Слайд 1Воспитание- ведущая функция дошкольной педагогики
Слайд 2Понятия воспитания
Воспитание- социальное, целенаправленное создание условий (материальных,
духовных) для развития человека
Воспитание-
социальное явление, многогранный, творческий, социально исторический процесс вхождения подрастающего поколения
в жизнь общества,
быт,
в общественно-производственную деятельность,
Творчество,
Духовность
Становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, созидателями собственного счастья
(Б.Лихачев)
В широком смысле слова- воспитание- воздействие на личность общества в целом.
В узком смысле слова- воспитание целенаправленная деятельность, признанную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.
Воспитание -процесс подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни, процесс целенаправленного взаимодействия педагога и растущего, развивающего ребенка.
Передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду.
Слайд 3
Сущность воспитания и его роль в формировании личности.
Воспитание: в
широком социальном смысле - совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов,
обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально - культурного опыта, нравственных норм и ценностей;
в широком педагогическом значении - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых;
в узком педагогическом значении - специальная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.
Сущность воспитания и его роль в формировании личности.
Слайд 4Цель воспитания
Цель воспитания- определение цели воспитания социальным заказом общества и
особенностями развития ребенка дошкольного возраста.
Историческая трансформация цели воспитания
Гуманизация цели и
принципов педагогической работы с
детьми.
Цель воспитания -это намеченный проектируемый результат деятельности (развитие личности)
Цель- сформировать разносторонне , гармонично развитого человека, ответственного и политически активного гражданина демократического общества, коллективиста, честного, гуманного, справедливого и глубоко нравственного, предприимчивого, трудолюбивого, экономного, практичного и приученного к здоровому образу жизни.
Слайд 5Закономерности воспитания детей дошкольного возраста
Закономерность воспитания – это связи между
компонентами системы которые обеспечивают определенный результат воспитания.
Воспитание индивида становится возможным,
если сам ребенок активен в данном процессе.
Потребность ребенка в любви.
Личность эффективно развивается лишь в ситуации успеха.
Слайд 6Закономерности воспитания –
цели, характер, содержание воспитания определяется
объективными потребностями
общества, интересами государства;
Слайд 7Принципы воспитания.
Принцип общественной направленности воспитания - соответствие характера и содержания
воспитания социальным потребностям, интересам страны и народа, гуманистическим нормам, социокультурным,
национальным традициям и нормам.
Принцип субъектности - развитие способности ребенка осознавать свое "Я" во взаимоотношениях с людьми и миром, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию.
Принцип единства воспитательных воздействий семьи, образовательных учреждений, общественных организаций.
Принцип учета индивидуальных и половозрастных особенностей.
Принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании
.
Принцип гуманистической направленности воспитания гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод,
Принцип опоры на положительное в человеке.
Принцип деятельностного подхода в воспитании.
Принцип эстетизации детской жизни.
Слайд 8Концепции воспитания
Концепция социального воспитания А. В. Мудрик
Воспитание-как социальный процесс, складывающийся
из целенаправленных влияний на деятельность и поведение человека всех воспитательных
институтов общества.
Его цель-социализация, усвоение личностью социального опыта. Смысл изменений - создание эффективной воспитывающей среды, обеспечение единства действий всех субъектов воспитания, коррекция субъектного опыта воспитываемых
Концепция, ориентированная на коллективное воспитание И.А.Зимняя, В А.Караковский
Основанны на общечеловеческих ценностях, идеях коллективного творческого воспитания, проектирования и укрепления воспитательных систем.
Воспитание - как управление развитием личности в социуме, коллективе. Смысл изменений- создание системы воспитания, обеспечивающей единство социализации, воспитания, самовоспитания, развития и саморазвития.
Личностно-ориентированные культурологические концепции Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, Е.Ш.Ямбург
Основанны на человекоцентрированной картине мира, личностном и культурологическом подходах, идеях воспитания в контексте культуры, национально-культурной идентификации, гуманизации воспитания. Цель- воспитание человека культуры, гражданина, нравственной личности. Смысл изменений- переориентация воспитания на жизненные проблемы детей, ценностно-смысловое развитие личности, педагогическую поддержку индивидуальности, создание культуросообразной среды воспитания.
Личностно-ориентированные концепции самоорганизуемого воспитания.
С.В. Кульневич, Н.М.Таланчук
Основанны на идеях синергетического подхода. Воспитание -процесс творческого решения жизненных проблем на основе их понимания (детьми, педагогами), осознанного выбора и принятия решений, самоорганизации и ответственности. Смысл изменений- переориентация воспитателей на работу с личностными структурами сознания учащихся, педагогическую поддержку способностей к ответственному выбору , самоорганизации, рефлексии, жизнетворчеству.
Слайд 9Функции воспитания
- аналитическая - изучение личности и социально-педагогической ситуации ее
развития;
-диагностическая -выявление реального уровня развития человека, установление причинно-следственных связей;
-
прогностическая - целеполагание, формирование ожидаемого результата и условий его достижения;
- проектировочная - разработка программы, плана, способов деятельности для достижения цели;
-организаторская - формирование мотивации развития личности, организация деятельности и общения;
- контрольно-оценочная -выявление и оценка результатов воспитания, эффективности форм и способов организации воспитательного взаимодействия.
Слайд 10Методы воспитания –
как способ достижения цели, способ действия.
Классификация
методов воспитания на основе направлений деятельности воспитания.
Слайд 13Нравственное воспитание дошкольников
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к
моральным ценностям человечества и конкретного общества. Ребенок постепенно овладевает принятыми
в обществе людей нормами и правилами поведения взаимоотношений, присваивает т.е. делает своими, принадлежащие себе способы и формы взаимодействия, выражение отношения к людям, к природе, к себе.
Слайд 14Механизм нравственного воспитания
Слайд 15Задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста
1. задачи формирования его механизма:
представлений,
Нравственных чувств
Нравственных привычек и норм
Практики поведения
2. задачи отражают потребности
общества в людях, обладающих конкретными востребованными качествами
Слайд 16Средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Художественная литература
Изобразительное искусство
Музыка
Кино
Природа
Собственная деятельность детей
( игра, труд, учение, художественная деятельность)
Общение
Слайд 18Культура поведения дошкольников – совокупность полезных для общества устойчивых форм
повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Петерина
С. В.
Д.п.н. профессор
Слайд 19Формировать культуру деятельности- воспитывать умение содержать в порядке место, где
он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело,
бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.
Слайд 20Культура общения – выполнение ребенком норм и правил общения со
взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием
соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Слайд 21ЗАДАЧИ:
привить детям необходимые гигиенические навыки, культурные поступки в различных
ситуациях и положительные взаимоотношения в разных видах деятельности;
воспитать определенные
элементы нравственного сознания и нравственных чувств, формировать начальные элементы трудового воспитания.
Слайд 22УСЛОВИЯ
Постоянное внимание педагога к внутреннему миру ребенка.
Учет возрастных и индивидуальных
способностей.
Слайд 23СРЕДСТВА
Правильно организованный режим.
Занятия.
Игры.
Разнообразная самостоятельная и художественная деятельность
Слайд 24ФОРМЫ
Коллективные игры
Игры упражнения
Игры инсценировки