военного искусства
Занятие № 2 Становление военного дела
в Древнем мире
Руководитель занятия:
кандидат филос. наук, доцент
подполковник Барышев М. А.
Руководитель занятия:
кандидат филос. наук, доцент
подполковник Барышев М. А.
1.
Так как тот, кто чаще служит, несет и большие по сравнению с другими расходы и подвергается большей опасности, то он должен получить наибольшее влияние в государстве.
2.
Наконец, все эти опасности службы должны компенсироваться большей долей в военной добыче».
3.
Дионисий Геликарнасский (1 в. до н.э.)
Создание постоянной наемной армии
Экономическое развитие и рост богатства рабовладельческих государств
Постоянная необходимость держать в повиновении и подавлять волнения рабов и неимущих граждан
Стремление крупных рабовладельцев освободиться от призыва путем оплаты службы предоставленных ими заместителей (наемников)
Углубление имущественного неравенства, социальных противоречий, нарастание классовой борьбы
Потребность господствующего класса в создании сильного централизованного государства
Ведение государством длительных захватнических и оборонительных войн
Массовое разорение и обращение в долговое рабство ремесленников, средних и мелких земледельцев, составлявших главную силу ополчения
Военное искусство как составная часть военного дела определяется уровнем развития материального производства и характером общественного строя, зависит от исторических и национальных особенностей государств, географических условий и других факторов.
В военной теории многих иностранных государств военное искусство состоит из стратегии и тактики; вместо термина «оперативное искусство» применяются термины «большая тактика» или «малая стратегия».
Стратегия, как высшая область ВИ,
Стратегия едина для Вооруженных сил государства, её выводы, положения и рекомендации обязательны для всех видов ВС. По отношению к оперативному искусству и тактике стратегия играет определяющую роль и в то же время учитывает их возможности.
непосредственно вытекает из стратегии и подчиняется ей. Занимая про-межуточное положение между стратегией и тактикой, оперативное искус-ство охватывает вопросы теории и практики подготовки и ведения совмест-ных и самостоятельных операций и боевых действий оперативными объеди-нениями видов ВС на различных ТВД, исследует и разрабатывает организа-цию взаимодействия, всестороннего обеспечения войск (сил) и управления ими. По отношению к тактике ОИ занимает главенствующее положение – определяет её задачи и направления развития.
Оперативное искусство
занимая подчиненное положение по отношению к оперативному искус-ству и стратегии, охватывает вопросы теории и практики подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями раз-личных видов Вооруженных Сил, родов войск (сил флота) и специальных войск на суше, море и околоземном пространстве.
Тактика,
Ограниченный уровень развития производительных сил не позволял ранним рабовладель-ческим государствам ставить перед своими полководцами цели и задачи, требовавших длительных усилий по обеспечению и ведению войн. Поэтому войны, как правило, велись с целью покорения ближайших соседей, захвата их богатств и рабов. Вместе с тем уже военные походы египетской армии в Сирию и Палестину в XVI – XIII вв. до н.э. показывают, что
Полководцы Ассирии широко применяли ночные на-падения на противника, стремились перехватить его коммуникации и лишить возможности получать провиант и подкрепления. Войска Урарту, хорошо владея искусством ведения горной войны, широко ис-пользовали для оборонительных действий крепости, а во время походов – укрепленные полевые лагеря.
Скифы и парфяне в борьбе с агрессией Персии на-шли такие эффективные формы стратегических действий, как отступление в глубь страны, изматы-вание и обескровливание противника частыми на-бегами с последующим переходом в контрнаступле-ние.
на тактику также влияли усло-вия местности, климат, состав войск, соотношение сил, нацио-нальные особенности армии, полководческое искусство вое-начальников.
Боевые действия, как правило, развертывались в открытом поле при условии согласия обеих сторон вступить в сражение. При уклонении одной из сторон от сражения, она уходила в укрепленный лагерь, штурмовать который без осадных орудий было практически невозможным делом.
Обычно он состоял из расположенных в 2-3 линии на открытой равнинной местности отрядов лучников, копейщиков, боевых колесниц, конницы и боевых слонов.
