Слайд 1Воспитательная деятельность педагога.
Слайд 2Педагогическая деятельность – это особый вид социальной деятельности, направленный на
передачу от старших поколений младшим культурно-исторического опыта, создание условий для
их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе
Профессиональная педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является воспитание, обучение, развитие обучающихся.
Сущность педагогической деятельности
Слайд 3Структура педагогической деятельности
Структура (лат. structure строение, расположение, порядок) – совокупность
внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта.
В психологии и философии
основные компоненты структуры деятельности – это цель, мотивы, действия и результат.
С учетом данного понимания деятельности структуру педагогической деятельности можно представить как единство субъекта и объекта педагогической деятельности, их потребностей, целей, мотивов методов и средств педагогической деятельности, педагогических действий (операций), предмета и результата; (продукта) педагогической деятельности, оценки результата и корректирующих педагогических действий.
Слайд 4Структура педагогической деятельности
Деятельность
Цель
(представление о желаемом результате)
Мотив (побуждает и направляет)
Потребность
Действия
и операции
Средства
Предмет
Результат (удовлетворяет потребность)
Слайд 5ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Субъект педагогической деятельности – педагог.
Объект
педагогической деятельности – личность ребёнка.
Главное условие возникновения педагогической деятельности
–
наличие общественной потребности передавать новым поколениям опыта предыдущих поколений. Условием успешности педагогической деятельности является активность самого ребёнка его в обучении и воспитании. Поэтому ребёнок – не только объект педагогического воздействия, но и субъект познания и самовоспитания.
Слайд 6Гностический – деятельность по изучению, исследованию (диагностированию) педагогических объектов и
явлений.
Проектировочный – постановку целей обучения и воспитания, определение стратегии и
способов их достижения.
Конструктивный – отбор учебного материала, планирование и построение педагогического процесса; планирование своих действий и действий учащихся; проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса.
Организаторский – выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, формирование коллектива, а также на организацию собственной деятельности.
Коммуникативный – установление педагогически целесообразных отношений учителя с воспитанниками, другими педагогами школы, родителями.
Компоненты структуры
педагогической деятельности
Слайд 7Педагог как субъект
педагогической деятельности
Основные виды
педагогической деятельности
Преподавание – педагогическая
деятельность, направленная на управление учебно-познавательной деятельностью школьников.
Воспитательная работа –
педагогическая деятельность, направленная на управление разнообразными видами деятельности воспитанников и организацию воспитательной среды для решения задач разностороннего развития личности.
Позиция педагога – это система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности в целом и в педагогической деятельности, в частности.
Слайд 8
Педагогический профессионализм
и этапы его становления
Педагогические умения –
это совокупность последовательных действий, основанных на теоретически знаниях, педагогических способностях
и направленных на решение педагогических задач. Дадим краткую характеристику основных педагогических умений.
Аналитические умения – умения анализировать педагогические явления, теоретически их обосновывать, диагностировать, формулировать приоритетные педагогические задачи и находить оптимальные способы и решения.
Прогностические умения – умения представить и сформулировать диагностируемые цели и задачи своей деятельности, отобрать методы их достижения, предвидеть возможные отклонения при достижении результата; прогнозировать образовательные и развивающие возможности содержания взаимодействия участников образовательного процесса, умения прогнозировать развитие личности, коллектива.
Слайд 9Педагогический профессионализм
и этапы его становления
Проектировочные, или конструктивные умения –
умения планировать содержание и виды деятельности участников образовательного процесса с
учетом их потребностей, возможностей, особенностей, умения определять форму и структуру образовательного процесса в зависимости от сформулированных задач и особенностей участия ков, умения определять отдельные этапы педагогического процесса и задачи, характерные для них, умения планировать индивидуальную работу с учащимися, отбирать оптимальные формы, методы и средства обучения и воспитания, планировать развитие воспитательной среды и т. д.
Рефлексивные умения связаны с контрольно-оценочной деятельностью педагога, направленной на себя. (Рефлексия педагога – это деятельность по осмыслению и анализу собственной педагогической деятельности.).
Слайд 10Педагогический профессионализм
и этапы его становления
Организаторские умения представлены мобилизационными, информационно-дидактическими,
развивающими и ориентационными умениями.
Коммуникативные умения включают три взаимосвязанные группы:
перцептивные умения, собственно умения педагогического (вербального) общения и умения (навыки) педагогической техники.
Педагогическая техника – это комплекс умений, необходимых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный, оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера).
Слайд 11Результаты профессионального
становления педагога
Профессионально-педагогическая культура учителя может быть охарактеризована как
синтез профессионально-педагогической направленности, профессиональных знаний, педагогических, способностей и педагогических умений.
Педагогическое мастерство в свою очередь есть высший уровень развития профессионально-педагогической культуры. Мастер – это специалист, достигший высокого искусства в своей профессии.
Педагогическое новаторство есть деятельность по внесению и осуществлению новых прогрессивных идей, методов, форм, технологий в педагогический процесс и их применение наряду с традиционными подходами.
Слайд 12Система непрерывного образования учителя
Довузовский (допрофессиональный) этап. У отдельных учащихся
уже в школьном возрасте проявляются склонности и способности к педагогической
работе: они общительны, испытывают привязанность к детям, обладают эмпатией, гуманностью, терпимы по отношению к другим и т. п.
Вузовский (профессиональный) этап. На этом этапе студенты – будущие педагоги – получают систематическую общеобразовательную и профессиональную подготовку в средней специальной или (и) высшей школе. Учебный процесс в вузе предлагает студентам различные формы обучения (лекционные, семинарские, лабораторные занятия, учебную и производственную практику).
Послевузовский этап (последипломное образование) – постоянное совершенствование профессионального мастерства. Первый год – вхождение в профессию. Учитель со стажем работы до пяти лет имеет статус молодого учителя. Обычно после 3-5 лет работы учитель начинает изучать и осмысливать свой опыт, опыт коллег, обобщает его.