Слайд 2Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его
сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной
солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Слайд 3Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную
модернизацию российского общества.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только
интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства
Слайд 4Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической
основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Концепция
представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.
Слайд 5Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития
и воспитания обучающихся.
Концепция определяет:
характер современного национального воспитательного идеала;
цели и задачи
духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи;
систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Слайд 6Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему
общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в
решении важнейших общенациональных задач.
Слайд 7Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и
педагогических понятий: нация, национальное государство, национальное самосознание (идентичность), формирование национальной
идентичности, патриотизм, гражданское общество, многообразие культур и народов, межэтнический мир и согласие, социализация, развитие, воспитание, национальный воспитательный идеал, базовые национальные ценности, духовно-нравственное развитие личности, духовно-нравственное воспитание личности гражданина России.
Слайд 8Концепция определяет цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.
Важнейшей целью
современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и
государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Слайд 9В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
готовность и способность
к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни,
индивидуально-ответственному поведению;
готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
Слайд 10формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на
принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и
недопустимом;
развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
Слайд 11способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального
выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в
достижении результата;
трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
Слайд 12свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному
самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед
семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
Слайд 13В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно
обеспечить:
осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных
ценностей;
готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
Слайд 14понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь,
уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за
другого человека;
бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
Слайд 15В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно
содействовать:
укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой
правления;
повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны; укреплению национальной безопасности.
Слайд 16Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной
жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение
для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Слайд 17Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры
и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и
культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России.
Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации
Слайд 18Ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно-нравственного
развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек,
осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.
Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.
Слайд 19Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными
учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и
последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом
Слайд 20Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные
ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России,
передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.
Слайд 21Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая
из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
патриотизм —
любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
Слайд 22наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные
российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека,
ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Слайд 23В пояснительной записке к Примерной программе духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования указывается, что в соответствии
с требованиями Стандарта, Концепция и Примерная программа являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является также концептуальной и методической основой для разработки и реализации образовательным учреждением собственной программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса.
Слайд 24Согласно Программе, деятельность школы как института воспитания должна быть направлена
на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.
Уклад возникает тогда, когда все виды и уровни деятельности ребёнка в школе пронизаны общими для детско-взрослого сообщества ценностями, нормами, установками.
Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая и детско-юношеские движения и организации.
Слайд 25В рамках ФГОС воспитание в школе должно идти только через
совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в
которой единственно возможно принятие (а не просто узнавание) детьми ценностей;
- воспитание должно продвигать ребёнка от вопроса к вопросу, от смысла к смыслу, от понимания к пониманию. Эволюция знаний, переживаний, опыта воспитанника обеспечивается постоянным преобразованием и наращиванием содержания и форм, способов и средств, которыми располагает воспитатель;
- школьное воспитание не может поддаваться моральному релятивизму, даже если он распространён в социальной среде;
Слайд 26- воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к
какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать
собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовую, художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую деятельность и др.;
- в объективной ситуации полисубъектности воспитания и социализации деятельность различных социальных институтов (семьи, СМИ, общественных и религиозных организаций, молодёжных сообществ и т. д.) должна быть согласована, и школе принадлежит ведущая роль в этом согласовании.
Слайд 27В Программе подчёркивается особое значение центрации деятельности педагога и школы
на достижении воспитательного результата. Такая центрация развивает педагогическую культуру воспитания,
повышает общественный вес и эффективность школы.
Примерные результаты являются ориентировочной основой для проведения неперсонифицированных оценок образовательной деятельности образовательных учреждений в части духовно-нравственного развития и воспитания, осуществляемых в форме аккредитационных экспертиз (при проведении государственной аккредитации образовательных учреждений) и в форме мониторинговых исследований.
Слайд 28Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из
форм организации свободного времени учащихся. . Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая
во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Слайд 29Внеурочная воспитательная деятельность создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения,
творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и
отечественной культур.
Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Слайд 30Цели внеурочной деятельности:
-Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни
в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей,
создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
- Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Слайд 31Задачи внеурочной деятельности:
1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно
с социумом, общественными организациями, театрами, библиотеками, семьями учащихся.
2. Включение учащихся
в разностороннюю деятельность.
3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Слайд 326. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа
жизни.
7. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
8. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
9. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
10. Организация информационной поддержки учащихся.
11. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Слайд 33Принципы внеучебной деятельности:
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с
практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность
деятельности (от простого к сложному).
Слайд 34Основными понятиями ВУД являются: направления ВУД, модели ВУД, формы и
методы ВУД, воспитательные результаты ВУД,типы программ внеурочной образовательной деятельности.
В соответствии
с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное;
- художественно-эстетическое;
- научно-познавательное;
- военно-патриотическое;
- общественно-полезная деятельность;
- проектная деятельность.
Слайд 35Направления внеурочной деятельности как содержательный ориентирпредставляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочной
деятельности и являются основанием для построения соответствующих образовательных и воспитательных
программ.
Слайд 36Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:
1. Спортивно-оздоровительное:
• Работа спортивных секций
по футболу, волейболу, баскетболу, теннису, лыжам, лёгкой атлетике, у-шу и
спортивной подготовке.
• Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
• Проведение бесед по охране здоровья.
• Применение на уроках игровых моментов, физ.минуток.
• Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.
• Ведение факультативов «Полезные привычки», «Разговор о правильном питании».
Слайд 372. Общекультурное направление
• Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок
детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
• Проведение тематических классных
часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
• Работа ИЗОстудии, театральной студии, танцевального кружка;
• Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, города, области.
Слайд 383. Общеинтеллектуальное направление:
• Предметные недели;
• Библиотечные уроки;
• Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции,
деловые и ролевые игры и др.
• Участие в научно-исследовательских конференциях
на уровне школы, города, области.
• Разработка проектов к урокам.
Слайд 394. Духовно-нравственное направление:
• Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки
мужества»;
• Выставки рисунков.
• Оформление газет о боевой и трудовой славе
россиян, томичей;
• Встречи с участниками «горячих точек»;
• Тематические классные часы;
• Подготовка к участию в городской программе «Учимся жить вместе»
• Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.
• Конкурсы рисунков.
• Фестивали патриотической песни.
• Написание летописи родного края
Слайд 405. Социальная деятельность:
• Проведение субботников;
• Работа на пришкольном участке.
• Разведение
комнатных цветов.
• Акция «Спаси дерево», «Помоги птицам»
• Акция «Тёплый
дом».
Слайд 41В ходе внеурочной образовательной деятельности могут быть осуществлены следующие виды внеурочной
деятельности:
Игровая деятельность
Познавательная деятельность
Проблемно-ценностное общение
· Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
Художественное творчество
Социальное творчество
(социально значимая волонтерская деятельность)
Трудовая (производственная) деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
Туристско-краеведческая деятельность
Слайд 42В материалах методического сопровождения федерального государственного образовательного стандарта второго поколения
особым приоритетом при организации внеурочной воспитательной деятельности является внеурочная проектная деятельность.
Под проектной
деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
1) направлены на достижение конкретных целей;
2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
4) в определенной степени неповторимы и уникальны.
Слайд 43В материалах методического сопровождения федерального государственного образовательного стандарта второго поколения
особым приоритетом при организации внеурочной воспитательной деятельности является внеурочная проектная деятельность.
Под проектной
деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
1) направлены на достижение конкретных целей;
2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
4) в определенной степени неповторимы и уникальны.
Слайд 443. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание
целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Слайд 45Проекты отличаются друг от друга
результатом:
- поделки (игрушки, книги, рисунки,
открытки, костюмы, макеты, модели и т.д.);
- мероприятия (спектакли, концерты, викторины,
КВН, показы мод и т. д.);
числом детей
- индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
- работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
- коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих
Слайд 46продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
числом этапов и наличием
промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа
можно выделить подготовку костюмов);
набором и иерархией ролей;
соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
необходимостью привлечения взрослых
Слайд 47В рамках ФГОС предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной
деятельности:
модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного
образования детей);
модель «школы полного дня»;
оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
инновационно-образовательная модель.
Слайд 48Первая модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования
и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.
Модель дополнительного образования. Внеурочная
деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору.
Слайд 49Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена
в ФГОС, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках
соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.
Слайд 50Данная модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и
академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора
для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.
Слайд 51Модель «школы полного дня».Основой для модели «школы полного дня» является
реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.
