Разделы презентаций


Военная история Тема № 1 Зарождение армий и военного искусства Занятие № 2

Содержание

Учебные вопросы:Рабовладельческие государства и их войны.Военная организация рабовладельческих государств.Военное искусство в войнах рабовладельческих государств.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Военная история


Тема № 1 Зарождение армий и

военного искусства




Занятие № 2 Становление военного дела

в Древнем мире



Руководитель занятия:
кандидат филос. наук, доцент
подполковник Барышев М. А.

Военная история   Тема № 1 Зарождение армий и военного искусства  Занятие № 2 Становление

Слайд 2Учебные вопросы:
Рабовладельческие государства и их войны.
Военная организация рабовладельческих государств.
Военное искусство

в войнах рабовладельческих государств.

Учебные вопросы:Рабовладельческие государства и их войны.Военная организация рабовладельческих государств.Военное искусство в войнах рабовладельческих государств.

Слайд 3Учебный вопрос №1
Рабовладельческие государства и их войны

Учебный вопрос №1Рабовладельческие государства и их войны

Слайд 4Сфера материального производства

Сфера материального производства

Слайд 6Неосновные классы
Основные классы
«Пока совокупный общественный труд даёт продукцию, едва превышающую

самые необходимые средства существования всех, пока труд отнимает все или

почти всё время огромного большинства членов общества, до тех пор это общество неизбежно делится на классы».
Ф. Энгельс
Неосновные классыОсновные классы«Пока совокупный общественный труд даёт продукцию, едва превышающую самые необходимые средства существования всех, пока труд

Слайд 12Захватнические войны

Захватнические войны

Слайд 14Учебный вопрос № 2
Военная организация рабовладельческих государств

Учебный вопрос № 2Военная организация рабовладельческих государств

Слайд 15Структура и принципы комплектования армии на ранних ступенях развития

рабовладельческих государств – рабовладельческой милиции

Структура и принципы  комплектования армии на ранних ступенях развития рабовладельческих государств – рабовладельческой милиции

Слайд 18Центурии сениоров (старших)
Центурии юниоров (младших)
От призыва в ополчение освобождались
Участники

20 военных походов
Участники 10 военных походов
При службе в пехоте
При

службе в коннице
Центурии сениоров (старших)Центурии юниоров (младших)От призыва в ополчение освобождались Участники 20 военных походовУчастники 10 военных походов При

Слайд 19Идеологическое, классовое и ценностное обоснование имущественного

и военного деления граждан на разряды (центурии)
«Лучший воин тот, кто

владеет собственностью, ибо он заинтересован в эффективной защите её, а значит, и всей общины».

1.

Так как тот, кто чаще служит, несет и большие по сравнению с другими расходы и подвергается большей опасности, то он должен получить наибольшее влияние в государстве.

2.

Наконец, все эти опасности службы должны компенсироваться большей долей в военной добыче».

3.

Дионисий Геликарнасский (1 в. до н.э.)

Идеологическое, классовое  и   ценностное  обоснование имущественного и военного деления граждан на разряды (центурии)«Лучший

Слайд 20Основания и причины перехода от ополчения

к постоянной наемной армии (V в. до н.э.)

Создание постоянной наемной армии

Экономическое развитие и рост богатства рабовладельческих государств

Постоянная необходимость держать в повиновении и подавлять волнения рабов и неимущих граждан

Стремление крупных рабовладельцев освободиться от призыва путем оплаты службы предоставленных ими заместителей (наемников)

Углубление имущественного неравенства, социальных противоречий, нарастание классовой борьбы

Потребность господствующего класса в создании сильного централизованного государства

Ведение государством длительных захватнических и оборонительных войн

Массовое разорение и обращение в долговое рабство ремесленников, средних и мелких земледельцев, составлявших главную силу ополчения

Основания и причины перехода от ополчения

Слайд 22Развитие тактики (расчленение сил на тактические единицы)
Система обучения и воспитания

армий рабовладельческих государств
Создание постоянной наемной армии

Развитие тактики (расчленение сил на тактические единицы)Система обучения и воспитания армий рабовладельческих государствСоздание постоянной наемной армии

