Слайд 1Особенности ВНД человека
Коммуникативная функция челюстно-лицевой области
Слайд 2План
Типы высшей нервной деятельности
Экспериментальные неврозы
Сигнальные системы
Виды и формы
речевой деятельности
Мозговая организация речи
Коммуникативные функции челюстно-лицевой области. Механизмы артикуляции
и фонации
Физиологическая характеристика эмоций
Роль челюстно-лицевой области в эмоциональных реакциях
Слайд 4Темперамент
Соотношение жидких сред
в организме человека определяет особенности его поведения (от «tempore»- cмешивать)
Слайд 5Темперамент
Холерик – едкая желчь
Меланхолик –черная испорченная желчь
Сангвиник – горячая кровь
Флегматик
–холодная слизь
Слайд 6Свойства нервных процессов
Характеристики возбуждения и торможения, дающие
представление о том, в какой степени каждый из этих процессов
проявляется и как они воздействуют друг на друга
Сила
Уравновешенность
Подвижность
Слайд 7Классификация типов ВНД по И.П.Павлову
Сильный неуравновешенный (безудержный)
Сильный уравновешенный подвижный (живой
тип)
Сильный уравновешенный инертный (спокойный)
Слабый
Слайд 10Экспериментальные неврозы
Невроз – функциональные нарушения нормальных свойств
нервных процессов, сопровождающиеся хроническими отклонениями ВНД от нормы. Изменения взаимоотношений
возбуждения и торможения в КБП приводит к нарушению регуляторных механизмов и к психосоматическим заболеваниям
Невроз –это обратимое состояние, являясь пограничным между нормой и патологией
Слайд 11Форма нервного срыва определяется:
Индивидуальными особенностями ВНД (тип ВНД)
Исходным состоянием высших
отделов мозга
Соматическим состоянием организма в момент развития невроза
Слайд 12Факторы, способствующие развитию невроза
Перенапряжение процесса возбуждения
Перенапряжение тормозного процесса
Перенапряжение подвижности нервных
процессов
«Сшибка» нервных процессов – столкновение возбуждения и торможения (одновременное действие
раздражителей с противоположным эффектом)
При неврозе преимущественно страдает тот процесс, отставание которого исходно характеризует нервную систему
Слайд 13Фазовые явления в КБП при неврозах
Наблюдается неадекватная
реакция на различные по силе раздражители (нарушение закона силы):
Уравнительная фаза
Парадоксальная
фаза
Ультрапарадоксальная фаза
Слайд 14Сигнальные системы
1-я сигнальная система – общая для животных и человека.
Это система восприятия непосредственных, чувственных сигналов внешней и внутренней среды
(звук, свет, запах и др.), анализ и синтез этой информации.
Формирует конкретно-чувственное отражение окружающего мира –ощущения, восприятия, представления; является базой конкретно- образного мышления
Слайд 15Сигнальные системы
2-я сигнальная система – характерна для человека – особая
система сигнализации, связанная со словесным раздражителем- «сигналом сигналов»
Особенности 2-й сигнальной системы:
сигналы носят обобщенный характер
создают возможность абстрагирования, отвлечения от действительности
Слайд 162-я сигнальная система
Формирует абстрактно-обобщенное отражение окружающего мира – в понятиях,
суждениях, умозаключениях
Является основой абстрактно-логического мышления человека
1-я и 2-я сигнальные системы – функции коры больших полушарий мозга
Слайд 17Типы ВНД человека
Художественный – преобладание 1-ой сигнальной системы
Мыслительный - преобладание
2-й сигнальной системы
Средний – нет преобладания сигнальных систем
Смешанный – обе
системы преобладают (гениальность)
Слайд 18Функции речи
Речь – специфически человеческая функция – процесс
общения посредством языка.
Коммуникативная функция
Понятийная функция
Регуляторная функция
Слайд 19Виды речевой деятельности
Экспрессивная – характерна для субъекта, формирующего высказывание. Может
быть устной и письменной, пассивной (механическое повторение или запись под
диктовку) и активной. Активная экспрессивная речь проходит стадии замысла, программы высказывания, стадии внутренней (свернутой) и развернутого внешнего высказывания
Слайд 20Виды речевой деятельности
Импрессивная – характерна для субъекта, воспринимающего речь –
процесс понимания речи. Начинается с восприятия речевого сообщения (через соответствующий
анализатор), декодирования (выделение информации), завершается формированием общей смысловой схемы сообщения, включением её в смысловой контекст
Слайд 21Формы речевой деятельности
Акустическая (звуковая, устная). Речевой слух включает компоненты:
Фонемы –
смыслоразличительные звуки, являются сигналами 2-й сигнальной системы
Интонации – звуковая окраска
речи, сигналы 1-й сигнальной системы
Кинестетическая (двигательная)- работа речедвигательного аппарата, жесты
Оптическая (зрительная)- восприятие и понимание зрительных речевых символов - чтение
Слайд 22Этапы становления речевой деятельности
Подготовительный – 2-3 месяца (гуление, лепет)
Понимание устной
речи – с 5-6 месяцев. Возможна выработка условных рефлексов на
слово.
Умение говорить – произношение фонем и отдельных слов – с 10-12 месяцев до 3-х лет (до 1500 слов)
Речь как средство общения (предложения, фразы) – 2-3 года
Формирование внутренней речи (орудие мышления)- с 5-6 лет
Слайд 23Первичные речевые зоны коры
Зона
Брока
Зона
Вернике
Слайд 24Речевые центры
Сенсорный центр – задняя часть верхней височной извилины (зона
Вернике) –понимание устной речи
Моторный центр -задняя часть нижней лобной извилины
(зона Брока)-умение говорить
Оптический центр – угловая извилина (нижнетеменная область)- понимание буквенных изображений
Слайд 25ВИДЫ АФАЗИЙ
СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ (Вернике):
МОТОРНАЯ АФАЗИЯ (Брока):
ТОТАЛЬНАЯ АФАЗИЯ
Слайд 26Подкорковые речевые центры
Регулируют двигательные компоненты устной и
письменной речи:
Стриапаллидарная система
Мозжечок
Особенность локализации всех речевых центров
– асимметричность. В 96%- левое полушарие
Слайд 28Функциональная асимметрия КБП
Виды асимметрии:
Двигательная (ручная-
правши, левши)
Сенсорная
Психическая
Каждая имеет разную
степень выраженности, существуют различные сочетания асимметрий
Слайд 30Межполушарные различия
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ
ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ
Лучше узнаются стимулы
Словесные Несловесные
Легко различимые Трудно различимые
Знакомые Незнакомые
Лучше выполняются задачи
На временные отношения На пространственные отношения
Установление сходства Установление различий
Идентичность стимулов по Идентичность стимулов по
названиям физическим свойствам
Особенности восприятия
Аналитическое восприятие Целостное восприятие
Последовательное восприятие Одновременное восприятие
Обобщенное узнавание Конкретное узнавание
Слайд 31Коммуникативная функция челюстно-лицевой области
Это деятельность органов челюстно-лицевой области, принимающих участие в формировании мимики
и речи, обеспечивающих общение.
Челюстно-лицевая область участвует в формировании устной активной речи (экспрессивная речь)
Слайд 32Функциональная система речеобразования
Слайд 33
Системообразующий фактор – слово или фраза
Контролирующий аппарат речеобразования – слуховые
и мышечные рецепторы (обратная связь), настраиваются на восприятие определенных параметров
слова: неверно произнесенное слово исправляется сразу в ходе речепроизводства
Слайд 34Органы, участвующие в образовании звуковой речи
Органы дыхания- легкие, бронхи, трахея
Органы
звукообразования:
Активные (подвижные)- способны менять объем и форму речевого тракта –
гортань, глотка, язык, губы
Пассивные (неподвижные) – зубы, твердое небо, полость носа, придаточные пазухи
Слайд 35Органы речеобразования формируют взаимосвязанные компоненты:
Генераторный – образует звук
Резонаторный - усиливает
звук
Энергетический – обеспечивает звукопроизводство
Слайд 36Параметры звуковой речи
Фонация – высота, сила, тембр голоса
Артикуляция – фонемный
состав звуковых сигналов
Слайд 37Механизм фонации
Колебания голосовых связок возникает под давлением воздуха, выходящего
из легких во время выдоха. Воздушный поток прерывается в ритме
колебаний голосовых связок, образуя слышимый звук определенной высоты, зависящей от натяжения связок и подсвязочного давления (можно регулировать произвольно)
Слайд 38Артикуляция формируется в голосовом тракте
Голосовой тракт охватывает глоточную, носовую и ротовую полости, объем которых
меняется. Изменение объема полости рта обусловлено положением языка и нижней челюсти за счет мускулатуры неба, языка и жевательных мышц
Слайд 39Механизм артикуляции
Физическая основа – резонанс полых пространств.
При каждой артикуляционной позиции (положение челюсти, языка, мягкого неба) возникает
резонанс на определенные частоты, создавая слышимый звук.
Форманты – полосы частот, характерные для того или иного положения голосового тракта. Каждая фонема обладает определенным набором формант
При шепотной речи отсутствует фонация, есть только артикуляция.
Слайд 40
Лечение с помощью съемных протезов приводит к
изменению артикуляционных соотношений в полости рта.
Знание механизмов
артикуляции необходимо для построения фонетически оптимальных протезов, для коррекции зубных рядов
Слайд 41Дислалии - нарушение речеобразовательной функции
Палатолалии – патология твердого и мягкого
неба
Глоссолалии – нарушение строения и функции языка
Дентолалии – нарушение формы
зубов, их расположения, частичная адентия
Нарушения резцовой группы- изменение зубных звуков (Д,Т,С,Ц). При изменениях языка – затрудняются фрикативные звуки (З,Ч,Ж,Ш,Щ); нарушения в области губ – страдают взрывные (Б,П) и фрикативные (В,Ф) звуки
Слайд 42
Дефекты речи могут быть обусловлены нарушением функции слюнных
желез, жевательной мускулатуры, височно-нижнечелюстных суставов, кровенаполнением и секрецией желез дыхательных
путей и голосового тракта
Слайд 43Эмоции
Личностное, субъективное, основанное на потребностях и
мотивациях, отношение к окружающим и к самому себе
Эмоциональный фон –
общее,глобальное отношение, зависит от типа ВНД
Эмоциональное реагирование – эмоциональная реакция в конкретной ситуации
Слайд 44Функциональная роль эмоций
Отражательная , сигнальная
Подкрепляющая – при выработке условных рефлексов
и торможения
Регуляторная (мобилизующая)- регулируют поведение, влияют на функции внутренних органов
и на состояние здоровья в целом
Коммуникативная – выражают субъективное отношение в процессе общения
Слайд 45Классификация эмоций
По удовлетворению организма:
Положительные
Отрицательные
По проявлению:
Стенические
(мобилизуют энергетические ресурсы)
2 Астенические
(отсутствие энергетического резерва)
Слайд 46Классификация эмоций
По длительности и интенсивности:
Настроение
Страсть
Аффект
По степени осознания
По степени контроля
Качественная
характеристика – по мотивации
Слайд 47Фундаментальные эмоции человека
Радость, удивление, интерес – мотивируют творчество
Гнев, презрение, отвращение
– враждебная триада
Стыд, вина, страх – стремление скрыться, исчезнуть
Слайд 48Компоненты эмоций
Соматический (двигательный), энергетический компонент (можно контролировать, кроме состояния аффекта)
Вегетативный
(нерегулируемый) : при положительных эмоциях – повышается тонус парасимпатического отдела,
при отрицательных – симпатического
Психосоматические заболевания – болезни неотреагированных эмоций
Слайд 50Роль челюстно-лицевой области в эмоциональных реакциях
Мимика
- способность человека выражать чувства, мысли, психоэмоциональное состояние движением мышц
лица
Экспрессия – выражение лица, обусловленное деятельностью мимических мышц, отражающее то или иное психоэмоциональное состояние
Слайд 53Особенности мимических мышц
Мимические мышцы одним концом прикрепляются к костным образованиям,
другим – к коже или слизистой вблизи органов чувств (орбиты,
нос, рот), помогая их настройке на лучшее восприятие
Мимические мышцы не имеют фасциального покрытия, способны сокращаться автономно небольшими пучками
Многочисленные варианты взаимодействия мимических мышц, связанные с их обильной иннервацией и расположением в различных направлениях, обеспечивают отражение различных эмоциональных состояний.
Слайд 55Компоненты мимических реакций
Непроизвольные – связаны с положением глаз и бровей
Произвольные
– связаны с положением рта, губ, щек.
Главный
компонент мимического ансамбля – рот. Это общепризнанный экспрессивный центр лица
Типы улыбок: искренней радости (улыбка Дачена), социальная, политическая, маскирующая
Слайд 56На мимический статус рта влияют:
Жевательные мышцы – от них зависит
плотное смыкание челюстей; судороги жевательных мышц создают трагическое выражение лица;
ослабление тонуса сопровождается отвисанием нижней челюсти, характерное для людей с нарушенной психикой
Зубы – их наличие, расположение, форма прикуса, степень прикрытия зубов губами.
Рисунок губ
Слайд 57Регуляция мимики
Непроизвольный контроль : таламус, полосатое тело, лимбическая система
Произвольный контроль:
КБП, лобная доля.
Исполнительные
нейроны –
двигательные ядра
лицевого нерва