаз наоборот помогают систематизировать материал, во время работы он лучше усваивается.
Слайд 18
Рок - концерты всегда сопровождаются звуками, которые превышают
все санитарные нормы. Чрезмерная громкость – очень вредный фактор. Например,
в США сейчас более 20% молодежи страдает тугоухостью и глухотой из-за систематического слушания слишком громкой музыки.
Слайд 19
Шум от телевизора отвлекает нас от разговоров, занятий по
дому и даже приема пищи. Как это работает: Выключаем телевизор
на целый день и включаем исключительно в тех случаях, когда там идет действительно важная передача или интересный фильм. В остальное время телевизор должен «украшать» комнату в нерабочем состоянии. Когда с ненужным шумом покончено, появляется возможность заняться по-настоящему важными вещами. Важно: Устраивайте семейные просмотры, время которых не превышает двух часов. После чего желательно посидеть в тишине или просто о чем-нибудь поговорить за чашкой чая.
Слайд 20Инфразвук
Инфразвук часто возникает на производстве, особенно при работе компрессоров,
турбин, реактивных и дизельных двигателей, электровозов, промышленных вентиляторов и других
механизмов.
Инфразвук, хотя он и не слышен, действует на человека как физическая нагрузка. При этом у человека возникает утомление, головокружение, вестибулярные расстройства, нарушения работы сердечно- сосудистой и нервной системы, снижается острота слуха.
Особенно неблагоприятен инфразвук частотой 2-15 Гц, так как вызывает в организме резонансные явления. При этом могут возникать нарушения ритма дыхания, болезненные ощущения в груди, животе, пояснице и в некоторых мышцах.
Слайд 21Ультразвук
Ультразвук является спутником шума /он возникает при работе реактивных
двигателей, газовых турбин, сирен, сварочных машин, станков для сверления и
др/. Низкочастотные ультразвуковые колебания оказывают на людей такое же действие, как шум. Локальное действие ультразвука на поверхность тела в месте соприкосновения с обрабатываемой деталью/чаще всего на кисти рук при удержании дрели, другого инструмента/ может приводить к болезни пальцев рук, кисти, предплечья.
Исследования последних лет показали, что человеческое ухо может воспринимать и ультразвук, но лишь в том случае, если он проходит через кости черепа.
Слайд 22
Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается
незримо, незаметно. Нарушения в организме обнаруживаются не сразу. К тому
же организм человека против шума практически беззащитен.
Слайд 23
Измерение, анализ и регистрация спектра шума производятся специальными приборами —
шумомерами
Слайд 24Каковы же последствия влияния шума на человека:
Шум становится причиной преждевременного
старения. В тридцати случаях из ста шум сокращает продолжительность жизни
людей в крупных городах на 8-12 лет.
Под влиянием шума изменяются углеводный, жировой. белковый, солевой обмены веществ, что проявляется в изменении биохимического состава крови (снижается уровень сахара в крови).
Каждая третья женщина и каждый четвертый мужчина страдает неврозами, вызванными повышенным уровнем шума.
Слайд 25Достаточно сильный шум уже через 1 мин может вызывать изменения
в электрической активности мозга, которая становится схожей с электрической активностью
мозга у больных эпилепсией.
У эстрадных музыкантов язва желудка - профессиональное заболевание
Такие болезни, как гастрит, язвы желудка и кишечника, чаще всего встречаются у людей, живущих и работающих в шумной обстановке..
Шум угнетает нервную систему, особенно при повторяющемся действии.
Под влиянием шума происходит стойкое уменьшение частоты и глубины дыхания. Иногда появляется аритмия сердца, гипертония.