Слайд 28Оружие, военная техника и снаряжение армий рабовладельческого общества

Оружие, военная техника и снаряжение армий рабовладельческого общества

Слайд 35Оружие и снаряжение римского всадника (II в. н.э.)
1a. Кавалерийский меч

(spatha). 1b. Клинок меча, скованный из
нескольких железных

полос. 2. Солдатская закрытая сандалия
со шпорой. 3. Шерстяной носок. 4. Туника из шерсти и льна. 4a. Орнамент туники. 5. Шлем из Беркасово. 6. Шлем из Дер-эль-Медина.
Оружие и снаряжение римского всадника (II в. н.э.)1a. Кавалерийский меч (spatha). 1b. Клинок меча, скованный из

Слайд 38Учебный вопрос № 3
Военное искусство в войнах рабовладельческих государств

Учебный вопрос № 3Военное  искусство в войнах рабовладельческих государств

Слайд 39Приступая к рассмотрению учебного вопроса, напомним, что под военным искус-ством

понимают теорию и практику подготовки и ведения военных (боевых) действий

на суше, море и околоземном пространстве.

Военное искусство как составная часть военного дела определяется уровнем развития материального производства и характером общественного строя, зависит от исторических и национальных особенностей государств, географических условий и других факторов.

В военной теории многих иностранных государств военное искусство состоит из стратегии и тактики; вместо термина «оперативное искусство» применяются термины «большая тактика» или «малая стратегия».

Приступая к рассмотрению учебного вопроса, напомним, что под военным искус-ством понимают теорию и практику подготовки и ведения

Слайд 40тесно связана с политикой государства и вытекает из требований его

воен-ной доктрины. Решая поставленные политикой задачи, стратегия охваты-вает вопросы теории

и практики подготовки страны и Вооруженных Сил к войне, её планирование и ведение, исследует закономерности войны, раз-рабатывает способы и формы подготовки и ведения стратегических опера-ций, определяет цели и задачи фронтам, флотам и армиям, распределяет силы по театрам военных действий и стратегическим направлениям.

Стратегия, как высшая область ВИ,

Стратегия едина для Вооруженных сил государства, её выводы, положения и рекомендации обязательны для всех видов ВС. По отношению к оперативному искусству и тактике стратегия играет определяющую роль и в то же время учитывает их возможности.

непосредственно вытекает из стратегии и подчиняется ей. Занимая про-межуточное положение между стратегией и тактикой, оперативное искус-ство охватывает вопросы теории и практики подготовки и ведения совмест-ных и самостоятельных операций и боевых действий оперативными объеди-нениями видов ВС на различных ТВД, исследует и разрабатывает организа-цию взаимодействия, всестороннего обеспечения войск (сил) и управления ими. По отношению к тактике ОИ занимает главенствующее положение – определяет её задачи и направления развития.

Оперативное искусство

занимая подчиненное положение по отношению к оперативному искус-ству и стратегии, охватывает вопросы теории и практики подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями раз-личных видов Вооруженных Сил, родов войск (сил флота) и специальных войск на суше, море и околоземном пространстве.

Тактика,

тесно связана с политикой государства и вытекает из требований его воен-ной доктрины. Решая поставленные политикой задачи, стратегия

Слайд 41Элементы военного искусства в виде вполне определенных правил подготовки и

ведения войны сложились уже в период раннерабовладельческих государств. Эти правила

передава-лись от полководца к полководцу и под влиянием изменений в жизни общества дополня-лись, уточнялись, конкретизировалась.

Ограниченный уровень развития производительных сил не позволял ранним рабовладель-ческим государствам ставить перед своими полководцами цели и задачи, требовавших длительных усилий по обеспечению и ведению войн. Поэтому войны, как правило, велись с целью покорения ближайших соседей, захвата их богатств и рабов. Вместе с тем уже военные походы египетской армии в Сирию и Палестину в XVI – XIII вв. до н.э. показывают, что

Элементы военного искусства в виде вполне определенных правил подготовки и ведения войны сложились уже в период раннерабовладельческих

Слайд 42Стратегию полководцев Ассирии и Урарту отличали стремительность и внезапность нападения,

стрем-ление бить противника по частям. Активному харак-теру такой стратегии способствовало

то, что главную часть армий этих государств составляли конница и отряды боевых колесниц.

