Разделы презентаций


Военное право

Содержание

Тема №4«Военное право в ВС РФ» Занятие № 1«Военное право и правовые основы военной службы»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Факультет военной подготовки
Общевоенная подготовка

Факультет военной подготовки   Общевоенная подготовка

Слайд 2
Тема №4

«Военное право в ВС РФ»

Занятие № 1

«Военное право

и правовые основы военной службы»

Тема №4«Военное право в ВС РФ» Занятие № 1«Военное право и правовые основы военной службы»

Слайд 3Учебные вопросы:
1. Понятие военного права и правовые основы военной службы.
2.

Основные положения международного гуманитарного права, его военные аспекты.
3. Понятие и

сущность военной безопасности государства.
Учебные вопросы:1. Понятие военного права и правовые основы военной службы.2. Основные положения международного гуманитарного права, его военные

Слайд 41.Понятие военного права и правовые основы военной службы

Понятие «военное право»

можно рассматривать в трех аспектах:
1) как отрасль права, регулирующую

определенную группу общественных отношений;
2) как науку (область правоведения);
3) как учебную дисциплину, связанную с преподаванием военного права. Перечисленные разновидности понятия «военное право» взаимосвязаны, но каждая из них имеет собственное содержание.


1.Понятие военного права и правовые основы военной службыПонятие «военное право» можно рассматривать в трех аспектах: 1) как

Слайд 5Основные нормы права содержатся в Федеральном конституционном законе «О военном

положении», федеральных законах «Об обороне», «О воинской обязанности и военной

службе», «О статусе военнослужащих», «О материальной ответственности военнослужащих», Положении о порядке прохождения военной службы, общевоинских уставах и ряде других актов.
Однако право не сводится лишь к нормативному массиву, т. е. своду законов и других правовых актов. Любая отрасль права призвана отражать достижения общества, передовые идеи и концепции, воплощая их в той или иной совокупности правовых норм (законе, кодексе и др.).
Основные нормы права содержатся в Федеральном конституционном законе «О военном положении», федеральных законах «Об обороне», «О воинской

Слайд 6
Нормы военного права отличаются повышенной категоричностью требований, военнослужащие по сравнению

с другими лицами несут более строгую юридическую ответственность.

Военное право как

отрасль юридической науки изучается со второй половины XIX в. На Западе первая попытка разработки теории военного права была предпринята немецким профессором Л. фон Штейном, издавшим «Учение о военном быте как часть науки о государстве»
Нормы военного права отличаются повышенной категоричностью требований, военнослужащие по сравнению с другими лицами несут более строгую юридическую

Слайд 7Военное право как науку следует рассматривать как систему знаний о

правовом содержании процессов и явлений, складывающихся в различных сферах военной

деятельности государства. Военное право изучает:
а) правовые аспекты обороны и военной безопасности, воинской обязанности и военной службы;
б) правовое положение военной организации государства, в том числе в условиях военного и чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и военнослужащих, их юридическую ответственность;
в) правовое регулирование военно-служебных отношений; деятельность органов военной юстиции; организационно-правовые формы международного военного сотрудничества.
Военное право как науку следует рассматривать как систему знаний о правовом содержании процессов и явлений, складывающихся в

Слайд 8 Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность гражданина защищать свое

Отечество. В ст. 59 Конституции указывается, что:
защита Отечества является

долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации;
2) гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом;
3) гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность гражданина защищать свое Отечество. В ст. 59 Конституции указывается, что:

Слайд 9Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28

марта 1998 г. № 53-ФЗ (с изменениями и дополнениями) является

базовым законом для правового регулирования воинской обязанности и военной службы.
Кроме Вооруженных Сил Российской Федерации, военную службу граждане проходят и в других войсках, воинских формированиях и органах, перечисленных в п. 1 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (с изменениями

Слайд 10Основу правового регулирования, учитывающего специфику исполнения в них военной службы,

кроме этого Закона, составляют и другие федеральные законы:
Федеральный закон «О

Железнодорожных войсках Российской Федерации» от 5 августа 1995 г. № 126-ФЗ;
Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ;
Федеральный закон «О внешней разведке» от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ;
Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ;
Федеральный закон «О государственной охране» от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ и др.
Правовое положение военнослужащих закреплено в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ.
Основу правового регулирования, учитывающего специфику исполнения в них военной службы, кроме этого Закона, составляют и другие федеральные

Слайд 11Важное значение в правовом регулировании военно-служебных отношений имеют воинские уставы.