2-я линия – построенные в несколько рядов пешие копейщики
3-я линия – предназначенные для преследования противника конница и боевые колесницы
1-я линия – боевые слоны, боевые колесницы и отряды лучников
противник
Как правило, 1-я линия состояла из боевых слонов, боевых колесниц и отрядов лучни-ков, предназначенных для завязки боя и нарушения боевого порядка противника.
2-ю линию составляли построенные в не-сколько рядов копейщики. Эта линия была главной, т.к. она должна была нанести поражение противнику в рукопашном бою.
Иногда из боевых колесниц и конницы строилась 3-я линия для преследования разгромленного противника.
Главные силы сражались в плотных строях, напоминавших вытянутый по фронту прямоугольник. Управление войсками осу-ществлялось с помощью команд, пере-даваемых голосом, звуковыми и зрительны-ми сигналами. Как правило, полководец находился в центре боевого порядка.
Походы Александра Македонского
2-я Пуническая война
Кампании Юлия Цезаря
Наиболее высокого уровня военное искусство достигло в Греции, Македонии, Карфагене и Риме в период деятельно-сти таких полководцев, как Мильтиад, Эпаминонд, Александр Македонский, Ганнибал и Юлий Цезарь.
Ганнибал
Мильтиад
Эпаминонд
Александр Македонский
Цезарь
В V в. до н.э. в молодых рабовладельческих рес-публиках (Афины, Спарта, Беотия и др.) значи-тельного развития достигли ремесленное произ-водство и торговля. Расширяя свои торговые и экономические связи, греческие города-государ-ства столкнулись с Персией – одним из древ-нейших рабовладельческих государств. Её цари, стремясь к мировому господству, вели непре-рывные войны, не раз предпринимали агрес-сивные сухопутные и морские походы против греческих государств.
представляла собой тесно сомкнутое линей-ное построение тяжеловооруженных гопли-тов, прикрываемых с фронта и флангов легкой пехотой, конницей или колесница-ми;
Она сменила первоначальную форму боево-го порядка – строй тесно сомкнутых племенных (родовых) колонн во главе со своими вождями и предводителями;
в глубину насчитывала от 8 до 25 шеренг равномерно распределенных по фронту гоплитов. Дистанция между шеренгами составляла: в движении – 2 метра, в атаке – 1 метр, при отражении атаки – 0,5 метра.
непосредственное участие в бою прини-мали первые две шеренги. Гоплиты 2-й шеренги заменяли убитых и раненных, а последующих шеренг собственными тела-ми давили на передние, не давая им возможности отступить или рассыпаться в ожесточенной схватке.
в первоначальном сокрушающем ударе, против которого не мог-ли устоять слабо организованные армии. При сближении с противником фаланга переходила на бег, резко усиливая свой первоначальный натиск и деморализуя врага;
малоподвижность, неспособность решительно преследовать противника и действовать на пересеченной местности. Расчленение фаланги, как правило, приводило к её поражению.
Недостатки фаланги:
стойкости в обороне;
Сила и боевая мощь фаланги заключались
Фаланга была построена перед узким (до 1 км) входом в Марафонскую долину между прикрывшими её фланги горами, на склонах которых были созданы засеки и завалы.
1.
2.
С учетом возможности охвата флангов Мильтиад уменьшил число шеренг в центре фаланги и увеличил на её флангах. Дополнительно для их усиления на правом фланге были расположены лучшие афинские гоплиты, на левом – отряд платеян.
3.
главенство тактики рукопашного боя тяжеловооруженной пехоты над тактикой иррегулярной конницы и стрельбы из лука.
необходимость наличия у полководца того времени умений правильно выбрать место сражения, построить фалангу и усилить её фланги, нанести внезапный удар и лично управлять фалангой в бою.
решающую роль морального превосходства и стойкости защи-щающих свободу и независимость своей родины греческих войск над сражающимися за чуждые интересы персидскими воинами.
