Слайд 1АО ИППК РО
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ
начальная
школа
основное общее образование
кафедра педагогики и
психологии
Слайд 2ПЛАН:
Понятие внеурочной деятельности.
Модели внеурочной деятельности в ОУ
Типы программ внеурочной деятельности
Структура
программы внеурочной деятельности
Слайд 3Актуальные вопросы ФГОС.
Внеурочная деятельность?
Раскройте понятие «внеурочная деятельность»
Объединившись в группы по
4-5 чел., сформулируйте по 3 актуальных вопроса, касающихся внеурочной деятельности.
Что
это
Для чего
предназначено
Чем характеризуется
Слайд 4ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
)
- это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных
от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования
(Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы НОО)
объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации
(Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов)
это целенапр. образ. деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков опр. возр. группы, формированию у них потребности к участию в социально-значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познават. активности в разл. видах деятельности, участии в содержательном досуге.
(А.В. Золотарева)
Слайд 5Федеральный государственный образовательный стандарт
ФГОС НОО Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 №373
ФГОС ООО Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 № 1897
ФГОС С(П)ОО Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» от17.05.2012 №413
Слайд 6ВНЕКЛАССНАЯ
деятельность
ВНЕШКОЛЬНАЯ
деятельность
ВНЕУЧЕБНАЯ
деятельность
ВНЕУРОЧНАЯ
деятельность
?
Слайд 7ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(С.И. Сабельникова)
ПО МЕСТУ ПРОВЕДЕНИЯ
ПО ВРЕМЕНИ ПРОВЕДЕНИЯ
ПО ОТНОШЕНИЮ К РЕШЕНИЮ
УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ
КЛАССНАЯ
ВНЕКЛАССНАЯ
ВНЕШКОЛЬНАЯ
УРОЧНАЯ
ВНЕУРОЧНАЯ
УЧЕБНАЯ
ВНЕУЧЕБНАЯ
Слайд 8 Место внеурочной деятельности во ФГОС
Слайд 9Источники
ФГОС НОО, ООО;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Примерная
основная образовательная программа образовательного учреждения: начальная школа, ООО;
Образовательная программа ОУ
Методические
материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях;
Программы, планы внеурочной деятельности
Слайд 11Особенности организации
внеурочной деятельности
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
игровая;
познавательная;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная
деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
техническое творчество
трудовая
(производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность
Слайд 12НАПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :
Слайд 13Задание в подгруппах
Напишите названия программ внеурочной деятельности (не менее 2-х)
спортивно-оздоровительной направленности,
- на ступени
НОО,
- на ступени ООО.
определив основной вид деятельности в рамках программы.
Слайд 14Внеурочная деятельность является обязательной для ОУ
Для реализации внеурочной деятельности
образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
определяет
СОДЕРЖАНИЕ внеур. деятельности
Объем внеурочной деятельности:
в начальной школе (за 4 учебных года) не может составлять более 1350 часов;
на ступени среднего (полного) общего образования не может составлять более 700 часов (за 2 года).
в основной школе (за 5 лет) количество учебных занятий не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов (куда входит внеур. деят.)
Слайд 15Организационные модели внеурочной деятельности
Группы продленного дня (деятельность воспитателей ГПД, например,
в рамках «школы полного дня»).
Дополнительное образование образовательного учреждения.
Дополнительное образование учреждений
культуры и УДОД (на основе договора о сотрудничестве).
Инновационная (экспериментальная, пилотная, внедренческая) площадка (Инновационная (экспериментальная) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ).
Педагогические работники ОУ (должностные обязанности педагога-организатора, классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого).
Слайд 16ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
● запросы участников образовательного процесса;
● условия ОУ,
уровень квалификации педагогических работников;
● качество программ внеурочной деятельности.
Слайд 17Особенности организации внеурочной деятельности
Организация зависит от традиций и ресурсов ОУ
Гибкость
реализации программ внеурочной деятельности
Использование ресурсов других организаций
Разновозрастной коллектив обучающихся
Разнообразие форм
внеурочных занятий, большая доля внеаудиторных занятий
Выбор обучающимся видов и сфер деятельности
Практико-ориентированная деятельность
Слайд 18Внеурочная деятельность является обязательной для ОУ
Для реализации внеурочной деятельности
образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, определяет
СОДЕРЖАНИЕ внеурочной деятельности
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - нормативный документ ОУ, определяющий
▪ состав и структуру направлений,
▪ форму организации ВД,
▪ общий объём внеурочной деятельности по годам обучения.
Слайд 19Примерная форма плана внеурочной деятельности
Слайд 20Карта занятости класса во внеурочной деятельности
Слайд 21Типы образовательных программ внеурочной деятельности:
Комплексные ОП – реализующие разные направления
внеурочной деятельности и предполагающие достижение воспитательных результатов 3х уровней
Тематические образовательные
программы –предполагающие получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использующие возможности различных видов внеурочной деятельности.
Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности .
Индивидуальные образовательные программы для учащихся
(Степанов П.В.)
Слайд 22СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Пояснительная записка
Актуальность (на основе анализа результатов воспитания
за минувший период; запроса родителей; запроса общества, государства).
Цель. Задачи.
Срок
реализации, количество часов, форма реализации(кружок, секция, клуб и т.д.)
Ожидаемый результат.
2. Учебно-тематический план (кол-во часов, из них теорич. и практич. занятия).
3. Содержание курса (тематические разделы, блоки). Описание примерного содержания.