Слайд 26 Полностью оградить себя от шума невозможно, но мы
можем сами уменьшить его влияние на себя и окружающих. Для
этого стоит всего лишь перестать слушать любимого исполнителя, включая его диск на полную мощность, выражать свои эмоции так громко, встретившись со старым другом или ругая нашкодившего ребенка, и поставить свою машину в гараж, а не с включенной сигнализацией под окно соседу. И тогда, возможно, выйдя на улицу, мы услышим пенье птиц и вопрос обращающегося к нам человека, а не грохот проезжающего грузовика
Слайд 27
В социологическом опросе «Влияние шума на организм человека» приняли участие
46 обучающихся 7-11 классов и 10 педагогов нашей школы. Были
предложены вопросы:
Включаете ли вы музыку когда готовитесь к занятиям?
Можете ли вы заснуть под громкий шум?
Слушаете ли вы музыку через наушники?
Мешает ли вам сельский шум?
Раздражает ли вас шум?
Слайд 28Результаты опроса:
Обучающиеся
Включают музыку, готовясь к занятиям – 18 чел/39%/,
не включают – 26/57%/,
иногда –
2/4%/.
Могут заснуть под шум – 16 чел/34,8%/, не могут заснуть – 30 чел/65,2%/
Слушают музыку через наушники – 21 чел
Педагоги
Включают музыку, готовясь к занятиям – 0 ,
не включают – 9/90%/, иногда – 1/10%/
Могут заснуть под шум – 0, не могут заснуть – 10 чел/100%/
Слушают музыку через наушники – 1 чел
Слайд 29Обучающиеся
Мешает сельский шум только летом – 8 чел/17,4%/, не мешает
– 38 чел/82,6%/
Раздражает шум -27 чел/58,7%/, иногда – 3 чел/6,5%/,
не раздражает – 16 чел/34,8%/
Педагоги
Мешает сельский шум только летом –7 чел/70%/, не мешает – 3 чел/30%/
Раздражает шум – 7 чел/70%/ иногда – 1/10%/, не раздражает – 2/20%/
Слайд 30Мы заметили, что к концу учебного дня устают все: и
школьники и
педагоги /чувствуют себя совершенно утомленными, у некоторых болит
голова/.На переменах
стоит невообразимый шум, бегают дети, раздается
громкий смех, крики, музыка. Тут не то, что отдохнуть, а устать можно.
Уровень шума снижается лишь к пятому-шестому уроку, когда
уменьшается поток учеников 1-6 классов – основного «источника» шума
в нашей школе. Как же бороться с этой проблемой? Нужно объяснить
ученикам последствия такого шума, его влияние на нервную систему.
Важно, что бы они сами осознавали необходимость соблюдения тишины
во время урока и на переменах. Конечно, требовать абсолютной тишины
во время перемен не разумно, но относительного спокойствия все же
можно добиться. А вот отсутствие шума на уроках - явление крайне
необходимое. Так учителю легче работать, да и сами ученики смогут
лучше сосредоточиться.
Слайд 31Природные дары являются прекрасным антистрессовым
средством. И помогают полностью расслабиться. Как
это
работает: На природе ваша нервная система сможет хорошо
восстановиться. Ученые из
Австралийского Психологического
Университета выяснили, что каждое явление природы
обладает своими особенностями.
К примеру, дождь успокаивает, водопад поднимает настроение,
а пение птиц приносит ощущение счастья. Важно: Бывая на
природе, учитесь наслаждаться тем, что она вам дарует. В
частности, тишиной, спокойствием, умиротворением.
Слайд 32ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ?
Самолёт, летящий со сверхзвуковой
скоростью, обгоняет создаваемые им звуки. Эти звуковые волны сливаются в
одну ударную волну. Достигая поверхности земли, ударная волна выбивает стёкла, разрушает постройки, оглушает.
Звук издаваемый синим китом громче, чем звук выстрела рядом стоящего тяжелого орудия, или громче, чем звук стартующей ракеты.
При прохождении метеоритами атмосферы Земли возбуждается ударная волна, скорость которой в сто раз выше звуковой, при этом возникает резкий звук, похожий на звук рвущейся материи.
При умелом ударе кнутом вдоль него образуется мощная волна, скорость распространения которой на кончике кнута может достигать огромных значений! В результате возникает мощная ударная звуковая волна, сравнимая со звуком выстрела.