Победа греческих войск в сражении у Марафона убедительно доказала
В ходе Пелопоннесской войны происходят коренные изменения в греческих армиях, в рамках которых был осуществлён переход от всеобщего ополчения свободных граждан к наемной армии.
В ходе этого перехода возникает средняя пехота (пель-тасты), способная решать задачи легкой и тяжелой пехоты, т.е. применять тактику рукопашного и мета-тельного боя. Обученные вести бой в сомкнутом и разомкнутом строю, пельтасты умело действовали на ровной и пересеченной местности, успешно нападали на фланг и тыл противника. С введением средней пехоты боевой порядок армии усложняется, в него входят фаланга гоплитов, пельтасты, легкая пехота и конница.
В свою очередь битва при Левктрах (371 г. до н.э.) ознаменовала дальнейшее развитие тактики фаланги, по-прежнему остававшейся основой боевого построе-ния.
пельтасты
спартанцы
КЛЕОМБРОТ - 11 000 чел.
1 200 метров
12 шеренг
Ударная колонна («эмбалон») 1 500 чел.
Показала, что в условиях равенства сил или численного превосходства противника невозможно быть всюду одинако-во сильным, что атака превосходящих сил на главном направлении, а не по всему фронту ведёт к поражению противника.
«Эпаминонд первый открыл великий тактический принцип, который вплоть до наших дней решает почти все регулярные сражения: неравномерное распределение войск по фронту в целях сосредоточения сил для главного удара на решающем пункте».
Ф. Энгельс
Реализация принципа сосредоточения сил на направлении главного удара предполагала организацию взаимодействия родов войск, их активных наступательных и сковывающих оборонительных действий.
Победа войск Эпаминонда при Левктрах – качественно новый этап в развитии военного искусства
В этих войнах высокие образцы стратегических и тактических действий показал крупный военачальник древности – карфагенский полководец Ганнибал. В ходе 2-й Пунической войны (218–201 гг. до н.э.) он успешно осуществил стратегический план вторжения на терри-торию Римского государства.
Весной 218 г. до н.э. 100-тысячная армия Карфагена во главе с Ганнибалом высадилась в Испании, успешно совершила переход через Пиренеи и Альпы, а в сраже-ниях на реках Тицина и Требия (218 г. до н.э.), у Трази-менского озера (217 г. до н.э.) нанесла поражения рим-ским легионам, расчистив себе путь в глубь Апеннин-ского полуострова.
Действия Ганнибала отличались широким применени-ем маневра войск с выходом во фланг и тыл противни-ка, умелым использованием местности. Его стратегия выделялась заблаговременной подготовкой войны, смелостью и решительностью замыслов и целей, стремительностью военных действий. Вершиной полко-водческого искусства Ганнибала стала битва при Каннах – решающее сражение 2-й Пунической войны.
Канны
Эмилий Павел
Теренций Варрон
Тяжелая конница иберов и галлов 8000 чел.
Газдрубал
Нумидийская конница 2000 чел.
Ганнон
Тяжелая африк. пехота 6000 чел.
Иберийская и галльская пехота 20 000 чел.
16 шеренг
16 шеренг
Ганнибал Барка
Тяжелая африк. пехота 6000 чел.
Впервые в истории военного искусства главный удар был нанесен не одной (Эпаминонд), а двумя фланговыми ударными группировками, состоявшими из слаженно взаимодействующих тяжелой кавалерии и наиболее боеспособной пехоты.
Еще раз показала, что фланги являются не только уязвимым местом боевого порядка, но и эффективным средством окружения и разгрома численно превосходящего противника.
Вошла в историю военного искусства как классический образец полного разгрома и уничтожения численно превосходящей армии путем её полного окружения меньшими силами.
Победа войск Ганнибала при Каннах – новый этап в развитии военного искусства
Первоначально оно было сведено в один легион, состоявший из 4200 человек пехоты и 300 конников. Для боя легион строился фалангой в 8 шеренг. Легковооруженные велиты прикрывали боевой порядок легио-на и завязывали сражение. Его исход решал-ся рукопашной схваткой тяжеловооружен-ных воинов.
