Слайд 2Водный холодильный транспорт является также одним из звеньев холодильной цепи
и предназначен для доставки выловленной и переработанной речной, морской или
иной продукции к месту потребления, дальнейшей обработки или хранения.
НАЗНАЧЕНИЕ
Речной или морской водный транспорт, оснащённый теплоизолированными помещениями и установками для искусственного поддержания температурных условий, получил название рефрижераторного.
Наличие естественных путей, не требующих больших затрат, использование силы течения воды определяет широкое использование водного транспорта.
Слайд 3Водный холодильный транспорт имеет ряд преимуществ по сравнению с другими
видами транспорта:
рефрижераторный тоннаж стоит дешевле равновеликой емкости грузов, себестоимость
перевозок в 2 раза ниже, чем на железнодорожном холодильном транспорте;
рефрижераторный тоннаж может быть использован для перевозки в обе стороны рейса любых (требующих и не требующих охлаждения) грузов, не имеющих сильного запаха и не портящих холодильного оборудования трюмов;
меньшее сопротивление движению на малых скоростях требует меньшего тягового усилия, чем на сухопутном транспорте. Мощность применяемого двигателя в 6-7 раз ниже;
нет габаритных ограничений, только пропускной способностью более узких мест транспортирования;
Слайд 4неограниченная пропускная способность по пути (пропускная способность снижается из-за плохих
причалов портов);
незначительный расход топлива, т.к. движение между портами происходит
по кратчайшему расстоянию;
производительность труда выше на морском транспорте в 5 раз, чем на железнодорожном.
Водный холодильный транспорт имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами транспорта:
Слайд 5Недостатки водного транспорта:
сравнительно невысокая скорость доставки;
дорогие сооружения механизации порта,
т.к. в результате сезонной работы механизмы простаивают;
нерегулярность сообщения;
извилистость речных путей,
что удлиняет в 3-3,5 раза путь по сравнению с другими линиями.
Слайд 6ТИПЫ ТОРГОВЫХ СУДОВ
пассажирское судно
сухогрузное судно
рефрижераторное судно
контейнеровоз
судно с горизонтальной погрузкой для
перевозки автомобилей
комбинированное судно для перевозки руды,
навалочных грузов и нефти
танкер
Слайд 8КЛАССИФИКАЦИЯ И СВОЙСТВА ТРАНСПОРТНЫХ СУДОВ
Рефрижераторные суда классифицируются по целевому назначению
на:
добывающие или промысловые, предназначенные для охлаждения и замораживания добытых
морепродуктов (траулеры, тунцеловы, кальмароловы и т.п.);
обрабатывающие суда, предназначены для приёма от добывающих судов морепродуктов замораживания и переработки их (плавбазы, производственные рефрижераторы и т.п.);
Слайд 9КЛАССИФИКАЦИЯ И СВОЙСТВА ТРАНСПОРТНЫХ СУДОВ
Рефрижераторные суда классифицируются по целевому назначению
на:
транспортные суда, предназначены для приёма с добывающих и обрабатывающих
судов на промыслах и с береговых предприятий замороженных и охлаждённых морепродуктов и доставки их в базовые порты. Их относят к универсальным судам – холодильникам;
специализированные для перевозки грузов не пищевого назначения, но требующие охлаждения в процессе транспортирования (суда-газовозы, контейнеровозы и др.).
Слайд 10КЛАССИФИКАЦИЯ И СВОЙСТВА ТРАНСПОРТНЫХ СУДОВ
По температурному режиму в трюмах рефрижераторные
суда различают:
низкотемпературные, предназначены для перевозки замороженных продуктов.
высокотемпературные, режим
обеспечивает перевозку охлажденных продуктов, преимущественно фруктов и овощей.
Слайд 12траулер кормового траления
куттер
логгер
траулер бортового траления
ПРОМЫСЛОВЫЕ СУДА
Слайд 17ДОБЫВАЮЩЕ-ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ СУДА
плавучий рыбозавод
рефрижераторное судно
вспомогательное судно
Слайд 22Искусственный холод на промысловых судах применяют для:
Поддержания в трюмах
необходимых температур;
Охлаждения улова;
Замораживание рыбы;
Охлаждение тузлуков (хранилищ льда
и рыбы);
Охлаждение забортной воды для мойки рыбы, пресной воды для глазирования рыбы и др. технологических нужд;
Приготовление чешуйчатого льда из забортной воды;
Технического кондиционирования воздуха в производственных помещениях;
Комфортного кондиционирования
в жилых, общественных и служебных
помещениях;
Охлаждения продуктов в кладовых.
Слайд 24Для охлаждения грузовых помещений на рефрижераторных судах применяют следующие способы:
непосредственное
охлаждение (провизионные камеры),
рассольное охлаждение (трюмы),
воздушное охлаждение (трюмы, морозильные устройства),
смешанное охлаждение
(трюмы, морозильные устройства).