Слайд 33Это интересно!
В английском замке Вудсток эхо отчетливо
повторяется 17 раз. В итальянском замке близ Милана сказанное слово
повторяется эхом 30 раз! Это объясняется своеобразной конфигурацией стен замка и их малым звукопоглощением.
На Руси еще в 10-12 вв. при строительстве церквей для снижения гулкости помещений применялись особые звукопоглощающие конструкции – так называемые голосники – глиняные сосуды, встроенные в стены. Звук, пройдя через эти сосуды, быстро затухал, благодаря чему уменьшалось отражение от стен и улучшалась разборчивость речи
В природе существуют так называемые вихревые звуки: свист ветра в проводах, такелаже кораблей, ветвях деревьев; завывание в трубах, на гребнях скал, в расщелинах и узких оврагах. В Древнем Китае существовал обычай выпускать голубей с привязанными к их хвостам маленькими бамбуковыми трубочками. Воздушный поток, проходящий через трубочку, вызывает нежное посвистывание.
Слайд 34ВОТ ЭТО ДА-А !
Обнаружили, что когда растению
становится трудно добывать воду из пересохшей почвы, стебель растения начинает
издавать ультразвуковые шумы. Присоединив к стеблям специальные микрофоны, можно уловить эти шумы и включать поливальные установки только тогда, когда сами растения этого требуют
Звук храпа может достигать 69 децибел, что сравнимо со звуком отбойного молотка.
Самый громкий шум, полученный в лабораторных условиях, был равен 210 дБ. Он был получен за счёт отражения звука железобетонным испытательным стендом, предназначенным для испытаний ракеты в Центре космических полётов США, в 1965 г. Звуковой волной такой силы можно было бы сверлить отверстия в твёрдых материалах. Шум был слышен в пределах 161 км.
Слайд 35Кстати! Насколько мощный разрушительный эффект имеет шум, можно проверить на
братьях наших меньших. К примеру, звук от пролетающего реактивного самолета
угнетающе действует на пчелу, она теряет способность ориентироваться. Этот же шум убивает личинки пчел.
Слайд 36Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно.
Нарушения в организме обнаруживаются не сразу. Поэтому, принимаясь за уроки,
лучше не включать телевизор или магнитофон, а в перерыве между занятиями, двигаясь под ритмичную бодрую музыку, сбросить усталость. Шум во время сна оказывает еще более негативное действие, чем в часы бодрствования. Поэтому, укладываясь спать, позаботьтесь, чтобы в комнате было как можно тише.
Слайд 37
Что нужно сделать, чтобы в доме, где вы живете, было
тише:
Внешние стены должны иметь звукоизоляцию
Двойные стекла существенно снижают шум
Высадите
деревья между домом и дорогой
Замените тонкие двери более основательными
Настелите толстые ковровые покрытия с хорошей прокладкой
Выберите самую тихую модель бытовой техники
Если бытовые приборы сильно шумят, вызывайте специалиста
Пользуйтесь дома мягкой обувью
Слайд 38Каждый должен заботиться о снижении бытового шума и обеспечении тишины
в квартирах, особенно в часы, отведенные для отдыха
( с
23 до 7 ч)
Тишина нужна людям так же, как солнце и свежий воздух.
Слайд 39Информационное обеспечение
1. С А Тихомирова. Физика. 11 класс, М, Мнемозина,
2009 г
2. С А Тихомирова физика. Рабочая тетрадь,11 класс, М,
Мнемозина, 2010 г
3.Физика в школе №2-2007 г
4.Физика №15\02
5.Измеров Н.Ф, Суворов Г.А., Прокопенко Л.В. Человек и шум.- М. : Гэотар – мед, 2001
«Наука и жизнь» № 4, 2006.
Влияние шума и вибраций на организм человека 29 апреля 2010 | Здоровье женщины
Интернет-ресурсы
http://www. physicum.narod .ru
http://portfolio.1.september.ru