Данную модель характеризует:
-создание
условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе, через поляризацию образовательной среды школы и выделением разноакцентированных пространств;
-содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;
Слайд 52- создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию
рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
-создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;
Слайд 53-построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в
образовательном учреждении;
-опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.
Преимуществами данной
модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.
Слайд 54Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов
образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические
работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).
Слайд 55В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель,
который в соответствии со своими функциями и задачами:
-взаимодействует с педагогическими
работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
-организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
-организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
-организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Слайд 56Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность,
создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном
и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Слайд 57Инновационно-образовательная модель. Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой)
площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в
образовательном учреждении.
В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных и воспитательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.
Слайд 58Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального
педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими
службами.
Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.
Слайд 59Воспитательным результатом внеурочной образовательной деятельности должно стать непосредственное духовно-нравственное, личностное, деятельностное приобретение
ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной
образовательной деятельности.
Можно выделить следующие уровнипланируемых результатов внеурочной образовательной деятельности:
- первый уровень достигается в процессе взаимодействия с педагогом: приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.);
Слайд 60- второй уровень достигается в дружественной детской среде: получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества;
- третий уровень достигается во взаимодействии с социальными субъектами: получение
школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Слайд 61Каждому уровню образовательного результата соответствуют свои формы образовательной деятельности, которые
должны найти отражение впрограмме внеурочной образовательной деятельности
Количество программ и их типы
зависят:
- от количества реализуемых направлений;
- возраста учащихся;
- потребностей и возможностей учащихся;
- особенностей деятельности детей и педагогов.
Слайд 62Можно выделить следующие типы программ внеурочной образовательной деятельности:
- комплексные;
- тематические;
- ориентированные на достижение результатов
определённого уровня;
‑ по конкретным видам внеурочной образовательной деятельности;
- возрастные;
- индивидуальные.
Слайд 63Комплексные программы внеурочной образовательной деятельности предполагают последовательный переход от воспитательных
результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной
деятельности.
Тематические программы внеурочной образовательной деятельности направлены на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.).
Слайд 64Программы внеурочной образовательной деятельности, ориентированные на достижение результатов определённого уровня могут
иметь возрастную привязку, например:
- для 1-2-го класса – программа, ориентированная на
приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности;
- для 2-3-го класса – программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям;
- для 4-го класса – программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия.
Слайд 65Программы по конкретным видам внеурочной образовательной деятельностипредставлены в различного рода
программах деятельности кружков, секций, факультативов и т.п. Тематика кружков может
быть разнообразной.
Возрастные программы внеурочной образовательной деятельности могут быть представлены по ступеням – программа внеурочной образовательной деятельности младших школьников, программа внеурочной образовательной деятельности подростков, программа внеурочной образовательной деятельности старшеклассников.
Индивидуальные программы внеурочной образовательной деятельности представляют собой программу развития способностей каждого учащегося (индивидуальную траекторию) и может быть представлена программой развития одарённости учащегося.
Слайд 66Структура программы внеурочной образовательной деятельности может быть представлена следующими разделами:
- Пояснительная записка.
- Содержание
внеурочной образовательной деятельности.
- Тематическое планирование.
- Формы оценки образовательных результатов.
Наиболее удобными формами представления
образовательных результатов внеурочной деятельности являются следующие:
- портфолио ученика;
- самооценка;
- выставка достижений учащихся;
- др.
Слайд 67Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в
условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и
способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, и т.д.
Слайд 68Воспитательный компонент ФГОС ориентирован на реализацию гуманистических приоритетов современной социальной
политики, создание условий для полноценной реализации потенциала воспитательного процесса в
решении задач консолидации нации, обеспечения конкурентоспособности и безопасности личности, общества и государства, воспитания в общественном сознании установок социальной ответственности, толерантности, патриотизма; содействует развитию и обеспечению полноценной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений и других социальных институтов в формировании у детей актуального социокультурного опыта, духовно-нравственных идеалов, расширение пространства реализации подростками активной гражданской позиции в социальном творчестве.
Слайд 69Воспитательный компонент ФГОС представлен сегодня несколькими документами. В их числе
Примерные программы воспитания и социализации обучающихся для начальной и основной
школы, Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основногообщего образования.
Примерная программа воспитания и социализации учащихся представляет собой документ, определяющий цели, задачи, содержание и методы воспитания школьников, управления и контроля результативности воспитательной деятельности в контексте государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.