Полководцы Ассирии широко применяли ночные на-падения на противника, стремились перехватить его коммуникации и лишить возможности получать провиант и подкрепления. Войска Урарту, хорошо владея искусством ведения горной войны, широко ис-пользовали для оборонительных действий крепости, а во время походов – укрепленные полевые лагеря.

Стратегию полководцев Ассирии и Урарту отличали стремительность и внезапность нападения, стрем-ление бить противника по частям. Активному харак-теру

Слайд 43В стратегии персидских царей в полной мере нашло отражение их

стремление к мировому господству. В своих походах в Скифию и

Грецию (VII–IV вв. до н.э.) персы применяли комбинированные походы сушей и морем, используя сухопутные силы и морской флот, а также морские десанты. Для штурма крепостей персидская армия применяла подвижные башни на колесах.

Скифы и парфяне в борьбе с агрессией Персии на-шли такие эффективные формы стратегических действий, как отступление в глубь страны, изматы-вание и обескровливание противника частыми на-бегами с последующим переходом в контрнаступле-ние.

В стратегии персидских царей в полной мере нашло отражение их стремление к мировому господству. В своих походах

Слайд 44В стратегии полководцев древневосточных государств важное значение придавалось строительству дорог,

мостов, крепостей и укреплению городов. Построен-ная в IV–III вв. до

н. э. Великая Китайская стена является примером грандиозного инженерного соору-жения для прикрытия границы государства от набегов кочевников. Длина стены достигала 4 000 км, высота – от 5 до 10 м и толщина – 5 – 8 м.
В стратегии полководцев древневосточных государств важное значение придавалось строительству дорог, мостов, крепостей и укреплению городов. Построен-ная в

Слайд 45Основными факторами, определявшими развитие тактики рабовладельческого войска,
являлись уровень развития экономики

рабовладельческих государств, характер войны, вооружение, боевое обучение войск, физические и

мораль-ные качества воинов.

на тактику также влияли усло-вия местности, климат, состав войск, соотношение сил, нацио-нальные особенности армии, полководческое искусство вое-начальников.

Боевые действия, как правило, развертывались в открытом поле при условии согласия обеих сторон вступить в сражение. При уклонении одной из сторон от сражения, она уходила в укрепленный лагерь, штурмовать который без осадных орудий было практически невозможным делом.

Основными факторами, определявшими развитие тактики рабовладельческого войска,являлись уровень развития экономики рабовладельческих государств, характер войны, вооружение, боевое обучение

Слайд 46Тактика армий Древнего Востока отлича-лась простотой замыслов и прямолинейно-стью действий.

Решив дать сражение, полко-водцы выводили свои войска из укреплен-ного лагеря

в поле и развертывали их в боевой порядок.

Обычно он состоял из расположенных в 2-3 линии на открытой равнинной местности отрядов лучников, копейщиков, боевых колесниц, конницы и боевых слонов.

2-я линия – построенные в несколько рядов пешие копейщики

3-я линия – предназначенные для преследования противника конница и боевые колесницы

1-я линия – боевые слоны, боевые колесницы и отряды лучников

противник

Как правило, 1-я линия состояла из боевых слонов, боевых колесниц и отрядов лучни-ков, предназначенных для завязки боя и нарушения боевого порядка противника.

2-ю линию составляли построенные в не-сколько рядов копейщики. Эта линия была главной, т.к. она должна была нанести поражение противнику в рукопашном бою.

Иногда из боевых колесниц и конницы строилась 3-я линия для преследования разгромленного противника.

Главные силы сражались в плотных строях, напоминавших вытянутый по фронту прямоугольник. Управление войсками осу-ществлялось с помощью команд, пере-даваемых голосом, звуковыми и зрительны-ми сигналами. Как правило, полководец находился в центре боевого порядка.