4. Механизмы и условия реализации
5. Литература
Приложения
Слайд 231. Анализ социально-педагогической ситуации
Актуальная проблема
Определяется на основе
анализа
результатов воспитания за минувший период;
запроса родителей;
запроса общества, государства.
Примерный перечень
проблем в детских коллективах:
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
культура поведения в обычных и экстремальных ситуациях;
укрепление здоровья ;воспитание ценностного отношения к своему здоровью
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
воспитание гражданственности и патриотизма;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду (в.т.ч. знакомство с профессиями);
воспитание ценностного отношения к прекрасному
Слайд 24 1. Какие актуальные проблемы призвана решить создаваемая программа?
2. Программа будет реализована на базе следующего типа образовательного
учреждения …
3. В чем заключается особый воспитательный потенциал вашего образовательного учреждения, детского и педагогического коллективов, окружающей социоприродной среды, которые помогают реализовать вашу программу воспитания?
4. Программа рассчитана на временной отрезок …
5. Программа предполагает участие детей следующих возрастных групп …
6. Программа будет реализована на базе следующих типов детских коллективов … (школу, класс, параллель, на разновозрастное объединение)
7. Программа рассчитана на категорию детей …. (дети с ограниченными возможностями развития, с девиантным поведением, сироты, одарённые дети)
8. Перечень разделов (блоков) программы с кратким описанием их целесообразности.
Слайд 252. Цель. Задачи.
Цель прогнозирует предполагаемые изменения (результат).
ясность
достижимость (рассчитаны
на конкретный временной период реализации программы)
диагностируемость (диагностично поставленная цель отражает
конкретный результат развития и саморазвития личности).
Задачи:
1.конкретность результата;
2. реальность;
3.ориентированность на максимально позитивный результат.
Слайд 26Походы к формулированию задач
Компоненты духовно-нравственного воспитания
Когнитивный (знания);
Мотивационно-ценностный (отношения);
Поведенческий (деятельность)
(Т.И.Петракова)
Задачи:
Обучающие;
Развивающие;
Воспитательные
Слайд 27Программа «Будь здоров» (на ступени НОО)
Цель: воспитание ценностного отношения к
своему здоровью
Задачи:
● сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
●научить
выполнять правила личной гигиены и развивать готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
●сформировать представление о правильном питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
● ……
Слайд 283.Предполагаемый результат.
Ступени коллективного и
личностного роста
Воспитательный результат
– духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или
ином виде деятельности.
В основе определения результатов лежит динамика личностного роста – развитие тех или иных качеств личности, на формирование которых направлена программа.
1 уровень результатов – приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
2 уровень – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества;
3 уровень – приобретение опыта самостоятельного социального действия.
Слайд 29Содержание воспитания
(тематические блоки)
-название Азбука здоровья
-задачи блока
Слайд 305. Механизмы реализации ПВ
Формы и методы реализации содержания
воспитания, которые обеспечили бы интенсивное формирование всех форм социокультурного опыта
Актуальные формы ?
Слайд 31Форма организации воспитания- это способ организации воспитательного процесса, отражающий внутреннюю
связь различных элементов этого процесса и характеризующий взаимоотношения воспитателей и
воспитанников
Классификации:
а) (По времени): кратковременные, продолжительные
б) (По количеству): индивидуальная, групповая, коллективная (массовая)
в)(По видам деятельности):
Познавательной: смотр знаний, викторина, неделя науки;
Ценностно-ориентировочной: часы интересных встреч, кл. часы на морально-этические темы;
Общественно-полезной: акция, митинг;
Трудовой:
Физкультурно-спортивной:
Художественно-творческой:
Слайд 32 6. Механизмы оценивания результатов реализации программы
критерии
показатели
методики оценки результатов
Слайд 337.Условия реализации программы
Нормативно-правовое обеспечение
Кадровое обеспечение программы
Наличие материально-технической базы
Слайд 348. Литература Приложения
конспекты воспитательных, мероприятий,
диагностический инструментарий,
и т.д.
Слайд 35 Технология разработки
программы воспитания
Определение предмета
Цель
Задачи
Определение содержания
Выбор методов, технологий, форм организации…
Механизм
оценки реализации программы
Написание программы
Обсуждение программы
Утверждение
Реализация (ОЭР)
Подведение итогов реализации программы, внесение коррективов
Слайд 36Литература
Балагина Е.В. Проектирование учебного плана образовательного учреждения в соответствии с
ФГОС ОО: метод. рекомендации /Е.В. Балагина.- Архангельск: изд-во АО ИППК
РО, 2012.- 46 с.
Горбунова Т.С. Разработка модели и плана внеурочной деятельности в образовательном учреждении/ Т.С. Горбунова // Управление начальной школой – 2012. - №5. – С.11-16.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)
Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (Приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”)
Сабельникогв С.И. Организация внеурочной деятельности в рамках «школы полного дня»/С.И.Сабельникова // Управление начальной школой – 2012. - №6. – С.19-16.
Солодкова М.И. Модели организации внеурочной деятельности/ М.И. Солодкова, Ю.Ю.Баранова, А.В.Кисляков // Управление начальной школой. – 2012. - №3. – С.7-12.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – 41 с.- (Стандарты второго поколения)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.- (Стандарты второго поколения)
Шмелькова Л.В. Планирование и анализ реализации внеурочной деятельности / Л.В. Шмелькова, Д.А. Бурункин // Управление начальной школой. – 2011. - №12. – С.5-11.