Слайд 1Воспитательное взаимодействие
Слайд 2Взаимодействие педагога и воспитанника в условиях воспитательного процесса
Воспитание – это,
по сути дела, производство отношений, и для того чтобы оно
было эффективным, мы должны включить личность в продуктивное взаимодействие.
Слайд 3Воспитательное воздействие и взаимодействие
Слайд 4Взаимодействие педагога и воспитанника в условиях воспитательного процесса
Взаимодействие
предполагает взаимную активность субъектов взаимодействия (воспитателя и воспитуемого, коллектива и
личности, личности и социума) и происходит в двух основных формах : общение и деятельность.
«Личностью является лишь тот человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно выявляется во всем его существе» С.Л. Рубинштейн.
Слайд 5Взаимодействие педагога и воспитанника в условиях воспитательного процесса
Переживания, которые возникают
в процессе взаимодействия укрепляют, разрушают, реорганизуют отношения. Они закрепляются в
форме ожиданий, симпатий – антипатий, осознания и принятия или отвергания привычных и подразумеваемых норм поведения, ценностных представлений.
Слайд 6
· сотрудничество –гуманные, доброжелательные, доверительные отношения, активность с обеих
сторон, положительное взаимное влияние друг на друга;
· диалог – принятие
партнера таким, каков он есть, уважительные, положительные отношения взаимодействующих сторон, искренний обмен мнениями, открытость, отсутствие предвзятости, эмоциональная насыщенность;
· соглашение – договоренность взаимодействующих сторон об их роли, позиции и функциях в коллективе, в конкретной деятельности в целях достижения положительного результата;
· опека –забота одной стороны о другой (учителя об учениках, старших о младших);
· подавление – пассивное подчинение одной стороны другой, проявляется в виде открытых, жестких указаний, требований, предписаний, что и как делать;
· индифферентность– равнодушие, безучастность друг к другу, нейтральные формальные отношения;
· конфронтация – скрытая неприязнь друг к другу, противоборство, противопоставление, столкновение, расхождение целей и интересов;
Слайд 7Продуктивное и непродуктивное взаимодействие
Процесс гуманизации воспитательных отношений осуществляется через поиск
путей продуктивного взаимодействия.
Любовь как основа продуктивных воспитательных отношений соответствует следующим
сущностным характеристикам:
В основе любви безусловное, безоговорочное принятие другого человека
Любовь связана с подлинным интересом к духовному миру другого человека
Любовь – это труд души
Слайд 8Продуктивное и непродуктивное взаимодействие
Любовь взаимообогащает людей, наполняет жизнь особым смыслом
Любовь
предполагает активную заботу о жизни, духовном и физическом росте другого
человека и самого себя
Любовь к другому начинается с любви к себе
Способность любить присуща не каждому, эту способность необходимо воспитывать
Отношения любви в условиях воспитательного процесса требуют от педагога способности строить человеческие, а не функциональные отношения.
Слайд 9Деформация воспитательного взаимодействия
Лидером воспитательного взаимодействия является учитель, и именно на
нем лежит ответственность за развитие воспитательной ситуации.
Учитель, который не может
преодолеть рамки функционально – ролевых контактов, подняться в общении с учениками на уровень человеческих отношений, часто допускает ошибки, которые становятся причиной отчужденности ребенка.
Слайд 10Деформация воспитательного взаимодействия
Проявления отчужденности:
потеря интереса к знаниям
ухудшение психического и физического
здоровья
различные формы деструктивного поведения (девиантного и делинквентного)
Отчужденность личности
от коллектива проявляется в уходе человека в личные проблемы, псевдоинтимности, ослаблении интереса к общественной жизни, потере социальной активности.
Слайд 11Деформация воспитательного взаимодействия
Наиболее тяжелая форма отчужденности – это отчужденность личности
от самой себя. Эта уже определенная деформация сознания, которая ставит
серьезные препятствия на пути развития личности. Жизненные силы тратятся непродуктивно.
Слайд 14И.И. Рыданова Ошибки восприятия ребенка
- стереотипное восприятие ребенка, когда у
учителя формируется стереотипный образ «троечника», «способного», «бездарного», «хорошей девочки», «нарушителя
дисциплины», и этот стереотип вызывает у учителя эффект ожидания, который довлеет, как над учащимися, так и над учителем;
- проецирующее восприятие, когда партнера по общению наделяют собственными достоинствами и недостатками;
- инерционность восприятия, когда последняя впечатляющая информация становится доминирующей в оценке детской личности, и учитель не воспринимает новую информацию о ребенке;
Слайд 15И.И. Рыданова Ошибки восприятия ребенка
- инфантильное восприятие, которое основывается на
делении партнеров по общению на «плохих» и «хороших» в зависимости
от того, как последние к ним относятся, и если в отношении кого – то сформировался «образ врага», то этот человек лишается сочувствия и сопереживания.
В практике взаимодействия педагога и ребенка имеют место различные формы психологического насилия (открытого и скрытого): «вербальное избиение», использование как «козла отпущения», отвержение, бойкотирование, ложь, демонстрация власти, запугивание, пренебрежение, игнорирование и др.
Все это приводит к необратимым последствиям в развитии личности; личность тратит душевные силы непродуктивно и становится способна жизненную энергию трансформировать в энергию разрушения.
Слайд 16Казусы воспитания
Реальная воспитательная практика протекает достаточно сложно и дает нам
примеру казусов, когда результаты воспитания резко расходятся с ожиданием воспитателей.
1.
Казус, который вытекает из демонстрации педагогом ложного пафоса, - «мыльный пузырь».
2. Казус, который вытекает из неготовности воспитанников отвечать за свои слова и действия, - «хочу, но не могу».
3. Казус, который основывается на манипуляции детьми любовью воспитателя, - «святая простота».
Слайд 17Казусы воспитания
4. Казус, который вытекает из абсолютизации педагогом отдельных методов,
- «лжедидактизм».
5. Казус, который вытекает из стремления педагога к жертвенности.
6.
Казус, который вытекает из уверенности педагога в объективности своих оценок детских возможностей – «мания оракула».
Слайд 18Взаимодействие педагога и воспитанника в условиях воспитательного процесса
Задание для слушателей.
Сравним две ситуации.
Ситуация 1. Николай Иванович входит в класс. Я
знаю, я убежден, что Николаю Ивановичу известно, что со мной происходит. И меня не удивляет, что он называет мою фамилию первой. Растерянно, беспомощно стою перед кафедрой, стою вроде как на узенькой тропинке через ручей, с которой каждую минуту могу сорваться. Меня может выручить только случай. Едва слышу, что спрашивает мой судья. Отвечаю наобум и с каждым ответом все больше и больше ощущаю, как лечу вниз. Вдруг меня осенило, столбняк прошел. Мне стали ясны все вопросы и что надо отвечать. Но поздно. «Садись!» - и рука в журнале безжалостным движением, хорошо мне знакомым, выводит 2+. Я оглушен, окаменел от стыда, досады и несправедливости (С.Т. Шацкий: работа для будущего. Документальное повествование).
Слайд 19Взаимодействие педагога и воспитанника в условиях воспитательного процесса
Ситуация 2
В руках
у учителя песочные часы. Дети выполняют задание на время.
Русико, -
шепчу я ей на ухо, - как дела?
Она уже соединила 5 кружочков с рисунком дерева. Я помогаю ей сосчитать звуки в слове «дерево», потом советую найти «слово», в котором столько же «букв». Русико рада. Смотрит на песочные часы.
- Я успею, - шепчет мне на ухо (Ш.А. Амонашволи «Здравствуйте, дети!»).
Слайд 20Задание для самостоятельной работы
Сравните ситуации ,указанные на слайде 17-18.
Чем отличаются позиции педагога? Какую из них можно назвать гуманной?
Раскройте сущность гуманной педагогики.