Тактика армий Древнего Востока отлича-лась простотой замыслов и прямолинейно-стью действий. Решив дать сражение, полко-водцы выводили свои войска

Слайд 47Военное искусство армий Древнего Востока является лишь 1-й ступенью в

истории его развития. С ростом производи-тельных сил и совершенствованием средств

вооруженной борьбы военное искусство становится более сложным, более явно проявляется связь стратегии и политики, зави-симость хода и исхода войны от её характера и политиче-ских целей, от экономических возможностей рабовладель-ческих государств.

Походы Александра Македонского

2-я Пуническая война

Кампании Юлия Цезаря

Наиболее высокого уровня военное искусство достигло в Греции, Македонии, Карфагене и Риме в период деятельно-сти таких полководцев, как Мильтиад, Эпаминонд, Александр Македонский, Ганнибал и Юлий Цезарь.

Ганнибал

Мильтиад

Эпаминонд

Александр Македонский

Цезарь

Военное искусство армий Древнего Востока является лишь 1-й ступенью в истории его развития. С ростом производи-тельных сил

Слайд 48В ходе войн с Персией греки отстаивали свою свободу и

независимость. Справедливые цели войн сплачивали их и давали огромное мораль-ное

преимущество над противником.

В V в. до н.э. в молодых рабовладельческих рес-публиках (Афины, Спарта, Беотия и др.) значи-тельного развития достигли ремесленное произ-водство и торговля. Расширяя свои торговые и экономические связи, греческие города-государ-ства столкнулись с Персией – одним из древ-нейших рабовладельческих государств. Её цари, стремясь к мировому господству, вели непре-рывные войны, не раз предпринимали агрес-сивные сухопутные и морские походы против греческих государств.

В ходе войн с Персией греки отстаивали свою свободу и независимость. Справедливые цели войн сплачивали их и

Слайд 49В рассматриваемый период основу боевого порядка греческой, египетской и латинской

армий составляла фаланга.
возникла на основе оснащения войска одно-образным вооружением

и применения ко-пий в качестве основного оружия при дей-ствиях пехоты в тесно сомкнутом строю;

представляла собой тесно сомкнутое линей-ное построение тяжеловооруженных гопли-тов, прикрываемых с фронта и флангов легкой пехотой, конницей или колесница-ми;

Она сменила первоначальную форму боево-го порядка – строй тесно сомкнутых племенных (родовых) колонн во главе со своими вождями и предводителями;

в глубину насчитывала от 8 до 25 шеренг равномерно распределенных по фронту гоплитов. Дистанция между шеренгами составляла: в движении – 2 метра, в атаке – 1 метр, при отражении атаки – 0,5 метра.

В рассматриваемый период основу боевого порядка греческой, египетской и латинской армий составляла фаланга. возникла на основе оснащения

Слайд 50Фаланга (греч. phalanx)
по фронту занимала несколько сот мет-ров, на каждый

метр приходилось по 2 гоплита;
в бою не расчленялась на отдельные

части, действовала как единое целое, стремясь мощным фронтальным ударом расстроить (прорвать) ряды противника;

непосредственное участие в бою прини-мали первые две шеренги. Гоплиты 2-й шеренги заменяли убитых и раненных, а последующих шеренг собственными тела-ми давили на передние, не давая им возможности отступить или рассыпаться в ожесточенной схватке.

Фаланга (греч. phalanx)по фронту занимала несколько сот мет-ров, на каждый метр приходилось по 2 гоплита;в бою не

Слайд 51в сплоченности и дисциплине, которые обеспечивались высоким уровнем воспитания и

обучения воинов – связанных родственными узами граждан одного полиса;

наиболее полной реализации возможностей холодного оружия в рукопашном бою.

в первоначальном сокрушающем ударе, против которого не мог-ли устоять слабо организованные армии. При сближении с противником фаланга переходила на бег, резко усиливая свой первоначальный натиск и деморализуя врага;

малоподвижность, неспособность решительно преследовать противника и действовать на пересеченной местности. Расчленение фаланги, как правило, приводило к её поражению.

Недостатки фаланги:

стойкости в обороне;

Сила и боевая мощь фаланги заключались

в сплоченности и дисциплине, которые обеспечивались высоким уровнем воспитания и обучения воинов – связанных родственными узами граждан

Слайд 52Марафон
Наглядным примером тактики греческой фаланги является сражение при Марафоне

(12.9. 490 г. до н.э.)

Марафон Наглядным примером тактики греческой фаланги является сражение при Марафоне (12.9. 490 г. до н.э.)

Слайд 53Место сражения и построение греческих войск
Были определены Мильтиадом с учетом

подавляющего превосходства персов в коннице и тактики её действий (нанесение

ударов по флангам противника).

Фаланга была построена перед узким (до 1 км) входом в Марафонскую долину между прикрывшими её фланги горами, на склонах которых были созданы засеки и завалы.

1.

2.

С учетом возможности охвата флангов Мильтиад уменьшил число шеренг в центре фаланги и увеличил на её флангах. Дополнительно для их усиления на правом фланге были расположены лучшие афинские гоплиты, на левом – отряд платеян.

3.

Место сражения и построение греческих войскБыли определены Мильтиадом с учетом подавляющего превосходства персов в коннице и тактики

Слайд 54превосходство организованных, дисциплинированных и обученных армий греческих полисов над персидской

армией, имевшей лишь зачатки организации и боевой подготовки.
преимущество тактики

спаянной воинской дисциплиной и выучкой фаланги над тактикой персидских войск, еще не имевших плотных боевых порядков.

главенство тактики рукопашного боя тяжеловооруженной пехоты над тактикой иррегулярной конницы и стрельбы из лука.

необходимость наличия у полководца того времени умений правильно выбрать место сражения, построить фалангу и усилить её фланги, нанести внезапный удар и лично управлять фалангой в бою.

решающую роль морального превосходства и стойкости защи-щающих свободу и независимость своей родины греческих войск над сражающимися за чуждые интересы персидскими воинами.

Победа греческих войск в сражении у Марафона убедительно доказала

превосходство организованных, дисциплинированных и обученных армий греческих полисов над персидской армией, имевшей лишь зачатки организации и боевой

Слайд 55Следующий этап в развитии военного искусства связан с Пелопоннесской (431–404

гг. до н.э.) и Бео-тийской (378–362 гг. до н.э.) войнами,

которые вели противоборствующие союзы греческих государств за гегемонию на Пелопоннесском полуострове.

В ходе Пелопоннесской войны происходят коренные изменения в греческих армиях, в рамках которых был осуществлён переход от всеобщего ополчения свободных граждан к наемной армии.

В ходе этого перехода возникает средняя пехота (пель-тасты), способная решать задачи легкой и тяжелой пехоты, т.е. применять тактику рукопашного и мета-тельного боя. Обученные вести бой в сомкнутом и разомкнутом строю, пельтасты умело действовали на ровной и пересеченной местности, успешно нападали на фланг и тыл противника. С введением средней пехоты боевой порядок армии усложняется, в него входят фаланга гоплитов, пельтасты, легкая пехота и конница.

В свою очередь битва при Левктрах (371 г. до н.э.) ознаменовала дальнейшее развитие тактики фаланги, по-прежнему остававшейся основой боевого построе-ния.

пельтасты

Следующий этап в развитии военного искусства связан с Пелопоннесской (431–404 гг. до н.э.) и Бео-тийской (378–362 гг.

Слайд 56Сражение при Левктрах (5 августа 371 г. до н.э.)

Сражение при Левктрах (5 августа 371 г. до н.э.)

Слайд 57«Священный отряд»
600 метров
50 шеренг
300 чел.
ЭПАМИНОНД - 7 500 чел.
8

шеренг

союзники

спартанцы

КЛЕОМБРОТ - 11 000 чел.

1 200 метров

12 шеренг

Ударная колонна («эмбалон») 1 500 чел.

«Священный отряд»600 метров 50 шеренг300 чел.ЭПАМИНОНД - 7 500 чел.8 шеренг

Слайд 58Эпаминонд

(ок. 418 г. до н.э. - 362 г. до н.э.)
Эпаминонд

Слайд 59Ознаменовала отказ от господствующей в то время тактики фронтального удара

равномерно распределенными по фронту силами.
Впервые в истории военного искусства

был применен новый тактический принцип – неравномерное распре-деление войск по фронту с целью достижения решающего превосходства в силах на направлении главного удара.

Показала, что в условиях равенства сил или численного превосходства противника невозможно быть всюду одинако-во сильным, что атака превосходящих сил на главном направлении, а не по всему фронту ведёт к поражению противника.

«Эпаминонд первый открыл великий тактический принцип, который вплоть до наших дней решает почти все регулярные сражения: неравномерное распределение войск по фронту в целях сосредоточения сил для главного удара на решающем пункте».
Ф. Энгельс

Реализация принципа сосредоточения сил на направлении главного удара предполагала организацию взаимодействия родов войск, их активных наступательных и сковывающих оборонительных действий.

Победа войск Эпаминонда при Левктрах – качественно новый этап в развитии военного искусства

Ознаменовала отказ от господствующей в то время тактики фронтального удара равномерно распределенными по фронту силами. Впервые в

Слайд 60Новый этап в истории военного искусства связан с так называемыми

Пуническими войнами между Римом и Карфагеном за господство на Средиземном

море в конце III – начале II века до н.э.

В этих войнах высокие образцы стратегических и тактических действий показал крупный военачальник древности – карфагенский полководец Ганнибал. В ходе 2-й Пунической войны (218–201 гг. до н.э.) он успешно осуществил стратегический план вторжения на терри-торию Римского государства.

Весной 218 г. до н.э. 100-тысячная армия Карфагена во главе с Ганнибалом высадилась в Испании, успешно совершила переход через Пиренеи и Альпы, а в сраже-ниях на реках Тицина и Требия (218 г. до н.э.), у Трази-менского озера (217 г. до н.э.) нанесла поражения рим-ским легионам, расчистив себе путь в глубь Апеннин-ского полуострова.

Действия Ганнибала отличались широким применени-ем маневра войск с выходом во фланг и тыл противни-ка, умелым использованием местности. Его стратегия выделялась заблаговременной подготовкой войны, смелостью и решительностью замыслов и целей, стремительностью военных действий. Вершиной полко-водческого искусства Ганнибала стала битва при Каннах – решающее сражение 2-й Пунической войны.

Канны

Новый этап в истории военного искусства связан с так называемыми Пуническими войнами между Римом и Карфагеном за

Слайд 61Сражение при Каннах (8 августа 216 г. до н.э.)

Сражение при Каннах (8 августа 216 г. до н.э.)

Слайд 62 2 километра
55000 чел. в 3 линии

по 12 шеренг
Ауфид
Римская конница 2000 чел.
Конница союзников 4000

чел.

Эмилий Павел

Теренций Варрон

Тяжелая конница иберов и галлов 8000 чел.

Газдрубал

Нумидийская конница 2000 чел.

Ганнон

Тяжелая африк. пехота 6000 чел.

Иберийская и галльская пехота 20 000 чел.

16 шеренг

16 шеренг

Ганнибал Барка

Тяжелая африк. пехота 6000 чел.

2 километра55000 чел. в 3 линии      по 12 шеренгАуфидРимская конница 2000

Слайд 64Убедительно доказала превосходство нанесшей стремительные удары по флангам и тылу

противника хорошо вооруженной, обученной и организованной тяжелой конницы карфагенян над

кавалерией и первоклассной по тому времени пехотой римлян.

Впервые в истории военного искусства главный удар был нанесен не одной (Эпаминонд), а двумя фланговыми ударными группировками, состоявшими из слаженно взаимодействующих тяжелой кавалерии и наиболее боеспособной пехоты.

Еще раз показала, что фланги являются не только уязвимым местом боевого порядка, но и эффективным средством окружения и разгрома численно превосходящего противника.

Вошла в историю военного искусства как классический образец полного разгрома и уничтожения численно превосходящей армии путем её полного окружения меньшими силами.