Способы и схемы охлаждения судов – рефрижераторов
Схема размещения и компоновки оборудования может быть следующих вариантов:
централизованная (все охлаждаемые помещения завязаны на одну холодильную установку);
децентрализованная (каждое охлаждаемое помещение имеет свою холодильную установку);
смешанная.
Слайд 25На рефрижераторных судах применяются различные способы охлаждения грузовых трюмов и
твиндеков.
Они могут быть разделены на две группы:
"тихие" с естественной
циркуляцией воздуха;
с принудительной циркуляцией воздуха.
При "тихом" способе охлаждения в качестве охлаждающих приборов используют рассольные гладкотрубные или ребристые батареи и панельные системы охлаждения.
При воздушном способе охлаждения применяют воздухоохладители из оребренных труб - рассольные или непосредственного кипения холодильного агента с канальным и бесканальным воздухораспределением.
Системы воздушного охлаждения
Слайд 26Продольный разрез транспортного рефрижераторного судна:
1 — рефрижераторное машинное отделение; 2
— охлаждаемые трюмы;
3 — охлаждаемые твиндеки; 4 — главное машинное
отделение.
Общая компоновка оборудования судна рефрижератора
Слайд 27ТРЮМ (от голландского truim) - пространство внутри корпуса судна между
днищем (вторым дном) и вышележащей палубой или платформой.
Часто трюмом
называют груз, или производственное помещение на судне, расположенное между днищем и палубой, ограниченное поперечными переборками и предназначенное для определенных целей, например грузовой трюм, рефрижераторный трюм.
Рефрижераторный трюм оборудуется теплоизоляцией, системой вентиляции и холодильной установкой, а крышка трюма делается сравнительно небольшой — чтобы уменьшить теплопотери.
Нумерация грузовых трюмов идет от носа к корме.
Слайд 28Твиндек (англ. tween-deck) — междупалубное пространство внутри корпуса судна между
двумя палубами или между палубой и платформой.
Твиндек служит для размещения
грузов или пассажиров и экипажа.
При наличии трёх палуб различают верхний и нижний твиндеки, при большем количестве палуб — верхний твиндек, второй твиндек, третий твиндек и далее, сверху вниз.
Иногда твиндеком называют грузовое или производственное помещение на судне, расположенное между двумя палубами и предназначенное для определённых целей, — например, рефрижераторный твиндек.
Слайд 29Общая компоновка оборудования судна рефрижератора
Слайд 30Схемы экранирования охлаждаемых помещений:
I — раздельно охлаждаемые трюм и твиндек;
II
— совместно охлаждаемые трюм и твиндек (однотемпературный контур);
а — трюм
с полным экранированием; б — трюм с неполным экранированием;
1 — потолочные панели; 2 — бортовые и переборочные панели;
3 — днищевые панели.
Слайд 31Холодильное оборудование применяется преимущественно в агрегатированном исполнении, электрокомпрессорные или компрессорно
– конденсаторные агрегаты с V -, W – или веерообразными
VV компрессорами.
На вновь стоящих судах распространены винтовые агрегаты с плавным регулированием холодопроизводительности.
Применяются холодильные машины, работающие по циклу одно – и двухступенчатого сжатия.
В качестве приборов охлаждения используют батареи и воздухоохладители.
Батареи могут быть гладкотрубными, оребренными и панельными.
Холодильное оборудование рефрижераторных судов
Слайд 321 — компрессор; 2 — конденсатор;
3 — расширительный клапан;
4 —
испаритель; 5 — вентилятор; 6 — рефрижераторная камера;
7 —
помещение испарительной установки
Судовая рефрижераторная
установка
Слайд 34В качестве рабочего вещества холодильных машин применяют R 22 и
аммиак.
Поэтому машинное отделение оборудуют аварийной вентиляцией, обеспечивающий 40 –
кратный обмен воздуха в час для аммиака и 20 – кратный обмен при использовании хладонов.
Наряду с этим в качестве рабочего вещества холодильных машин применяют и R 502, что позволяет существенно упростить систему охлаждения, отказавшись от вторичных хладоносителей (для трюмов ёмкостью не более 200 м3 ).
РАБОЧИЕ ВЕЩЕСТВА ХОЛОДИЛЬНЫХ МАШИН
Слайд 35Суда флота рыбной промышленности оборудованы преимущественно интенсивными установками воздушного замораживания
и плиточными морозильными аппаратами.
Применяются:
воздушные морозильные аппараты шкафного типа АСМА,
типа LBH;
морозильные аппараты со спиральным конвейером и с диагональным закреплением блок-форм;
гравитационные морозильные аппараты типа «Линде»;
плиточные морозильные аппараты с горизонтальным и вертикальным (только на китобазах) расположением плит;
роторные морозильные аппараты.
МОРОЗИЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Слайд 36Требования, предъявляемые
к судовым холодильным установкам
К судовым холодильным установкам предъявляют
повышенные требования, регламентированные правилами международных классификационных обществ, например Российским Морским
Регистром Судоходства, Английским Ллойд, Американским бюро судоходства, Французским бюро Веритас и др.
Слайд 371. Так, каждая холодильная установка должна состоять минимум из двух
холодильных агрегатов.
При этом один агрегат должен обеспечить поддержание заданных
параметров в охлаждаемых помещениях при круглосуточной работе в течении 24 ч в любом районе плавания судна.
Требования, предъявляемые
к судовым холодильным установкам
Слайд 38Требования, предъявляемые
к судовым холодильным установкам
2. Судовые холодильные установки должны
быть компактными, иметь малую массу, быть особенно надёжными в работе,
выполнение их должно учитывать работу в условиях качки, крена и дифферента.
На речных судах обычно применяют холодильные установки берегового исполнения, на морских судах и судах смешанного плавания (река–море) - специально судового исполнения.
Слайд 393. Холодильные машины и аппараты изготавливают с учётом специфики работы
в морских условиях, имеют систему аварийного слива хладагента за борт.
Требования, предъявляемые
к судовым холодильным установкам
Слайд 404. Так как морская вода сильно агрессивна, то применяют более
стойкие материалы (например предусматривают для конденсаторов мельхиоровые трубы, трубную решетку
из нержавеющей стали) и используют другие материалы для защиты от коррозии.
Требования, предъявляемые
к судовым холодильным установкам
Слайд 41Требования, предъявляемые
к судовым холодильным установкам
5. Компрессор и электродвигатель судовых
холодильных машин выпускаются заводами, смонтированными на общей жесткой металлической раме,
чтобы исключить нарушение их соосности, которое может возникнуть при деформациях корпуса судна.
Слайд 42Требования, предъявляемые
к судовым холодильным установкам
6. В качестве помощи основным
компрессорам холодильных установок могут быть использованы резервные компрессоры, обслуживающие морозильные
устройства, льдогенераторы или системы кондиционирования воздуха.
Слайд 43Требования, предъявляемые
к судовым холодильным установкам
7. Помещения аммиачных холодильных машин
и выходы из них оборудуют системой орошения и системой аварийной
вентиляции, обеспечивающей 40-кратный обмен воздуха в час, а при наличии орошения кратность аварийной вентиляции может быть снижена до 30-кратного обмена в час.
В помещении, где размещены фреоновые холодильные машины, аварийная вентиляция должна обеспечивать 20-кратный часовой обмен воздуха.
Слайд 44Требования, предъявляемые
к судовым холодильным установкам
8. Оборудование фреоновых холодильных установок
может размещаться как в отдельных помещениях, так и в помещениях
главных машин или в помещениях с другим механическим оборудованием.
Помещения для фреоновых автоматизированных холодильных машин, где не предусматривается постоянная вахта, могут не иметь второго выхода.
Слайд 459. Механизмы и оборудование должны быть расположены так, чтобы обеспечивались
нормальное их обслуживание и ремонт.
При этом оси валов компрессоров
и осевые линии кожухотрубных аппаратов и горизонтальных ресиверов должны располагаться вдоль диаметральной плоскости судна.
Требования, предъявляемые
к судовым холодильным установкам
Слайд 4610. Особенностью выполнения схем трубопроводов на судовых установках является, что
через все коллекторы, через которые подается холодильный агент или хладоноситель
в охлаждающие приборы помещений, или группу охлаждающих приборов при наличии нескольких секций приборов в помещении, а также все обратные коллекторы, устанавливаются в машинном отделении, а все трубопроводы проходят в общем машинном отделении или шахте.
Такое размещение коллекторов позволяет производить включение и выключение охлаждающих приборов или их секций непосредственно из машинного отделения, но значительно увеличивает длину укладываемых трубопроводов.
Требования, предъявляемые
к судовым холодильным установкам
Слайд 47Требования, предъявляемые
к судовым холодильным установкам
С целью уменьшения эксплуатационных затрат,
обусловленных внешними теплопритоками,
- грузовые помещения располагают, как правило, в
носовой части судна,
а машинное отделение и служебные помещения - в кормовой части.
Слайд 48Требования, предъявляемые
к судовым холодильным установкам
Машинные отделения холодильной установки размещают
в отдельных газонепроницаемых отсеках, которые должны легко сообщаться с открытой
палубой.
Коэффициент теплопередачи ограждающей конструкции должен быть не более 0,3 Вт/(м2·К).
Слайд 49Требования, предъявляемые
к судовым холодильным установкам
Систему охлаждения с промежуточным хладоносителем
выполняют только закрытого типа.
Хладоносителем служит водный раствор хлорида кальция,
на сегодняшний момент более предпочтительна система с этиленгликолем.
Слайд 50Предусматривается обеспечение достаточной гибкости в управлении всей холодильной установкой путем
резервирования основных ее механизмов, аппаратов и отдельных узлов.
С этой
целью предусматривается возможность работы основного и резервного оборудования таким образом, чтобы любые машины и аппараты могли обеспечивать различные потребители холода.
Кроме того, на случай аварийных ситуаций в установке предусматривается достаточное количество запорных и предохранительных устройств, а в органах автоматического управления — дублирование с дополнительным ручным управлением.
Требования, предъявляемые
к судовым холодильным установкам