Таким образом, в римской армии было осуществлено деление сил на организаци-онно-тактические единицы, высшей из кото-рых был легион, низшей – центурия, а основ-ной - манипула. Такое расчленение легиона позволило римской армии применять мани-пулярный боевой порядок, ставший круп-ным шагом вперед в развитии тактики.
Он возник на основе обобщения боевого опыта, оснащения армии однообразным оружием и политической победы плебса над патрициями, позволившей значитель-но расширить базу римского войска (от-мена долгового рабства, переход к едино-образному комплектованию манипул вои-нами, имеющими одинаковый возраст и уровень боевой подготовки).
Боевой порядок легиона состоял из 3-х ли-ний по 10 манипул в каждой. В 1-й линии выстраивались манипулы молодых воинов (гастатов), во 2-й – манипулы более опыт-ных пехотинцев (принципов), в 3-й – со-ставлявшие резерв легиона манипулы ветеранов войн (триариев).
По сравнению с фалангой манипуляр-ный строй сделал римскую армию более подвижной и маневренной, способной вести сражение и преследовать против-ника на любой местности, последо-вательно наращивать силы из глубины на выбранном направлении за счет резерва (триариев).
Переход к новой системе комплектования – от ополчения к наемной армии – имел те же основания и причинную обусловленность, что и в Греции. При новой системе ком-плектования каждый воин содержался и вооружался за счет государства. Высокий уровень ремесленного производства позво-лил обеспечить всех воинов одинаковым оружием и тем самым ликвидировать деле-ние пехоты на легкую и тяжелую.
Благодаря его усилиям изменились организа-ция римской армии. Численность легиона увеличилась до 5–6 тыс. чел. Тактически легион стал делиться на 10 когорт (1 когорта – 3 манипулы) по 500 – 600 человек в каждой.
Консул Римской республики Гай Марий
По сравнению с манипулой когорта явля-лась более сильной, но менее маневренной тактической единицей. С её введением мани-пулярная тактика уступила место когортной.
Легион по-прежнему строился в три линии, но уже по когортам – 4 когорты в 1-й линии и по 3 когорты во 2-й и 3-й линиях. Когорт-ный боевой порядок повысил маневренные возможности легиона, позволял полководцу расставлять когорты и изменять их положе-ние согласно складывающейся обстановке, выделять частный и общий резерв для парирования ударов и разгрома противника.
В эпоху Древнего мира возникли рабовладельческие государства и их армии, которые в своем развитии прошли путь от ополчения до постоянной наемной армии. Основными родами войск являлись пехота и конница. Все приморские государства располагали военно-морским флотом.
Резюме:
1
В ходе войн возникло и развилось военное искусство, охватывающее вопросы теории и практики подготовки и ведения войн, боевых действий тактических единиц на суше и море. Основными факторами, определившими развитие военного искусства, были экономика государств, характер войн, состав и боевые качества армий, способности полководцев.
Основу организационной структуры армий рабовладельческих государств составляли отряды, фаланги, легионы и другие военные единицы, совершенствуемые в целях повышения их ударных возможностей и маневренности.
4
Вооружение армий определялось общим уровнем и медленными темпами развития рабовладельческого способа производства. В целом для армий этого периода характерно применение металлического колюще-рубящего (мечи) и метательного оружия (луки, копья и стрелы с металлическими наконечниками).
3
5
2
Стратегическое искусство выражалось в учете экономического, полити-ческого и военного потенциалов сторон, тщательной и скрытной подготовке к войне, умелом выборе времени её начала, места и момента сражения, направления главного удара, целеустремленности и настойчивости в достиже-нии целей, внезапности, быстроте и решительности действий.
7
6
Наиболее ярко развитие военного искусства проявилось в открытии Эпаминондом важнейшего принципа неравномерного распределения войск по фронту с целью сосредоточения сил для главного удара на решающем участке; применении Александром Македонским конницы в качестве ударного средства разгрома противника; в нанесении Ганнибалом одновременного удара обоими флангами, окружении и разгроме армии противника меньшими силами, в искусном применении Юлием Цезарем маневра на поле боя и создании им резерва.
8
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть