Слайд 1Внедрение курса
«Мое любимое Зауралье»
как условие формирования патриотических качеств
личности младшего школьника.
Научный координатор проекта:
Криволапова Н.А., первый проректор ГАПОУ ДПО
ИРОСТ, проректор по науке и инновационной деятельности, д.п.н., профессор.
Научный руководитель проекта:
Панченко Ю.В., заведующая отделом дошкольного и начального общего образования, ст. преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования ГАОУ ДПО ИРОСТ;
Сетевой инновационный проект
Слайд 2Актуальность разработки проекта подтверждается документами в сфере политики и образования
РФ
Закон «Об образовании в РФ», Ст.3.3: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого,
ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г.: «Развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан; совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан и необходимости активного межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства».
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 - 2020 гг.
ФГОС НОО: «Стандарт направлен на становление личностных характеристик обучающегося, освоившего основную образовательную программу начального общего образования: любящий и уважающий свой народ, свой край и свою Родину - Россию; уважающий и осваивающий в деятельности традиционные духовно- нравственные и социокультурные ценности семьи, общества и народов Российской Федерации».
Слайд 3Актуальность проекта
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско- патриотического
воспитания;
краеведческая деятельность на начальном уровне общего образования является одним из
наиболее действенных средств реализации ФГОС НОО;
интерес педагогов к теме реализации краеведения в начальной школе.
Слайд 6Необходима продуманная система, обеспечивающая слаженную деятельность педагогов, семьи, общественности, других
социальных институтов по формированию патриотических качеств личности младшего школьника.
Необходимо обеспечить
информационное, научно-методическое обеспечение педагогов по организации краеведческой деятельности на начальном уровне общего образования.
Слайд 7Цель Проекта:
Создание условий для формирования патриотических качеств личности младшего школьника
средствами курса внеурочной деятельности «Мое любимое Зауралье».
Слайд 8Задачи проекта:
Способствовать актуализации проблемы организации системной краеведческой работы на
начальном уровне общего образования в целях формирования патриотических качеств личности
школьника;
Обеспечить создание условий для организации системной краеведческой работы на начальном уровне общего образования в организациях Курганской области.
Слайд 10Цель курса:
формирование основ патриотизма
(формирование предметных
компетенций в области краеведения
и
воспитание качеств человека,
которые составляют основу его
коммуникативной, гражданской и
социальной активности).
Слайд 11Задачи курса:
обеспечить освоение школьниками основных исторических фактов и представлений об
истории Курганской области, об обычаях, традициях и духовной культуре народов,
проживающих в нашей области;
способствовать развитию интереса к краеведению;
создать условия для сохранения культурных ценностей и традиций Малой Родины. Сформировать ценностное отношение к общечеловеческим ценностям: Отечество, Малая Родина, традиции, труд, культура, доброта и др.;
способствовать развитию навыков исследовательской, проектной, творческой деятельности, в том числе, с использованием информационных технологий;
создать условия для формирования у обучающихся чувства гордости за свою Малую Родину через знакомство с историей Курганской области.
Слайд 12Принципы:
Развитие ценностно-смысловой, эмоционально-волевой и познавательной сферы обучающихся спланировано с учетом
особенностей формирования психологических свойств школьников младшего школьного возраста;
Содержание программы направлено
на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО, определенных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (определены личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса; все результаты распределены на базовый «ученик научится» и повышенный «ученик получит возможность научиться» уровни освоения содержания курса);
Содержание программы направлено на достижение воспитательных результатов трех уровней, определенных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
При отборе содержания учтены требования к содержанию начального общего образования, описанному в примерных программах по отдельным учебным предметам;
В соответствии с требованиями ФГОС НОО программа реализует системно-деятельностный подход в образовании (программой предусмотрено применение технологий проектного, исследовательского, проблемного обучения, активные методы обучения);
Программа предполагает использование региональных ресурсов в области краеведения и реализуется при поддержке музеев области.
Принцип вариативности: предоставление образовательным организациям, педагогу возможности выбора содержания и форм организации деятельности школьников в зависимости от имеющихся у школы условий. Например, для при отсутствии возможностей организовать экскурсию к тем или иным историческим памятникам, в УМК предлагаются необходимые фото и видео материалы.
Слайд 13Механизмы реализации курса «Мое любимое Зауралье».
Реализация курса осуществляется со
2 по 4 классы
на регулярной основе (кружок, клуб, научное
общество учащихся и др.).
Слайд 14Тема 2. Зауралье в каменном веке (1 ч)
Понятия: каменный век,
стоянка древнего человека. Чтение книги А. Жаровой «Зауралье в каменном
веке». История мальчика из каменного века. Как древние люди добывали огонь. Изготовление первых орудий для труда и охоты. Охота как основное занятие мужчин в каменном веке. Основные занятия женщин. Выборочное чтение и беседа по прочитанному произведению. Рассматривание иллюстраций. Игра «Реставрация», восстановление текста, содерждащего исторические факты.
Творческая работа «Ожившая картина». Распределение ролей, театрализация. Рефлексия, прием «Рюкзак».
Тема 3. Курган – столица Зауралья. Исторические страницы (1 ч)
Понятия: легенды, предания, слобода. Курган – столица Зауралья. Почему у города такое название? Легенда о Царевом Городище. Работа с толковым словарем. Чтение книги «Легенда о Царевом Кургане. Слобода Царево городище». Рассматривание иллюстраций в книге и прогнозирование содержания. Заселение зауральской земли. Слобода Царево городище. Численность населения. Основные занятия переселенцев. Указ императрицы Екатерины I о переименовании слободы в город Курган. Тимофей Невежин – основатель слободы. Памятник Т. Невежину на привокзальной площади Кургана.
Официальная символика города.
Работа в группах: фиксирование информации в таблице. Составление на основе таблицы рассказа об истории основания города Кургана.