Воинский устав — это нормативно-правовой свод правил поведения и деятельности

военнослужащих, установленный на длительное время и регулирующий определенную сторону жизни, быта, деятельности (подготовки и боевого использования) Вооруженных Сил (отдельных их составных частей), других войск, воинских формирований и органов, органов военного управления, отдельных военнослужащих.
К общевоинским уставам относятся — Дисциплинарный устав, Устав внутренней службы, Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, действие которых распространяется на военнослужащих не только Вооруженных Сил, но и других войск и органов.
Важное значение в правовом регулировании военно-служебных отношений имеют воинские уставы. Воинский устав — это нормативно-правовой свод правил

Слайд 12Они введены в действие Указом Президента Российской Федерации. Другие воинские

уставы вводятся в действие руководителем федерального органа исполнительной власти. Воинские

уставы — внутренне согласованная, проверенная жизнью, постоянно обогащаемая практикой и опытом военного строительства система правовых и моральных норм поведения и деятельности военнослужащих.
Специфическим источником военного права являются правовые акты органов военного управления (акты военного управления). Акт военного управления есть выраженное на основе и во исполнение закона в пределах компетенции органа военного управления государственно-властное предписание (распоряжение, повеление, установление), направленное на регулирование отношений в процессе организации военного управления, жизни, быта и деятельности войск.
Они введены в действие Указом Президента Российской Федерации. Другие воинские уставы вводятся в действие руководителем федерального органа

Слайд 13Акты военного управления характеризуются подзаконностью и авторитарностью.
Подзаконность акта означает, что

издаваемый акт по своему содержанию не должен противоречить требованиям законодательных

актов, издается в пределах компетенции данного органа управления и в порядке, установленном законом. Подзаконность акта военного управления в широком смысле понимается и как соответствие актов не только закону, но и подзаконным актам других государственных органов и органов военного управления. Акты военного управления вызывают определенные юридические последствия, которые могут выражаться в установлении соответствующих правил поведения (норм) общего характера или затрагивать отношения, связанные с конкретными лицами, т. е. они имеют правовой характер.
Акты военного управления характеризуются подзаконностью и авторитарностью.Подзаконность акта означает, что издаваемый акт по своему содержанию не должен

Слайд 14Авторитарность акта военного управления означает обязательность его исполнения лицами и

органами, на которых он распространяется, независимо от того, являются эти

лица подчиненными органа, издавшего акт, или не являются, а также независимо от согласия исполнителей акта (императивность акта военного управления).
Акты военного управления отличаются от служебных документов, которые не имеют правового характера (различные учетные документы, справки, доклады, рапорты и др.). Такие служебные документы не устанавливают и не изменяют конкретные правовые отношения. Однако служебные документы могут выступать предпосылкой для издания актов военного управления.
Основными видами актов военного управления являются: приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, предписания, указания, приказания.
Авторитарность акта военного управления означает обязательность его исполнения лицами и органами, на которых он распространяется, независимо от

Слайд 15Приказ — основной вид актов военного управления (основной распорядительный служебный

документ военного управления), издаваемый на правах единоначалия командиром (начальником) воинской

части. Он представляет собой обязательное для исполнения, выраженное в строгом соответствии с законом письменное повеление органа военного управления, основанное на единоначалии.
Единоначалие является одним из принципов взаимоотношений между военнослужащими. Суть его состоит в том, что командир (начальник) наделяется всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и на него возлагается персональная ответственность перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения.
Приказ — основной вид актов военного управления (основной распорядительный служебный документ военного управления), издаваемый на правах единоначалия

Слайд 16Директива — распорядительный служебный документ, содержащий указания по подготовке и

ведению боевых действий, вопросам боевой готовности, всестороннего обеспечения войск (сил),

боевой и оперативной подготовке, обучению, воспитанию, штатной организации и другим вопросам жизни и деятельности войск (сил). Директива применяется главным образом в системе руководства войсками, стратегическими и оперативно-стратегическими объединениями.
Приказы и директивы издаются во исполнение законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов и директив вышестоящих командиров (начальников), а также в инициативном порядке.
Директива — распорядительный служебный документ, содержащий указания по подготовке и ведению боевых действий, вопросам боевой готовности, всестороннего

Слайд 17Наставление — систематизированный свод правил деятельности или правила обращения с

оружием, боевой техникой и их применения. Нормы, включенные в наставления,

носят описательный, технический характер, но их соблюдение обязательно, поскольку их нарушение может повлечь юридическую ответственность виновных лиц. Иногда некоторые нормы технического характера облекаются в форму руководства.
Положение — акт, определяющий какую-либо конкретную область военнослужебных отношений или устанавливающий структуру и правовое положение того или иного органа.
Инструкция — акт, содержащий правила деятельности того или иного органа, воинского должностного лица, военнослужащего.
Наставление — систематизированный свод правил деятельности или правила обращения с оружием, боевой техникой и их применения. Нормы,

Слайд 18Постановление — правовой акт, содержащий решение коллегиального органа или должностного

лица (постановление Военного совета, постановление о возбуждении уголовного дела и

др.).
Предписание — письменное распоряжение, составляемое по определенной форме. Начальники дают предписания подчиненным им военнослужащим с конкретным указанием того, что, где и к какому сроку они должны выполнить. Предписание удостоверяет, что данное лицо уполномочено и обязано выпол­нить действия, указанные в нем.
Указание — распорядительный служебный документ, издаваемый преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов (директив) и других актов вышестоящих органов.
Приказание — акт, издаваемый начальником штаба от имени командира воинской части, в котором до подчиненных доводятся задачи по отдельным вопросам.
Постановление — правовой акт, содержащий решение коллегиального органа или должностного лица (постановление Военного совета, постановление о возбуждении

Слайд 19По издающим органам акты военного управления классифицируются в соответствии с

системой органов военного управления. Значение этой классификации состоит в том,

что юридическая сила акта военного управления определяется тем, какое место в системе органов военного управления занимает издавший его орган. Юридическая сила акта означает соподчиненность актов.
По правообязанным субъектам акты военного управления разделяются на следующие группы:
1) акты, обращенные к органам военного управления или должностным лицам; акты, обращенные к конкретным военнослужащим или группе военнослужащих;
2) акты, обращенные к гражданам, находящимся в запасе, или призывникам;
3) акты, обращенные не к военным органам или организациям, гражданским лицам (например, находящимся в местностях, объявленных на военном положении).
По издающим органам акты военного управления классифицируются в соответствии с системой органов военного управления. Значение этой классификации

Слайд 20По характеру регулируемых вопросов акты военного управления могут быть разделены

на:
1) акты управления боевыми действиями войск;
2) акты управления боевой подготовкой

личного состава;
3) акты строевого управления и организации служб войск;
4) акты материально-технического обеспечения войск.
Акты военного управления, в том числе и акты управления воинской части, должны отвечать определенным требованиям.
Основное требование, предъявляемое к актам военного управления, состоит в том, чтобы они не противоречили закону и актам вышестоящих государственных органов, были изданы на их основе и в установленных в них целях. Акты нижестоящих органов военного управления должны, кроме того, находиться в строгом соответствии с актами вышестоящих военных органов и быть изданными на их основе.
По характеру регулируемых вопросов акты военного управления могут быть разделены на:1) акты управления боевыми действиями войск;2) акты

Слайд 212. Основные положения международного гуманитарного права, его военные аспекты

Современное международное

право запрещает агрессивные войны, вместе с тем в современных условиях

могут иметь место и войны, не запрещенные международным правом: оборонительные войны в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии (ст. 51 Устава ООН); национально-освободительные войны; гражданские войны в отдельных странах; операции войск ООН или национальных (многонациональных) войск по решению Совета Безопасности ООН (ст. 42 Устава ООН); при выполнении договорных обязательств.
2. Основные положения международного гуманитарного права, его военные аспектыСовременное международное право запрещает агрессивные войны, вместе с тем

Слайд 22Война — это организованная вооруженная борьба между независимыми суверенными государствами.

Определение агрессии содержится в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3314 от

14 декабря 1974 г., согласно которой под агрессией понимается «применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН» (ст. 1).
Война — это организованная вооруженная борьба между независимыми суверенными государствами. Определение агрессии содержится в резолюции Генеральной Ассамблеи

Слайд 23К актам вооруженной агрессии относятся:
а) вторжение вооруженных сил одного

государства на территорию другого государства; любая военная оккупация, какой бы

временный характер она ни носила; любая аннексия территории другого государства или части ее с применением силы; б) применение любого оружия одним государством против территории другого государства; в) блокада портов или берегов одного государства вооруженными силами другого государства; г) нападение вооруженных сил одного государства на вооруженные силы другого государства;
К актам вооруженной агрессии относятся: а) вторжение вооруженных сил одного государства на территорию другого государства; любая военная

Слайд 24д) применение вооруженных сил одного государства, находящихся по соглашению на

территории другого государства, в нарушение условий, содержащихся в соглашении; е)

предоставление своей территории другому государству в целях использования ее для совершения актов агрессии против третьих государств; ж) засылка одним государством вооруженных банд, групп, наемников, которые осуществляют акты применения вооруженных сил против другого государства (ст. 3).
Никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического или военного, не могут служить оправданием акта агрессии (п. 1 ст. 5). Агрессивная война является преступлением против международного мира и влечет за собой международную ответственность (п. 2 ст. 5).
д) применение вооруженных сил одного государства, находящихся по соглашению на территории другого государства, в нарушение условий, содержащихся

Слайд 25Никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученная в результате агрессии,

не являются и не могут быть признаны законными (п. 3

ст. 5).
Благодаря политической инициативе СССР на 29-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 г. было принято следующее определение агрессии: «Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении».
Перечень запрещенных действий, квалифицируемых в качестве агрессивных, включает: вторжение или нападение вооруженных сил одного государства на территорию другого, военную оккупацию территории любой страны в результате вторжения или нападения, аннексию с применением силы для захвата какой-либо территории или ее части.
Никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученная в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны

Слайд 26Вооруженное нападение необходимо отличать от случайного, ошибочного использования оружия. Действительное

вооруженное нападение — это организованное применение вооруженной силы, а не

разовый пуск ракеты, выстрел. Критерием является общая военно-политическая обстановка в мире, в районе использования оружия и предшествующее состояние отношений между государствами.
Международный вооруженный конфликт — это вооруженная борьба между двумя или несколькими сторонами, обладающими международной правосубъектностью: а) суверенными государствами; б) национально-освободительным движением и метрополией; в) признанной восставшей или воюющей стороной и соответствующим государством.
Вооруженное нападение необходимо отличать от случайного, ошибочного использования оружия. Действительное вооруженное нападение — это организованное применение вооруженной

Слайд 27К вооруженным конфликтам немеждународного характера относятся вооруженные конфликты, происходящие на

территории какого-либо одного государства между его вооруженными силами и антиправительственными

организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия.
К вооруженным конфликтам немеждународного характера относятся вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо одного государства между его вооруженными

Слайд 28Вооруженный конфликт немеждународного характера отличается от международного вооруженного конфликта:
а)

наличием враждебных организованных действий между противоборствующими силами одного и того

же государства;
б) фактическим участием в боевых действиях вооруженных сил противоборствующих сторон и применением ими оружия;
в) коллективным характером выступлений (отдельные антиправительственные выступления, случаи нарушения конституционного строя в стране, возникновение обстановки внутренней напряженности не относятся к категории вооруженного конфликта немеждународного характера);
г) элементом организации (так, повстанцы должны создать органы власти, ответственные за поведение лиц из числа их вооруженных формирований);
д) обладанием частью территории соответствующего государства (восставшие должны обладать частью территории, осуществлять на ней функции власти, планировать и вести военные действия).
Вооруженный конфликт немеждународного характера отличается от международного вооруженного конфликта: а) наличием враждебных организованных действий между противоборствующими силами

Слайд 29Внутренние беспорядки — ситуация, когда в условиях отсутствия вооруженного конфликта

государство применяет силу в целях сохранения или восстановления правопорядка и

законности.
Внутренняя напряженность — это ситуация, когда в условиях отсутствия внутренних беспорядков государство прибегает к превентивному применению силы в целях сохранения спокойствия (мира) и законности267.
Внутренние беспорядки — ситуация, когда в условиях отсутствия вооруженного конфликта государство применяет силу в целях сохранения или

Слайд 30Источниками права вооруженных конфликтов является совокупность международно-правовых принципов и норм,

регулирующих отношения государств и других субъектов международного права в период

ведения военных действий, запрещающих или ограничивающих средства ведения войны, предусматривающих гуманизацию ее методов в целях защиты жертв вооруженных конфлик­тов. Международно-правовые акты разрабатывались с XIX в., начиная с Петербургской Декларации 1868 г. об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль и комплекса Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг., в том числе о неупотреблении определенных видов пуль и снарядов, о законах и обычаях сухопутной и морской войны.
Источниками права вооруженных конфликтов является совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного

Слайд 31 В настоящее время это:

Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. о защите жертв

войны:
об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;
об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;
об обращении с военнопленными;
о защите гражданского населения во время войны;
Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям от 8 июня 1977 г.: о защите жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), о защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II);
В настоящее время это:   Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. о

Слайд 32Важное значение имеет деятельность ООН, которая приняла:
- основные

принципы правового режима комбатантов, борющихся против колониального и иностранного господства

и расистских режимов (1973 г.);
- Декларацию о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974 г.);
- основные принципы защиты гражданского населения в период вооруженных конфликтов (1970 г.);
- принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества (1973 г.).
Важное значение имеет деятельность ООН, которая приняла: -  основные принципы правового режима комбатантов, борющихся против колониального

Слайд 33Государства обязаны следить за соблюдением принципов права вооруженных конфликтов:
1)

принципа гуманности, запрещающего воюющим сторонам применять военное насилие, которое не

оправдывается военной необходимостью. Он охватывает все сферы вооруженной борьбы, касающиеся как средств и методов ее ведения, так и средств и методов защиты жертв войны;
2) принципа недопустимости дискриминации, обязывающего воюющие стороны обращаться с индивидами, пользующимися покровительством гуманитарных конвенций, при любых обстоятельствах без всякого различия на основе характера или происхождения вооруженного конфликта, на основе причин, которые воюющие стороны приводят в свое оправдание или ссылаются на них, без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии, пола, имущественного положения;
Государства обязаны следить за соблюдением принципов права вооруженных конфликтов: 1) принципа гуманности, запрещающего воюющим сторонам применять военное

Слайд 343) принципа ответственности за нарушение норм международного права, включающего:

а) международно-правовую ответствен­ность государств; б) уголовную ответственность физических лиц;


4) принципа ограничения воюющих в выборе средств и методов вооруженной борьбы;
5) принципа разграничения военных, и гражданских объектов;

6) принципа защиты участников вооруженной борьбы, а также гражданского населения.
3) принципа ответственности за нарушение норм международного права, включающего:   а) международно-правовую ответствен­ность государств;

Слайд 35Правовые последствия начала войны, ведения боевых действий и окончания войны.



В ст. 1 Гаагской конвенции «Об открытии военных действий» 1907

г. начало войны определено как момент или фактического открытия военных действий, или формального объявления войны (состояния войны). «Военные действия ... не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны». Сам факт объявления войны не делает агрессивную войну законной. Объявление войны — это международное преступление. Объявление национально-освободительных войн или гражданских войн не является обязательным, они начинаются с восстания против политического режима в стране или против оккупанта.
Правовые последствия начала войны, ведения боевых действий и окончания войны. В ст. 1 Гаагской конвенции «Об открытии

Слайд 36Начало войны имеет серьезные правовые последствия и для воюющих, и

для всех других государств. С ее началом для воюющих сторон

наступают правовые последствия: прекращаются дипломатические и консульские отношения. Персонал посольства и консульства отзывается. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. обязывает государства оказывать содействие персоналу посольства для выезда в свою страну; с началом военных действий начинается фактическое выполнение норм и принципов международного права о правилах ведения боевых действий; гуманитарные конвенции не могут быть денонсированы во время войны участвующими в вооруженном конфликте сторонами; защита интересов воюющего государства и его граждан может быть вверена какому-либо третьему государству, избранному для этой цели воюющими сторонами, через которое поддерживаются связи между воюющими государствами.
Начало войны имеет серьезные правовые последствия и для воюющих, и для всех других государств. С ее началом

Слайд 37К гражданам страны-противника может быть применен специальный режим (их право

на выбор места жительства ограничивается; они могут быть интернированы или

принудительно поселены в определенном месте); прекращаются экономические, торговые и финансовые отношения, сделки с юридическими и физическими лицами противника; утрачивают силу все двусторонние договоры между воюющими, а многосторонние договоры приостанавливают свое действие; имущество, принадлежащее непосредственно вражескому государству, конфискуется (за исключением имущества дипломатических и консульских представительств). Имущество, принадлежащее гражданам неприятельского государства, остается неприкосновенным; торговые суда воюющих, находящиеся к началу войны в неприятельских портах, могут быть реквизированы или задержаны до конца войны независимо от принадлежности (государству, частным компаниям или лицам).
Воюющие стороны обязаны учитывать законные интересы нейтральных и других невоюющих государств.

К гражданам страны-противника может быть применен специальный режим (их право на выбор места жительства ограничивается; они могут

Слайд 38Театр войны — это сухопутная, морская и воздушная территории воюющих

сторон, на которых они могут вести военные действия, это территории,

в пределах которых развертываются вооруженные силы и фактически ведутся военные действия. В театр военных действий не могут быть превращены территории, статус которых определен международными договорами. Так, Конвенция «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» 1954 г. запрещает превращать в театр военных действий культурные, исторические центры. Не могут считаться театром войны санитарные зоны и местности, имеющие отличительные эмблемы (знаки) для ограждения от действий войны раненых, больных, медицинский персонал для ухода за ними, военнопленных, районы расположения атомных электростанций, плотин. Из театра военных действий исключаются ней­трализованные и демилитаризованные территории.
Театр войны — это сухопутная, морская и воздушная территории воюющих сторон, на которых они могут вести военные

Слайд 39Военные действия между воюющими могут быть прекращены в результате перемирия

(местного и общего), или капитуляции.

Местное перемирие носит временный характер,

оно заключается для ограниченного театра войны (поле боя) с конкретными ограниченными целями или задачами местного значения (подбор и транспортировка раненых и убитых, обмен ранеными, вывод женщин и детей из осажденной крепости, переговоры с парламентером, празднование религиозного праздника). Решение о заключении местного перемирия может принять местное военное командование в рамках своих полномочий. Местное перемирие не влечет за собой прекращение войны между воюющими.

Общее перемирие полностью прекращает боевые действия воюющих. Оно не ограничивается каким-либо сроком и продолжается до заключения мирного договора.
Военные действия между воюющими могут быть прекращены в результате перемирия (местного и общего), или капитуляции. Местное перемирие

Слайд 40Капитуляция — способ прекращения военных действий. В отличие от общего

перемирия при капитуляции побежденная сторона утрачивает даже формальное равенство с

победителем (кроме почетной капитуляции). Капитуляция может быть почетной, простой (обычной), общей и безоговорочной.
Капитуляция — способ прекращения военных действий. В отличие от общего перемирия при капитуляции побежденная сторона утрачивает даже

Слайд 41Почетная капитуляция — это прекращение военных действий в связи с

достигнутой договоренностью между воюющими сторонами, в соответствии с которой капитулирующая

сторона имеет право покинуть свои позиции с техникой и оружием. Общая капитуляция — это повсеместное прекращение боевых действий с признанием капитулирующим государством своего поражения в войне, разоружаются вооруженные силы, территория государства может быть оккупирована и на него налагается политическая и материальная ответственность. Безоговорочная капитуляция — повсеместное общее прекращение боевых действий, разоружение и сдача всех вооруженных сил побежденного государства без всяких условий. Победители определяют санкции за агрессию, виды политической и материальной ответственности, привлекают к уголовной ответственности военных преступников, разрабатывают мирный договор, определяют пути экономического, социального, политического переустройства побежденного государства под контролем ООН.
Почетная капитуляция — это прекращение военных действий в связи с достигнутой договоренностью между воюющими сторонами, в соответствии

Слайд 42Под нейтралитетом во время войны понимается неучастие государства в войне

и неоказание непосредственной помощи воюющим сторонам.
Права и обязанности нейтральных

государств, а также воюющих сторон в отношении нейтральных стран регламентируются Гаагской конвенцией «О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны» 1907 г. Нейтралитет государства может быть постоянным или временным.
Под нейтралитетом во время войны понимается неучастие государства в войне и неоказание непосредственной помощи воюющим сторонам. Права

Слайд 43Средства ведения войны — это оружие, применяемое вооруженными силами воюющих

для уничтожения живой силы и военной техники противника.
Методы ведения

войны — это различные способы использования средств ведения войны в целях уничтожения живой силы и военной техники противника.

Главная цель средств и методов ведения войны — «ослабление военных сил неприятеля, для достижения этой цели достаточно выводить из строя наибольшее, по возможности, число людей» (Декларация 1868 г.). Все используемые воюющими сторонами средства и методы ведения войны условно можно разделить на дозволенные и запрещенные, хотя им в действующих конвенциях нет определения.

Средства ведения войны — это оружие, применяемое вооруженными силами воюющих для уничтожения живой силы и военной техники

Слайд 44Наряду с запрещенными средствами ведения войны современное международное право запрещает

некоторые методы ведения войны, такие как: предательское убийство или ранение

комбатантов и некомбатантов; воюющим запрещается отдавать приказ не оставлять никого в живых, угрожая этим противнику; незаконно использовать отличительную эмблему Красного Креста, ООН, флаги, форменную одежду государств, не находящихся в конфликте; убивать или брать в плен противника, прибегая к вероломству (вызвать доверие противника и заставить его поверить, что имеется право на защиту согласно нормам международного права).

Международное право не запрещает военные хитрости (проведение ложных военных операций, использование маскировки, дезинформации).
Наряду с запрещенными средствами ведения войны современное международное право запрещает некоторые методы ведения войны, такие как: предательское

Слайд 45Международное право требует, чтобы война велась только между вооруженными силами

и не наносила ущерба гражданскому населению. В зависимости от причастности

к боевым действиям, характера выполняемых обязанностей и объема предоставляемой международно-право­вой защиты все законные участники войны делятся на две группы: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты).
Международное право требует, чтобы война велась только между вооруженными силами и не наносила ущерба гражданскому населению. В

Слайд 46Комбатанты — это сражающиеся, лица, входящие в состав регулярных вооруженных

сил и имеющие право принимать непосредственное участие в боевых действиях

против неприятеля (ст. 43 Дополнительного протокола I).
Признаки комбатанта: он входит в состав регулярных вооруженных сил; принимает непосредственное участие в боевых действиях; за ним признается право применять оружие; в вооруженной борьбе к нему самому применяется высшая мера насилия (физическое уничтожение); в случае попадания в руки противника он имеет право на режим военного плена.
К сражающимся (комбатантам) относятся:
личный состав сухопутных, военно-морских, военно-воздушных сил, входящих в регулярные вооруженные силы воюющих государств;
личный состав ополчений и добровольческих отрядов, входящих в состав вооруженных сил воюющих государств
Комбатанты — это сражающиеся, лица, входящие в состав регулярных вооруженных сил и имеющие право принимать непосредственное участие

Слайд 47Некомбатанты — это лица, правомерно входящие в состав вооруженных сил,

оказывающие помощь этим вооруженным силам, но сами непосредственно в боевых

действиях не участвующие. Это — медицинский персонал, военные корреспонденты, репортеры, духовенство, гражданские лица, входящие в экипажи военных кораблей и летательных аппаратов, военные юристы, поставщики (интенданты), личный состав рабочих команд или похоронных служб, на которые возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, госпитальные и санитарные суда, транспорты, летательные аппараты. К ним не должно применяться оружие до тех пор, пока они используют свое оружие только для само­защиты или для защиты вверенного им имущества. В случае же непосредственного их участия в боевых действиях они становятся комбатантами.
Некомбатанты — это лица, правомерно входящие в состав вооруженных сил, оказывающие помощь этим вооруженным силам, но сами

Слайд 48Доброволец — это лицо, добровольно поступающее в действующую армию одной

из воюющих сторон по идейным соображениям. Согласно ст. VI Гаагской

конвенции «О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны» 1907 г. отдельные лица могут «переходить границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих». В соответствии с п. «б» ст. XXII если отдельное лицо добровольно вступает в армию одного из воюющих, то оно теряет статус лица нейтрального государства. С точки зрения современного международного права, осуждающего агрессивные войны, действия добровольца будут правомерными, если он вступает в армию, ведущую войну в защиту своего отечества, отражая вооруженное нападение иностранного государства.

Разведчик — законный комбатант — лицо, входящее в состав вооруженных сил воюющего государства, одетое в военную форму и проникшее в район действия неприятельской армии для сбора сведений о противнике. Захваченный противником при сборе сведений, он становится военнопленным.

Доброволец — это лицо, добровольно поступающее в действующую армию одной из воюющих сторон по идейным соображениям. Согласно

Слайд 49Лазутчик (шпион) — лицо, которое, действуя тайным образом или под

ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действий

одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне. Захваченный противником при сборе сведений лазутчик не становится военнопленным, а может быть привлечен к уголовной ответственности как шпион (ст. XXIX Приложения к IV Гаагской конвенции 1907 г.), но и в этом случае «лазутчик, пойманный на месте, не может быть наказан без предварительного суда» (ст. XXX).
Лазутчик (шпион) — лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения

Слайд 50Военные советники и инструкторы — это гражданские лица или военнослужащие,

находящиеся при политическом руководстве или военном командовании воюющего государства в

целях предоставления политических советов руководству или обучения личного состава вооруженных сил иностранного государства обращению с поставляемой техникой, оружием. Их правовое положение определяется в двусторонних международных договорах между заинтересованными государствами. Военные советники и инструкторы не входят в состав вооруженных сил воюющих государств, и по своему правовому положению они — некомбатанты.
Военные советники и инструкторы — это гражданские лица или военнослужащие, находящиеся при политическом руководстве или военном командовании

Слайд 51Парламентер — это лицо, «уполномоченное одной из воюющих сторон вступить

в переговоры с другой и являющееся с белым флагом» (ст.

XXXII Приложения к IV Гаагской конвенции 1907 г.). Как сам парламентер, так и сопровождающие его трубач, горнист или барабанщик, лицо, несущее белый флаг, и переводчик пользуются правом неприкосновенности.

Наемник — это лицо, добровольно вступившее в отряды, ведущие вооруженную борьбу с антидемократическими режимами, признанными таковыми ООН, против национально-освободительных движений.

Парламентер — это лицо, «уполномоченное одной из воюющих сторон вступить в переговоры с другой и являющееся с

Слайд 52Наемник — это уголовный преступник, нормы права вооруженных конфликтов на

него не распространяются. В соответствии со ст. 47 Дополнительного протокола

I наемник — это лицо, которое: а) специально завербовано на месте или за грани­цей для того, чтобы сражаться в конкретном вооруженном конфликте; б) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях; в) участие в военных действиях принимает, руководствуясь личной выгодой, за материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны; г) не является ни гражданином страны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте; д) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте; е) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.
Наемник — это уголовный преступник, нормы права вооруженных конфликтов на него не распространяются. В соответствии со ст.

Слайд 53Жертвы вооруженных, конфликтов — это лица, которые не принимают непосредственного

участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного

момента: раненые и больные комбатанты и некомбатанты, военнопленные, гражданское население, в том числе оккупированных территорий. Жертвы любой войны должны при всех обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением. Запрещаются: преднамеренные убийства; нанесение увечья; жестокое, оскорбительное или унижающее человеческое достоинство обращение; преднамеренное причинение телесных повреждений; пытки, истязания, медицинские эксперименты; осуждение и применение наказания без вступившего в силу судебного решения; оставление без медицинской помощи, питания, воды. Особой защитой и покровительством пользуются дети, женщины, престарелые. Лица, виновные в умышленном нарушении норм о защите жертв войны, являются военными преступниками, подлежащими уголовному наказанию.
Жертвы вооруженных, конфликтов — это лица, которые не принимают непосредственного участия в военных действиях или прекратили такое

Слайд 54Военнопленный — это обезоруженный противник, временно находящийся во власти не

отдельного лица или командира воинской части, а во власти воюющего

государства (стороны), которое и несет полную ответственность за его судьбу. Государства (стороны) обязаны гуманно обращаться с военнопленными, не подвергать их научному или медицинс­кому опыту, который не оправдывается соображениями лечения военнопленного и его интересами; защищать военнопленных от всяких актов насилия или запугивания, уважать их личность и честь; снабжать военно­пленных водой, продовольствием, медицинской помощью, одеждой и другими принадлежностями первой необходимости; не применять к военнопленным никаких физических пыток и других мер принуждения для получения от них каких-либо сведений (военноплен­ный обязан сообщить только свои фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер); не привлекать их к опасным для здоровья и унизительного характера работам и др.
Военнопленный — это обезоруженный противник, временно находящийся во власти не отдельного лица или командира воинской части, а

Слайд 55Культурные ценности, находящиеся под специальной защитой во время вооруженных конфликтов,

должны быть обозначены отличительным знаком. Принятая в 1970 г. Конвенция

о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, включает в перечень действия, являющиеся прямым или косвенным результатом оккупации страны иностранной державой, культурные ценности не могут быть объектами репрессали
Культурные ценности, находящиеся под специальной защитой во время вооруженных конфликтов, должны быть обозначены отличительным знаком. Принятая в

Слайд 563. Понятие и сущность военной безопасности государства
В 1992 г.

был принят Закон Российской Федерации «О безопасности». В соответствии с

данным Законом безопасность рассматривается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства.

3. Понятие и сущность военной безопасности государства В 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «О безопасности».

Слайд 57Под национальными жизненно важными интересами понимаются осознанные и официально выраженные

на законодательном уровне, уровне государственной доктрины потребности личности, общества и

государства, соотнесенные с основными ценностными ориентациями российской государственности. С точки зрения сопоставления национальных интересов России с интересами других государств теоретически появляется возможность определить расстановку сил методом выделения государств:

потенциальных союзников — по совпадающим интересам,
соперников — по расходящимся,
нейтральных — по параллельным,
противников — по конфронтационным.
Под национальными жизненно важными интересами понимаются осознанные и официально выраженные на законодательном уровне, уровне государственной доктрины потребности

Слайд 58«Национальная безопасность» выступает в опре­деленной мере интегрирующей категорией по отношению

к понятиям «безопасность личности», «безопасность общества» и «безопасность государства».

Рассматривая

военную безопасность через призму защищенности интересов от внутренних и внешних военных угроз, необходимо подчеркнуть, что системообразующим элементом такой безопасности выступает совокупность национальных интересов России в военной сфере, которые нуждаются в защите. Защищенность национальных интересов России в военной сфере состоит в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.
«Национальная безопасность» выступает в опре­деленной мере интегрирующей категорией по отношению к понятиям «безопасность личности», «безопасность общества» и

Слайд 59Структура военной безопасности может быть представлена в следующем виде:
1)

объекты военной безопасности — интересы личности, общества и государства, существование

и жизнедеятельность которых могут подвергаться различным военным опасностям и военным угрозам;
2) субъекты обеспечения военной безопасности — это конкретные лица, официальные и неофициальные институты, органы и организации, действующие в системе военной безопасности;
3) предмет обеспечения военной безопасности — это ее цели, задачи и функции по предупреждению, пресечению и нейтрализации любых военных опасностей, угрожающих существованию личности, общества и государства.
Методы и средства обеспечения военной безопасности могут использоваться субъектом обеспечения военной безопасности в процессе функционирования системы военной безопасности.
Структура военной безопасности может быть представлена в следующем виде: 1) объекты военной безопасности — интересы личности, общества

Слайд 60Поскольку процесс нарастания военной опасности объективно растянут по времени, можно

разделить качественно отличающиеся друг от друга состояния: например, потенциальную военную

опасность и реальную военную опасность, переходящую в военную угрозу.

Категория «угроза» имеет не меньшее значение в теории военной безопас­ности, чем категория «опасность». Угроза безопасности выступает как совокупность опасных условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Своевременное обнаружение угроз и реагирование на них со стороны системы обеспечения военной безопасности имеют первостепенное значение в практической деятельности по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Поскольку процесс нарастания военной опасности объективно растянут по времени, можно разделить качественно отличающиеся друг от друга состояния:

Слайд 61В Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Прези­дента Российской Федерации

от 21 апреля 2000 г. № 706, сформулированы следующие основные

внешние угрозы:

1) территориальные претензии к Российской Федерации;
вмешательство во внутренние дела Российской Федерации;
2) попытки игнорировать (ущемлять) интересы Российской Федерации в решении проблем международной безопасности, противодействовать ее укреп­лению как одного из влиятельных центров многополярного мира;
3) наличие очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи Государ­ственной границы Российской Федерации и границ ее союзников;
4) создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, вблизи Государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территориям морях
В Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Прези­дента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706,

Слайд 625) расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности

Российской Федерации;
ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории

сопре­дельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств;
6) создание, оснащение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях Российской Федерации и ее союзников;
7) нападения (вооруженные провокации) на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территориях иностранных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе Российской Федера­ции, границах ее союзников и в Мировом океане;

5) расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации;ввод иностранных войск в нарушение Устава

Слайд 63
8) действия, направленные на подрыв глобальной и региональной стабиль­ности, в

том числе путем воспрепятствования работе российских систем госу­дарственного и военного

управления, на нарушение функционирования стра­тегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, про­тиворакетной обороны, контроля космического пространства и обеспечения их боевой устойчивости, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опас­ных объектов;
9) враждебные, наносящие ущерб военной безопасности Российской Феде­рации и ее союзников информационные (информационно-технические, инфор­мационно-психологические) действия;
10) дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в иностранных государствах;
11) международный терроризм.

8) действия, направленные на подрыв глобальной и региональной стабиль­ности, в том числе путем воспрепятствования работе российских систем

Слайд 64Основными задачами в области обеспечения военной безопасности Российской Федерации являются:

1)

своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних военных угроз национальной

безопасности Российской Федерации;
2) реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних военных угроз;
3) обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
4) обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;
Основными задачами в области обеспечения военной безопасности Российской Федерации являются:1) своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних

Слайд 655) подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала

государства;
6) укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его

доставки;
7) принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации.
5) подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;6) укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения

Слайд 66К особенным принципам обеспечения военной безопасности можно отнести:
- сочетание твердого

централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем ее деятельности;
-

эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификации военных угроз, адекватность реагирования на них;
- соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности;
- ненанесение ущерба международной безопасности и национальной безопасности других стран;
- достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения военной безопасности, их рациональное использование.

К особенным принципам обеспечения военной безопасности можно отнести:- сочетание твердого централизованного руководства военной организацией государства с гражданским

Слайд 67В последнее десятилетие в военной области наметилось принципиально новое направление

военного сотрудничества — согласование военных доктрин различных государств в целях

демилитаризации отношений между ними.

Принципы и содержание военных доктрин становятся предметом межгосударственных консультаций и переговоров, а их результаты рекомендовано закреплять в международных договорах.
В последнее десятилетие в военной области наметилось принципиально новое направление военного сотрудничества — согласование военных доктрин различных

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика