Слайд 1Военная проза
Великая Отечественная война в литературе
Слайд 2Военную прозу ( и поэзию) принято делить на несколько групп.
К
первой группе относятся произведения, созданные непосредственно во время войны.
Ко второй
группе – произведения о войне, написанные после войны участниками или очевидцами военных событий.
К третьей группе относят произведения, созданные спустя многие десятилетия участниками ВОв или людьми, которые родились уже в послевоенное время.
Слайд 3Произведения о войне 1941 – 1945 годов
Произведения о войне 1941
– 1945 годов создаются и в наши дни. Для них
характерно, с одной стороны, стремление объективно оценить и представить события, с другой – желание переосмыслить их, увидеть по-новому.
Слайд 4Военная проза военных и послевоенных лет
В военные годы создается
большое число поэтических произведений, посвященных войне. Их главная цель –
поддержать народ и призвать его на защиту Родины.
И та, что сегодня прощается с милым,
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит, -
пишет А. Ахматова в 1941 году.
Слайд 5БЕРГГОЛЬЦ Ольга Федоровна (1910-75), русская писательница.
В блокадном Ленинграде
Все
900 дней блокады провела в осажденном Ленинграде. От истощения была
на грани смерти, похоронила мужа. Обладая редкой щедростью души и даром сопереживания, постоянно выступала по радио, поддерживая дух блокадников собственным примером бескорыстия и отваги. Поэма «Февральский дневник» (1942) о мужестве ленинградцев принесла ей широкую известность; поэма «Твой путь» (1945) эту известность упрочила.
Слайд 6Виктор Некрасов «В окопах Сталинграда»
В 1946 году появилось произведение –
без преувеличения – ставшее вехой в военной прозе, - повесть
Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», благосклонно принятая властями и многократно в те годы переиздававшаяся. Эта повесть В. Некрасова выразила честную и нестареющую правду о пережитом солдатами в пору военного лихолетья. «В окопах Сталинграда» — первое в нашей литературе произведение не о войне, а изнутри войны, рассказ не наблюдателя, а ее участника, находившегося на переднем крае. К.М. Симонов и А. А. Бек, В. П. Гроссман и А. П. Платонов считали, что она стоит в первом ряду лучших произведений о Великой Отечественной войне, что это одно из самых высоких достижений нашей литературы.
Слайд 7Васильев Борис Львович
ВАСИЛЬЕВ Борис Львович (р. 1924), русский писатель.
В повестях «А зори здесь тихие...» (1969), «В списках не
значился» (1974) трагизм и героика Великой Отечественной войны. В повестях «Не стреляйте в белых лебедей» (1973), «Завтра была война» (1984) социально-нравственные проблемы. Исторический роман «Были и небыли» (кн. 1-2, 1977-80). Роман «Вам привет от бабы Леры...» (1988) о трагических судьбах жертв сталинских репрессий. Пьесы, сценарии. Публицистика. Государственная премия СССР (1975).
Слайд 8Апофеоз
Книги о войне привлекают нас не только потому, что в
них отражены священные трагические страницы нашей истории. Они помогают нам
многое понять в повседневной многоликости «мирного» времени. Интересно в этой связи суждение писателя К. Симонова, высказанное им в одном из писем, датированном 1966 г.: «Мне кажется, что книги о войне люди, ее не пережившие, читают, когда в этих книгах есть какие-то человеческие, психологические, нравственные проблемы, которые относятся не только к войне, а просто обнажаются во время войны с особенной силой <…> волнуют не только поколение, прошедшее войну, но и поколение, не бывшее на войне».
Слайд 9Презентацию подготовил
ученик 11 класса
Утешев Тимур