Победа войск Ганнибала при Каннах – новый этап в развитии военного искусства

Убедительно доказала превосходство нанесшей стремительные удары по флангам и тылу противника хорошо вооруженной, обученной и организованной тяжелой

Слайд 65Войны Древнего Рима составляют заверша-ющий этап развития военного искусства армий

рабовладельческого общества. В этот период оно опиралось на более высокий

уровень развития производительных сил и хорошо подготовленное в профессиональ-ном отношении войско.

Первоначально оно было сведено в один легион, состоявший из 4200 человек пехоты и 300 конников. Для боя легион строился фалангой в 8 шеренг. Легковооруженные велиты прикрывали боевой порядок легио-на и завязывали сражение. Его исход решал-ся рукопашной схваткой тяжеловооружен-ных воинов.

Войны Древнего Рима составляют заверша-ющий этап развития военного искусства армий рабовладельческого общества. В этот период оно опиралось

Слайд 66Окрепнув, Древний Рим создал хорошо орга-низованное войско, состоявшее из двух

ар-мий, которые делились на легионы. Измени-лась и организация легиона, который

в IV в. до н.э. состоял из 30 манипул тяжеловоору-женной пехоты и 10 турм конницы по 30 всад-ников в каждой. Манипула состояла из 120 чел. и делилась на две центурии. Для при-крытия боевого порядка легиона каждой ма-нипуле полагалось 30 легковооруженных ве-литов. При этом численность легиона оста-лась прежней – 4200 пеших и 300 конных вои-нов.

Таким образом, в римской армии было осуществлено деление сил на организаци-онно-тактические единицы, высшей из кото-рых был легион, низшей – центурия, а основ-ной - манипула. Такое расчленение легиона позволило римской армии применять мани-пулярный боевой порядок, ставший круп-ным шагом вперед в развитии тактики.

Окрепнув, Древний Рим создал хорошо орга-низованное войско, состоявшее из двух ар-мий, которые делились на легионы. Измени-лась и

Слайд 67Конкретизируя изложенное, отметим, что манипулярный боевой порядок сменил исторически вторую

форму боевого поряд-ка – фалангу и закрепил тактическое рас-членение легиона

на распределенные по фронту и в глубину тактические единицы (манипулы).

Он возник на основе обобщения боевого опыта, оснащения армии однообразным оружием и политической победы плебса над патрициями, позволившей значитель-но расширить базу римского войска (от-мена долгового рабства, переход к едино-образному комплектованию манипул вои-нами, имеющими одинаковый возраст и уровень боевой подготовки).

Боевой порядок легиона состоял из 3-х ли-ний по 10 манипул в каждой. В 1-й линии выстраивались манипулы молодых воинов (гастатов), во 2-й – манипулы более опыт-ных пехотинцев (принципов), в 3-й – со-ставлявшие резерв легиона манипулы ветеранов войн (триариев).

Конкретизируя изложенное, отметим, что манипулярный боевой порядок сменил исторически вторую форму боевого поряд-ка – фалангу и закрепил

Слайд 68 Манипулы гастатов и принципов строи-лись в 10 шеренг по

12 рядов в каждой (манипулы триариев – в 5 шеренг

по 12 рядов в каждой). Интервалы между ма-нипулами равнялись её фронту. Мани-пулы второй и третьей линий строились за интервалами передних линий.

По сравнению с фалангой манипуляр-ный строй сделал римскую армию более подвижной и маневренной, способной вести сражение и преследовать против-ника на любой местности, последо-вательно наращивать силы из глубины на выбранном направлении за счет резерва (триариев).

Манипулы гастатов и принципов строи-лись в 10 шеренг по 12 рядов в каждой (манипулы триариев –

Слайд 69После Пунических войн римское войско стало постепенно комплектоваться добро-вольцами из

наиболее бедных разрядов, образуя профессиональную наемную ар-мию вместо прежней милиции,

в которую включались все граждане.

Переход к новой системе комплектования – от ополчения к наемной армии – имел те же основания и причинную обусловленность, что и в Греции. При новой системе ком-плектования каждый воин содержался и вооружался за счет государства. Высокий уровень ремесленного производства позво-лил обеспечить всех воинов одинаковым оружием и тем самым ликвидировать деле-ние пехоты на легкую и тяжелую.

После Пунических войн римское войско стало постепенно комплектоваться добро-вольцами из наиболее бедных разрядов, образуя профессиональную наемную ар-мию

Слайд 70Военные реформы, связанные с введением наемной армии, были названы реформами

Гая Мария – римского политического деяте-ля и полководца, приступившего в

107 г. до н.э. к реорганизации армии.

Благодаря его усилиям изменились организа-ция римской армии. Численность легиона увеличилась до 5–6 тыс. чел. Тактически легион стал делиться на 10 когорт (1 когорта – 3 манипулы) по 500 – 600 человек в каждой.

Консул Римской республики Гай Марий

По сравнению с манипулой когорта явля-лась более сильной, но менее маневренной тактической единицей. С её введением мани-пулярная тактика уступила место когортной.

Легион по-прежнему строился в три линии, но уже по когортам – 4 когорты в 1-й линии и по 3 когорты во 2-й и 3-й линиях. Когорт-ный боевой порядок повысил маневренные возможности легиона, позволял полководцу расставлять когорты и изменять их положе-ние согласно складывающейся обстановке, выделять частный и общий резерв для парирования ударов и разгрома противника.

Военные реформы, связанные с введением наемной армии, были названы реформами Гая Мария – римского политического деяте-ля и

Слайд 71В войнах рабовладельческих государств имели место и морские сражения

В войнах рабовладельческих государств имели место и морские сражения

Слайд 72В сражениях армии рабовладельческих государств широко применяли различную осадную технику,

состоявшую из таранов, подвижных башен и используемых для метания стрел,

камней и зажигательных снарядов катапульт и баллист.

В эпоху Древнего мира возникли рабовладельческие государства и их армии, которые в своем развитии прошли путь от ополчения до постоянной наемной армии. Основными родами войск являлись пехота и конница. Все приморские государства располагали военно-морским флотом.

Резюме:

1

В ходе войн возникло и развилось военное искусство, охватывающее вопросы теории и практики подготовки и ведения войн, боевых действий тактических единиц на суше и море. Основными факторами, определившими развитие военного искусства, были экономика государств, характер войн, состав и боевые качества армий, способности полководцев.

Основу организационной структуры армий рабовладельческих государств составляли отряды, фаланги, легионы и другие военные единицы, совершенствуемые в целях повышения их ударных возможностей и маневренности.

4

Вооружение армий определялось общим уровнем и медленными темпами развития рабовладельческого способа производства. В целом для армий этого периода характерно применение металлического колюще-рубящего (мечи) и метательного оружия (луки, копья и стрелы с металлическими наконечниками).

3

5

2

В сражениях армии рабовладельческих государств широко применяли различную осадную технику, состоявшую из таранов, подвижных башен и используемых

Слайд 73Тактика развивалась по линии совершенствования боевого порядка войск от скученных

и монолитных построений к применению сложных расчлененных построений, улучшения приемов

организации взаимо-действия родов войск и способов управления ими.

Стратегическое искусство выражалось в учете экономического, полити-ческого и военного потенциалов сторон, тщательной и скрытной подготовке к войне, умелом выборе времени её начала, места и момента сражения, направления главного удара, целеустремленности и настойчивости в достиже-нии целей, внезапности, быстроте и решительности действий.

7

6

Наиболее ярко развитие военного искусства проявилось в открытии Эпаминондом важнейшего принципа неравномерного распределения войск по фронту с целью сосредоточения сил для главного удара на решающем участке; применении Александром Македонским конницы в качестве ударного средства разгрома противника; в нанесении Ганнибалом одновременного удара обоими флангами, окружении и разгроме армии противника меньшими силами, в искусном применении Юлием Цезарем маневра на поле боя и создании им резерва.

8

Тактика развивалась по линии совершенствования боевого порядка войск от скученных и монолитных построений к применению сложных расчлененных

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика