Слайд 1 Управление подразделениями в мирное
время
ТЕМА № 1. Военно-политические, военно-технические и военно- экономические основы
Военной доктрины Российской Федерации.
ЗАНЯТИЕ № 1. Военно-политические, военно-технические и военно-экономические основы Военной доктрины Российской Федерации.
Слайд 2УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Источники военных угроз. Политические принципы и основные
направления социально-политического обеспечения военной безопасности России. Задачи государства в области
обеспечения военной безопасности.
2. Цели, принципы строительства и основы применения Вооруженных Сил и других войск российской Федерации. Цели и задачи военно-технического обеспечения военной безопасности. Основные направления развития оборонно-промышленного потенциала страны. Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с зарубежными странами: цели, принципы и основные направления.
3. Состояние войны. Военное положение. Мобилизация. Что включает в себя организация обороны. Полномочия органов государственной власти и обязанности предприятий и организации в области обороны.
Слайд 3Литература:
1. Военная доктрина Российской Федерации.
2. Конституция Российской Федерации.
Слайд 4Военная доктрина Российской Федерации.
Военная доктрина — декларация о политике государства
в области военной (оборонная) безопасности. Это система официальных взглядов
и положений, устанавливающая направление военного строительства, подготовки государства и вооружённых сил к войне, способы и формы её ведения.
Действующая военная доктрина утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. N 146.
Слайд 5Основные внешние военные опасности.
а) стремление наделить силовой потенциал Организации Североатлантического
договора (НАТО) глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права,
приблизить военную инфраструктуру стран - членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока;
б) попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность;
в) развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств, а также в прилегающих акваториях;
г) создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а также милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;
д) территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела;
Слайд 6Основные внешние военные опасности.
е) распространение оружия массового поражения, ракет и
ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием;
ж) нарушение отдельными
государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений;
з) применение военной силы на территориях сопредельных с Российской Федерацией государств в нарушение Устава ООН и других норм международного права;
и) наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств;
к) распространение международного терроризма;
л) возникновение очагов межнациональной (межконфессиональной) напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам ее союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и насильственного (религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира.
Слайд 7Основные внутренние военные опасности.
а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской
Федерации;
б) подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации;
в)
дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации.
Слайд 8Основные военные угрозы.
а) резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и
создание условий для применения военной силы;
б) воспрепятствование работе систем государственного
и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов;
в) создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях ее союзников;
г) демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных с Российской Федерацией или ее союзниками государств с провокационными целями;
д) активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.
Слайд 9Основные задачи РФ по предотвращению военных конфликтов.
а) оценка и прогнозирование
развития военно-политической обстановки на глобальном и региональном уровне, а также
состояния межгосударственных отношений в военно-политической сфере с использованием современных технических средств и информационных технологий;
б) нейтрализация возможных военных опасностей и военных угроз политическими, дипломатическими и иными невоенными средствами;
в) поддержание стратегической стабильности и потенциала ядерного сдерживания на достаточном уровне;
г) поддержание Вооруженных Сил и других войск в заданной степени готовности к боевому применению;
д) укрепление системы коллективной безопасности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и наращивание ее потенциала, усиление взаимодействия в области международной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), развитие отношений в этой сфере с другими межгосударственными организациями (Европейским союзом и НАТО);
Слайд 10Основные задачи РФ по предотвращению военных конфликтов.
е) расширение круга государств-партнеров
и развитие сотрудничества с ними на основе общих интересов в
сфере укрепления международной безопасности в соответствии с положениями Устава ООН и другими нормами международного права;
ж) соблюдение международных договоров в области ограничения и сокращения стратегических наступательных вооружений;
з) заключение и реализация соглашений в области контроля над обычными вооружениями, а также осуществление мер по укреплению взаимного доверия;
и) создание механизмов регулирования двустороннего и многостороннего сотрудничества в области противоракетной обороны;
к) заключение международного договора о предотвращении размещения в космическом пространстве любых видов оружия;
л) участие в международной миротворческой деятельности, в том числе под эгидой ООН и в рамках взаимодействия с международными (региональными) организациями;
м) участие в борьбе с международным терроризмом.
Слайд 11Политические принципы и основные направления социально-политического обеспечения военной безопасности России.
Ограничение деятельности политических партий и общественных объединений в Вооруженных
Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
Обеспечение законности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
3. Финансовое обеспечение обороны.
4. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны.
Слайд 12Основы применения Вооруженных Сил.
Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных
Сил и других войск для отражения агрессии против нее и
(или) ее союзников, поддержания (восстановления) мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности, а также для обеспечения защиты своих граждан, находящихся за пределами Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Применение Вооруженных Сил и других войск в мирное время осуществляется по решению Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством.
Российская Федерация рассматривает вооруженное нападение на государство - участника Союзного государства или любые действия с применением военной силы против него как акт агрессии против Союзного государства и осуществит ответные меры.
Российская Федерация рассматривает вооруженное нападение на государство - члена ОДКБ как агрессию против всех государств - членов ОДКБ и осуществит в этом случае меры в соответствии с Договором о коллективной безопасности.
В рамках выполнения мероприятий стратегического сдерживания силового характера Российской Федерацией предусматривается применение высокоточного оружия.
Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.
Решение о применении ядерного оружия принимается Президентом Российской Федерации.
Слайд 13Основы применения Вооруженных Сил.
Выполнение стоящих перед Вооруженными Силами и
другими войсками задач организуется и осуществляется в соответствии с Планом
применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационным планом Вооруженных Сил Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и документами стратегического планирования по вопросам обороны.
Российская Федерация выделяет воинские контингенты в состав миротворческих сил ОДКБ для участия в операциях по поддержанию мира по решению Совета коллективной безопасности ОДКБ. Российская Федерация выделяет воинские контингенты в состав Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ (КСОР) в целях оперативного реагирования на военные угрозы государствам - членам ОДКБ и решения иных задач, определенных Советом коллективной безопасности ОДКБ, для их применения в порядке, предусмотренном Соглашением о порядке оперативного развертывания, применения и всестороннего обеспечения Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности.
Для осуществления миротворческих операций по мандату ООН или по мандату СНГ Российская Федерация предоставляет воинские контингенты в порядке, установленном федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и федеральным законодательством
Слайд 14Основные задачи развития военной организации.
а) приведение структуры, состава и
численности компонентов военной организации в соответствие с задачами в мирное
время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время с учетом выделения на эти цели достаточного количества финансовых, материальных и иных ресурсов. Планируемые количество и сроки выделения указанных ресурсов отражаются в документах планирования долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;
б) повышение эффективности и безопасности функционирования системы государственного и военного управления;
в) совершенствование системы противовоздушной обороны и создание системы воздушно-космической обороны Российской Федерации;
г) совершенствование военно-экономического обеспечения военной организации на основе рационального использования финансовых, материальных и иных ресурсов;
д) совершенствование военного планирования;
е) совершенствование территориальной обороны и гражданской обороны;
Слайд 15Основные задачи развития военной организации.
ж) совершенствование системы создания запаса
мобилизационных ресурсов, в том числе запасов вооружения, военной и специальной
техники, а также материально-технических средств;
з) повышение эффективности функционирования системы эксплуатации и ремонта вооружения, военной и специальной техники;
и) создание интегрированных структур материально-технического, социального, медицинского и научного обеспечения в Вооруженных Силах и других войсках, а также учреждений военного образования и подготовки кадров;
к) совершенствование системы информационного обеспечения Вооруженных Сил и других войск;
л) повышение престижа военной службы, всесторонняя подготовка к ней граждан Российской Федерации;
м) обеспечение военно-политического и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.
Слайд 16Задачи военно-экономического обеспечения обороны.
а) достижение уровня финансового и материально-технического
обеспечения военной организации, достаточного для решения возложенных на нее задач;
б)
оптимизация расходов на оборону, рациональное планирование и распределение финансовых и материальных ресурсов, направляемых на обеспечение военной организации, повышение эффективности их использования;
в) своевременное и полное ресурсное обеспечение выполнения планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, их применения, боевой, специальной и мобилизационной подготовки и других потребностей военной организации;
г) концентрация научных сил, финансовых и материально-технических ресурсов для создания условий качественного оснащения (переоснащения) Вооруженных Сил и других войск;
д) интеграция в определенных сферах производства гражданского и военного секторов экономики, координация военно-экономической деятельности государства в интересах обеспечения обороны;
е) обеспечение правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения;
ж) выполнение обязательств Российской Федерации в соответствии с заключенными ею международными договорами в военно-экономической сфере.
Слайд 17Задачи развития оборонно-промышленного комплекса.
а) совершенствование оборонно-промышленного комплекса на основе
создания и развития крупных научно-производственных структур;
б) совершенствование системы межгосударственной кооперации
в области разработки, производства и ремонта вооружения и военной техники;
в) обеспечение технологической независимости Российской Федерации в области производства стратегических и других образцов вооружения, военной и специальной техники в соответствии с государственной программой вооружения;
г) совершенствование системы гарантированного материально-сырьевого обеспечения производства и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники на всех этапах жизненного цикла, в том числе отечественными комплектующими изделиями и элементной базой;
д) формирование комплекса приоритетных технологий, обеспечивающих разработку и создание перспективных систем и образцов вооружения, военной и специальной техники;
е) сохранение государственного контроля над стратегически значимыми организациями оборонно-промышленного комплекса;
ж) активизация инновационно-инвестиционной деятельности, позволяющей проводить качественное обновление научно-технической и производственно-технологической базы;
Слайд 18Задачи развития оборонно-промышленного комплекса.
з) создание, поддержание и внедрение военных
и гражданских базовых и критических технологий, обеспечивающих создание перспективных образцов
вооружения, а также обеспечивающих технологические прорывы в целях разработки принципиально новых образцов вооружения, обладающих ранее недостижимыми возможностями;
и) совершенствование системы программно-целевого планирования развития оборонно-промышленного комплекса в целях повышения эффективности оснащения Вооруженных Сил вооружением, обеспечения мобилизационной готовности оборонно-промышленного комплекса;
к) разработка и производство перспективных систем и образцов вооружения, военной и специальной техники, повышение качества и конкурентоспособности продукции военного назначения;
л) совершенствование механизма размещения заказов на поставки продукции, выполнение работ и оказание услуг для федеральных нужд;
м) реализация предусмотренных федеральным законодательством мер экономического стимулирования исполнителей государственного оборонного заказа;
н) совершенствование деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса путем внедрения организационно-экономических механизмов, обеспечивающих их эффективное функционирование и развитие;
о) совершенствование кадрового состава и наращивание интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса, обеспечение социальной защищенности его работников.
Слайд 19Задачи военно-политического сотрудничества.
а) укрепление международной безопасности и выполнение международных
обязательств Российской Федерации;
б) формирование и развитие союзнических отношений с государствами
- членами ОДКБ и государствами - участниками СНГ, дружественных и партнерских отношений с другими государствами;
в) развитие переговорного процесса по созданию региональных систем безопасности с участием Российской Федерации;
г) развитие отношений с международными организациями по предотвращению конфликтных ситуаций, сохранению и укреплению мира в различных регионах, в том числе с участием российских воинских контингентов в миротворческих операциях;
д) сохранение равноправных отношений с заинтересованными государствами и международными организациями для противодействия распространению оружия массового поражения и средств его доставки.
Слайд 20Задачи ВС РФ в период непосредственной угрозы агрессии.
а) осуществление
комплекса дополнительных мероприятий, направленных на снижение уровня угрозы агрессии и
повышение уровня боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил и других войск, в целях проведения мобилизационного и стратегического развертывания;
б) поддержание потенциала ядерного сдерживания в установленной степени готовности;
в) участие в обеспечении режима военного положения;
г) осуществление мероприятий по территориальной обороне, а также выполнение в установленном порядке мероприятий гражданской обороны;
д) выполнение международных обязательств Российской Федерации по коллективной обороне, отражение или предотвращение в соответствии с нормами международного права вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой.
Слайд 21Задачи мобилизационной подготовки экономики.
а) совершенствование мобилизационной подготовки и повышение
мобилизационной готовности Российской Федерации;
б) совершенствование нормативно-правовой базы мобилизационной подготовки и
перевода экономики и организаций на работу в условиях военного времени;
в) подготовка системы управления экономикой к устойчивому и эффективному функционированию в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
г) разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов организаций;
д) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей Российской Федерации, Вооруженных Сил и других войск, а также нужд населения в военное время;
е) создание и подготовка специальных формирований, предназначенных для передачи в Вооруженные Силы и другие войска при объявлении мобилизации или использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;
ж) подготовка техники, предназначенной для поставки в Вооруженные Силы и другие войска по мобилизации;
Слайд 22Задачи мобилизационной подготовки экономики.
з) создание, сохранение и обновление запасов
материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров
и нефтепродуктов;
и) создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;
к) подготовка финансово-кредитной, налоговой систем и системы денежного обращения к особому режиму функционирования в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
л) создание условий для работы органов управления всех уровней, в том числе создание запасных пунктов управления;
м) организация воинского учета;
н) бронирование граждан на период мобилизации и на военное время;
о) организация совместной мобилизационной подготовки органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, имеющих мобилизационные задания, а также обеспечивающих мобилизационные мероприятия по переводу Вооруженных Сил и других войск на организацию и состав военного времени.
Слайд 23Задание на самоподготовку.
Повторить материал учебного занятия по конспекту и
указанной литературе.
2. На следующем занятии (семинаре) мы повторим и закрепим
изученный материал седьмой темы и более подробно рассмотрим задачи и политику государства в области обороны.
3. Подготовить рефераты на тему:
«Полномочия органов государственной власти в области обороны в соответствии с законом об обороне»;
«Основы организации обороны, Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с законом об обороне».